СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии в 9 классе Рекреационное хозяйство. Практическая работа - Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 9 классе Рекреационное хозяйство. Практическая работа - Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.»

Конспект урока географии в 9 классе

Тема: Рекреационное хозяйство. Практическая работа «Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края».

Цель: Сформировать представление о рекреационном хозяйстве России и своего края, оценить его туристско-рекреационный потенциал.

Задачи:

  • Образовательные: Раскрыть понятие "рекреационное хозяйство", изучить его структуру и значение. Выявить особенности туристско-рекреационного потенциала своего края.

  • Развивающие: Развивать умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.

  • Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природному и культурному наследию, чувство патриотизма и любви к малой родине.

Оборудование: Интерактивная доска, физическая и туристическая карты России и своего края, атласы для 9 класса, учебник, раздаточный материал (статистические данные, кейсы), планшеты с доступом в интернет.

Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами практической работы.

Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Создание эмоционального настроя. Озвучивание темы и целей урока.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Метод «Корзина идей»: Учащиеся называют всё, что приходит им на ум при слове «отдых», «туризм». Учитель записывает идеи на доске.

Проблемный вопрос: «Как вы думаете, может ли отдых стать отраслью хозяйства? Почему?»

3. Изучение нового материала (15 мин)

Этап 1. Понятие и структура рекреационного хозяйства (фронтальная работа с объяснением учителя)

Определение: Рекреационное хозяйство - отрасль, обеспечивающая отдых и восстановление здоровья людей.

Структура:

      1. Туризм (внутренний, выездной, въездной)

Виды туризма:

  • Познавательный (культурно-познавательный): Посещение исторических, культурных, архитектурных достопримечательностей. (Пример: экскурсия по Кремлю, музеям).

  • Рекреационный (пляжный, отдых на природе): Отдых для восстановления сил. (Пример: отдых на курортах Черноморского побережья).

  • Лечебно-оздоровительный: Отдых, совмещенный с лечением. (Пример: поездка в санаторий).

  • Спортивный (активный): Альпинизм, лыжные походы, рафтинг и т.д. (Пример: сплав по рекам Алтая, горнолыжный курорт "Роза Хутор").

  • Деловой: Поездки для участия в конференциях, семинарах, выставках. (Пример: поездка на международный форум в Санкт-Петербург).

  • Экологический (экотуризм): Посещение малоизмененных природных территорий. (Пример: наблюдение за птицами в заповеднике, эко-тропы).

  • Религиозный (паломнический): Посещение святых мест. (Пример: поездка в Сергиев Посад, на Валаам).

      1. Санаторно-курортное лечение

      2. Организация отдыха (базы отдыха, кемпинги)

Факторы размещения: Природные условия, историко-культурные памятники, инфраструктура.

Этап 2. Рекреационные ресурсы России (работа с картой в парах)

Задание: Пользуясь картой рекреационных ресурсов России в атласе(презентации), выявите основные районы:

1. Европейский Юг России (Черноморское побережье Кавказа)

Ключевые центры: Большой Сочи (Адлер, Хоста, Центральный Сочи, Лазаревское), Анапа, Геленджик, Туапсе.

Потенциал: Курортно-пляжный отдых (самый тёплый морской климат в России), бальнеологические курорты (Мацеста), горный туризм (Красная Поляна — горнолыжный курорт мирового уровня), природные достопримечательности (водопады, ущелья).


2. Северо-Кавказский рекреационный район (Кавказские Минеральные Воды)

Ключевые центры: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.

Потенциал: Бальнеологическое и грязевое лечение (крупнейшее в России скопление источников минеральных вод разного типа), пешеходный туризм (окрестные горы-лакколиты), культурно-исторический туризм (места, связанные с Лермонтовым).


3. Центральный рекреационный район

Ключевые центры: Москва, города «Золотого кольца» (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Владимир, Суздаль и др.), Санкт-Петербург и его пригороды (Петергоф, Царское Село, Павловск).

Потенциал: Культурно-познавательный туризм мирового уровня (музеи, памятники архитектуры, исторические центры городов), деловой туризм (столицы), событийный туризм (фестивали, выставки).


