Конспект урока географии в 9 классе
Тема: Рекреационное хозяйство. Практическая работа «Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края».
Цель: Сформировать представление о рекреационном хозяйстве России и своего края, оценить его туристско-рекреационный потенциал.
Задачи:
Образовательные: Раскрыть понятие "рекреационное хозяйство", изучить его структуру и значение. Выявить особенности туристско-рекреационного потенциала своего края.
Развивающие: Развивать умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природному и культурному наследию, чувство патриотизма и любви к малой родине.
Оборудование: Интерактивная доска, физическая и туристическая карты России и своего края, атласы для 9 класса, учебник, раздаточный материал (статистические данные, кейсы), планшеты с доступом в интернет.
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами практической работы.
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие. Создание эмоционального настроя. Озвучивание темы и целей урока.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Метод «Корзина идей»: Учащиеся называют всё, что приходит им на ум при слове «отдых», «туризм». Учитель записывает идеи на доске.
Проблемный вопрос: «Как вы думаете, может ли отдых стать отраслью хозяйства? Почему?»
3. Изучение нового материала (15 мин)
Этап 1. Понятие и структура рекреационного хозяйства (фронтальная работа с объяснением учителя)
Определение: Рекреационное хозяйство - отрасль, обеспечивающая отдых и восстановление здоровья людей.
Структура:
Виды туризма:
Познавательный (культурно-познавательный): Посещение исторических, культурных, архитектурных достопримечательностей. (Пример: экскурсия по Кремлю, музеям).
Рекреационный (пляжный, отдых на природе): Отдых для восстановления сил. (Пример: отдых на курортах Черноморского побережья).
Лечебно-оздоровительный: Отдых, совмещенный с лечением. (Пример: поездка в санаторий).
Спортивный (активный): Альпинизм, лыжные походы, рафтинг и т.д. (Пример: сплав по рекам Алтая, горнолыжный курорт "Роза Хутор").
Деловой: Поездки для участия в конференциях, семинарах, выставках. (Пример: поездка на международный форум в Санкт-Петербург).
Экологический (экотуризм): Посещение малоизмененных природных территорий. (Пример: наблюдение за птицами в заповеднике, эко-тропы).
Религиозный (паломнический): Посещение святых мест. (Пример: поездка в Сергиев Посад, на Валаам).
Факторы размещения: Природные условия, историко-культурные памятники, инфраструктура.
Этап 2. Рекреационные ресурсы России (работа с картой в парах)
Задание: Пользуясь картой рекреационных ресурсов России в атласе(презентации), выявите основные районы:
1. Европейский Юг России (Черноморское побережье Кавказа)
Ключевые центры: Большой Сочи (Адлер, Хоста, Центральный Сочи, Лазаревское), Анапа, Геленджик, Туапсе.
Потенциал: Курортно-пляжный отдых (самый тёплый морской климат в России), бальнеологические курорты (Мацеста), горный туризм (Красная Поляна — горнолыжный курорт мирового уровня), природные достопримечательности (водопады, ущелья).
2. Северо-Кавказский рекреационный район (Кавказские Минеральные Воды)
Ключевые центры: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.
Потенциал: Бальнеологическое и грязевое лечение (крупнейшее в России скопление источников минеральных вод разного типа), пешеходный туризм (окрестные горы-лакколиты), культурно-исторический туризм (места, связанные с Лермонтовым).
3. Центральный рекреационный район
Ключевые центры: Москва, города «Золотого кольца» (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Владимир, Суздаль и др.), Санкт-Петербург и его пригороды (Петергоф, Царское Село, Павловск).
Потенциал: Культурно-познавательный туризм мирового уровня (музеи, памятники архитектуры, исторические центры городов), деловой туризм (столицы), событийный туризм (фестивали, выставки).
4. Европейский Север и Северо-Запад
Ключевые центры: Карелия (о. Кижи, о. Валаам, г. Петрозаводск, горный парк «Рускеала»), Кольский полуостров (Хибины), Архангельская область (Соловецкие острова), Вологодская область (Великий Устюг — родина Деда Мороза).
