СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии "Жизнь в арктическом поясе и океане"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии "Жизнь в арктическом поясе и океане"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Жизнь в арктическом поясе и океане"»

Тема урока: Жизнь в полярных поясах и в океане

Класс: 5

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений об арктических и антарктических пустынях и условиях жизни в океане.

Планированные образовательные результаты:

 Предметные: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира)

Метапредметные: создать условия для осознания школьниками процесса обучения,

-способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;

- развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

-формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой и другими источниками информации;

-создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.

Личностныеразвивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать  уважительное  отношения к России, родному краю.

Задачи: Формировать УУД:- Личностные УУД формирование  уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей  деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию)  и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.

 Коммуникативные УУД:  формировать умения:  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);  высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;   уважительно относиться к позиции другого,  пытаться договариваться;  выделять главное.

  Познавательные УУД:  формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Ожидаемые результаты:

Предметные: Знать  особенности распространения животных и растений в полярных поясах и в океане.    

Уметь  аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.

Тип урока: Интегрированный урок (география и биология) « исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Формы работы учащихся –   индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Опорные понятия, термины: тундра, арктические и антарктические пустыни, фитопланктон.

Необходимые технические средства

Компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.

Ресурсы:

- основные:  учебник «География» 5 класс. Автор А.А.Летягин. «Вентана-Граф» 2012, дневник юного географа - следопыта, атлас и контурные карты 5 класс, карта полушарий, физическая карта России, карта природных зон.

- дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, интернет ресурсы, иллюстрации с изображением животных и мест их обитания, маршрутные листы,                           «  карточки-  помогайки»

Используемые ЭОР: http://pwpt.ru/presentation/geografiya/page/11/,

http://festival.1september.ru/geography/page-9

Межпредметные связи: информатика, биология, технология

Эпиграф: « Наблюдай и восхищайся,

Изучай и береги!».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности. Проверка готовности класса к уроку(1мин.)

Цели: создать рабочую обстановку, направить мыслительную деятельность учащихся в нужное русло

Учитель:

 Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной .Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие самое главное мы должны взять с собой? (багаж знаний).Поэтому, мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились на предыдущем уроке.

 Актуализация опорных знаний. (3 мин).

- Как называется наша основная тема?( Биосфера)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм-

Навстречу солнцу и ветрам,

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь. 

-Что мы называем биосферой? ( Живая оболочка Земли).

- Равномерно ли распределены организмы в биосфере?( Неравномерно распределены организмы на Земле.)

- Почему?

- Что необходимо для существования всем живым организмам? ( Всем организмам необходимо тепло, свет, влага, кислород, питательные вещества).

- Кто назовет мне, с природой каких широт мы уже познакомились на уроках? ( Мы изучили природу тропических и умеренных поясов.)

-Покажите эти зоны на карте.

Выполните тест. «Третий лишний» ( 2 мин.)

Уч-ся отвечают при помощи сигнальных карточек,  в «Оценочном листе» отмечают верные ответы знаком « , а неверные знаком «-». Выставляют себе оценки (верно 6 из 6-«5»;5 из 6-«4»;4 из 6-«3» ). За работу на каждом этапе урока уч-ся ставят себе оценку

Игра «Третий лишний»

Растения степей:                               Растения лиственных лесов:                           Растения тайги

1) полынь;                                                           1) дуб;                                                1) сосна;

2) берёза                                                               2) клён;                                              2) липа;

3) ковыль.                                                              3) ель.                                                 3) пихта

Животные лиственных лесов:                        Животные тайги:                              Животные степей:

1) белка                                                             1) медведь;                                        1) белки,

2) кабан                                                             2) лось;                                              2) сайгаки,

3) бурундук                                                       3) лиса                                               3) тушканчики

Проверка теста по слайду.(1 мин.)

-Оцените свою работу в оценочном листе. ( 1 мин)

Этап 2. Формирование темы и цели урока.(5 мин)

- Юные мои натуралисты, мы продолжаем с вами путешествие по биосфере.

- Внимание на экран (фото Арктики стихи А. Усачева).

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,

 Вы сразу  (ПОЛЯРНЫЙ) увидите пояс.

 А что означает пояс  (ПОЛЯРНЫЙ)?

 Там климат суровый и жутко коварный:

 Холодные ветры летят как ножи,

 И мерзнут медведи, и даже моржи.

-По каким широтам мы будем с вами путешествовать сегодня? ( Ответы детей).

- Совершим путешествие по полярным широтам и исследуем глубины океана.

 - Сформулируйте мне, пожалуйста, тему урока. (Формулируют тему урока, например:

«Жизнь в полярных поясах и в океане», «Обитатели полярных широт и океана»).

Формулировка целей:

- Какая цель нашего путешествия?

- Мы попытаемся:

 выяснить: географическое положение, каков растительный и животный мир  полярных поясов и океана;

научиться: устанавливать взаимосвязь растений и животных с местом проживания.

 Этап 3 Организация и   самопознание учащихся для  дальнейшего усвоения материала.(10 минут)

  Групповая работа.

Учитель: «Ребята, свои экспедиционные исследования  мы проведем по группам - экипажам.  Каждая     группа  получает маршрутный лист, а также «карточки - помогайки»,

Группа должна представить отчет о своих исследованиях (в форме таблицы). Золотое правило работы в группе - работать всем.

Собери таблицу по своей природной зоне

Природная зона


Положение зоны


Климат


Растения


Животные и птицы


1 группа даёт характеристику зоны арктических пустынь

2 группа -  зоны антарктических пустынь

3 группа - характеристику зоны тундры

Учитель: «Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и провести физкультминутку»

Физкультминутка- 1 мин.(музыкальная)

-4 группаЭкологическая группа (коллаж 2 мин.)

Учитель биологии ( 15 мин.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!