4. Европейский Север и Северо-Запад

Ключевые центры: Карелия (о. Кижи, о. Валаам, г. Петрозаводск, горный парк «Рускеала»), Кольский полуостров (Хибины), Архангельская область (Соловецкие острова), Вологодская область (Великий Устюг — родина Деда Мороза).

Потенциал: Экологический и активный туризм (сплавы, hiking, сафари на снегоходах), этнографический туризм (деревянное зодчество, поморская культура), горнолыжный отдых (Хибины), круизный туризм по озерам и рекам.


5. Поволжский рекреационный район

Ключевые центры: Речные круизы по Волге, Казань, Нижний Новгород, Самара, Астрахань (дельта Волги), Ульяновск.


Потенциал: Речной круизный туризм (главный круизный маршрут России), культурно-этнический туризм (переплетение русской и татарской культур), событийный и паломнический туризм.


6. Уральский рекреационный район

Ключевые центры: Уральские горы (от Северного до Южного Урала), Пермский край (Кунгурская ледяная пещера), Свердловская область (Екатеринбург, Невьянск), Челябинская область (озеро Тургояк, Зюраткуль, горнолыжные центры), Республика Башкортостан (курорт Янган-Тау).

Потенциал: Активный и спортивный туризм (пешие, лыжные, велопоходы, сплавы), спелеотуризм, горнолыжный отдых, лечение (минеральные источники).


7. Байкальский рекреационный район

Ключевые центры: Озеро Байкал (Листвянка, о. Ольхон, Малое Море, Байкальск), Иркутск, Улан-Удэ.

Потенциал: Экологический туризм уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, бальнеологический отдых (курорт Аршан), активный туризм (трекинг, дайвинг, зимние виды спорта), этнографический туризм (бурятская культура).


8. Алтайско-Саянский рекреационный район (Горный Алтай)

Ключевые центры: Республика Алтай (Телецкое озеро, Чемал, плато Укок, гора Белуха), Алтайский край (Белокуриха — крупнейший бальнеологический курорт Сибири).

Потенциал: Активный и приключенческий туризм высшей категории (альпинизм, рафтинг, джип-туры), экологический туризм, лечение на минеральных источниках.


9. Дальневосточный рекреационный район

Ключевые центры: Камчатка (Долина гейзеров, вулканы), Приморский край (Владивосток, нацпарк «Земля леопарда»), Сахалин, Курильские острова.

Потенциал: Экстремальный и экологический туризм (восхождение на вулканы, наблюдение за дикой природой, термальные источники), уникальная ихтиофауна (рыбалка).

Обсуждение: Какие виды рекреации преобладают в каждом районе?

4. Практическая работа «Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края» (15 мин)

Инструкция: Используя различные источники информации (текст учебника, карты, интернет-ресурсы, раздаточным материал), дайте характеристику туристско-рекреационного потенциала своего края по плану:

  1. Природные рекреационные ресурсы:

    • Рельеф

    • Климат

    • Водные объекты

    • Растительность

    • ООПТ

  2. Культурно-исторические ресурсы:

    • Памятники истории и культуры

    • Народные промыслы

    • Этнографические особенности

  3. Инфраструктура:

    • Транспортная сеть

    • Средства размещения

    • Предприятия питания

    • Досуговые учреждения

  4. Перспективы развития:

    • Проблемы

    • Возможные пути решения

Форма работы: Индивидуальная или в парах.

Критерии оценки:

  • Полнота характеристики

  • Умение работать с различными источниками информации

  • Точность и достоверность информации

  • Оформление работы

5. Защита работ и обсуждение (5 мин)

Учащиеся кратко представляют результаты своей работы.

Обсуждение: Какие перспективы развития рекреационного хозяйства в нашем крае вы видите? Что необходимо сделать для повышения его привлекательности?

6. Рефлексия и домашнее задание (3 мин)

Рефлексия: «Сегодня я узнал...», «Было интересно...», «Я затруднялся..»

Домашнее задание:

    1. §__ учебника.

    2. Разработать проект туристического маршрута по своему краю (индивидуально или в группах).

Применяемые технологии:

  • Технология критического мышления (приём «Корзина идей», проблемные вопросы)

  • Кейс-технология (работа с характеристикой потенциала своего края)

  • ИКТ (работа с интернет-ресурсами)

  • Картографическая технология (работа с картами)

  • Метод проектов (домашнее задание)