Потенциал: Экологический и активный туризм (сплавы, hiking, сафари на снегоходах), этнографический туризм (деревянное зодчество, поморская культура), горнолыжный отдых (Хибины), круизный туризм по озерам и рекам.
5. Поволжский рекреационный район
Ключевые центры: Речные круизы по Волге, Казань, Нижний Новгород, Самара, Астрахань (дельта Волги), Ульяновск.
Потенциал: Речной круизный туризм (главный круизный маршрут России), культурно-этнический туризм (переплетение русской и татарской культур), событийный и паломнический туризм.
6. Уральский рекреационный район
Ключевые центры: Уральские горы (от Северного до Южного Урала), Пермский край (Кунгурская ледяная пещера), Свердловская область (Екатеринбург, Невьянск), Челябинская область (озеро Тургояк, Зюраткуль, горнолыжные центры), Республика Башкортостан (курорт Янган-Тау).
Потенциал: Активный и спортивный туризм (пешие, лыжные, велопоходы, сплавы), спелеотуризм, горнолыжный отдых, лечение (минеральные источники).
7. Байкальский рекреационный район
Ключевые центры: Озеро Байкал (Листвянка, о. Ольхон, Малое Море, Байкальск), Иркутск, Улан-Удэ.
Потенциал: Экологический туризм уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, бальнеологический отдых (курорт Аршан), активный туризм (трекинг, дайвинг, зимние виды спорта), этнографический туризм (бурятская культура).
8. Алтайско-Саянский рекреационный район (Горный Алтай)
Ключевые центры: Республика Алтай (Телецкое озеро, Чемал, плато Укок, гора Белуха), Алтайский край (Белокуриха — крупнейший бальнеологический курорт Сибири).
Потенциал: Активный и приключенческий туризм высшей категории (альпинизм, рафтинг, джип-туры), экологический туризм, лечение на минеральных источниках.
9. Дальневосточный рекреационный район
Ключевые центры: Камчатка (Долина гейзеров, вулканы), Приморский край (Владивосток, нацпарк «Земля леопарда»), Сахалин, Курильские острова.
Потенциал: Экстремальный и экологический туризм (восхождение на вулканы, наблюдение за дикой природой, термальные источники), уникальная ихтиофауна (рыбалка).
Обсуждение: Какие виды рекреации преобладают в каждом районе?
4. Практическая работа «Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края» (15 мин)
Инструкция: Используя различные источники информации (текст учебника, карты, интернет-ресурсы, раздаточным материал), дайте характеристику туристско-рекреационного потенциала своего края по плану:
Природные рекреационные ресурсы:
Рельеф
Климат
Водные объекты
Растительность
ООПТ
Культурно-исторические ресурсы:
Памятники истории и культуры
Народные промыслы
Этнографические особенности
Инфраструктура:
Транспортная сеть
Средства размещения
Предприятия питания
Досуговые учреждения
Перспективы развития:
Проблемы
Возможные пути решения
Форма работы: Индивидуальная или в парах.
Критерии оценки:
Полнота характеристики
Умение работать с различными источниками информации
Точность и достоверность информации
Оформление работы
5. Защита работ и обсуждение (5 мин)
Учащиеся кратко представляют результаты своей работы.
Обсуждение: Какие перспективы развития рекреационного хозяйства в нашем крае вы видите? Что необходимо сделать для повышения его привлекательности?
6. Рефлексия и домашнее задание (3 мин)
Рефлексия: «Сегодня я узнал...», «Было интересно...», «Я затруднялся..»
Домашнее задание:
Применяемые технологии:
Технология критического мышления (приём «Корзина идей», проблемные вопросы)
Кейс-технология (работа с характеристикой потенциала своего края)
ИКТ (работа с интернет-ресурсами)
Картографическая технология (работа с картами)
Метод проектов (домашнее задание)