СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока геометрии по теме "Три признака равенства треугольников"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока геометрии по теме "Три признака равенства треугольников"»

Конспект урока по теме:

«Три признака равенства треугольников»


Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления признаков равенства треугольников и их применения в процессе решения задач.

Задачи:

  • Образовательные: обеспечить усвоение учащимися признаков равенства треугольников и их применение при решении задач.

  • Развивающие: развивать мыслительную деятельность, культуру математической речи, умения выдвигать гипотезы, вести поисковую деятельность и делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать умения слушать и вступать в диалог, работать в паре;


УУД:

  • Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа

  • Регулятивные УУД: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.


Планируемые результаты:

Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.


Педагогические технологии: системно – деятельностный подход;

Методы обучения: проблемный и частично – поисковый;

Формы организации учебной деятельности: парная, индивидуальная и фронтальная;

Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал, чертежные инструменты, экран, мультимедийная презентация;












Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Создает психологический настрой на урок

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы будем открывать «новые знания», работать классом, в парах, индивидуально.


2. Актуализация знаний учащихся (5-7мин)


Итак, начнем. Для того, чтобы приступить к изучению новой темы надо ответить себе на вопрос "Что Я уже знаю?", а также проверим ваше домашнее задание.

Прошлая тема у вас была «Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных фигурах» и для проверки домашнего задания прошу выйти к доске двух учеников и выполнить задания.

Задания для учащихся, работающих у доски:

1 ученик

Начертите треугольник АВС. Выпишите:

1) сторону, противолежащую углу А

2) угол, лежащий против стороны АВ

3) углы, прилежащие стороне ВС

4) Обозначьте равные углы А и С


2 ученик

Начертите треугольник АВС. Выпишите:

1) сторону, противолежащую углу В

2) угол, лежащий против стороны ВС

3) углы, прилежащие стороне АС

4) Обозначьте равные стороны АВ и АС


А пока ребята выполняют задания, давайте посмотрим на доску. Вам нужно будет вставить пропущенное слово в каждое из предложений (класс отвечает устно)

Задание 1

(слайд 1)

В геометрии фигуры называются (________), если они совпадают при наложении.

  • Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и (______) отрезков, соединяющих эти точки, называется (_________)

  • Элементы треугольника: (____________________)

  • В треугольнике АВС между сторонами АВ и АС лежит угол: (________________)

  • Стороне ВС треугольника АВС прилежат углы: (__________)

  • Утверждение, истинность которого требует доказательства, называется (_______).


Хорошо! Теперь мы с вами проверим правильность ваших ответов

(слайд 2):

В геометрии фигуры называются (равными), если они совпадают при наложении.

  • Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и (трёх) отрезков, соединяющих эти точки, называется (треугольников)

  • Элементы треугольника: (3 вершины, 3 стороны, 3 угла)

  • В треугольнике АВС между сторонами АВ и АС лежит угол: (угол А или угол ВАС, или угол САВ)

  • Стороне ВС треугольника АВС прилежат углы: (угол В, угол С)

  • Утверждение, истинность которого требует доказательства, называется (теорема).

Давайте теперь проверим ребят, которые работали у доски. Проверка правильных ответов 1-2 мин. Правильные ответы:

1 ученик

Начертите треугольник АВС. Выпишите:

1) ВС

2) С

3) углы В, С

4) -

2 ученик

Начертите треугольник АВС. Выпишите:

1) АС

2) А

3) углы А, С

4) -


Давайте оценим работу ребят у доски. Учащиеся выставляют оценки одноклассникам.

Постановка проблемной ситуации (1-2 мин)

Цель: повышение мотивации обучения, постановка проблемной ситуации.

- А теперь внимательно посмотрите на рисунок (Слайд 3).

Какой вопрос можно поставить к этому рисунку?

(Ответ учащихся: Есть ли на рисунке равные треугольники?)



















При выполнении задания вы выделили несколько схожих треугольников среди других по цвету и по форме.

Скажите, а как одним словом называют отличительные свойства одного предмета от других?

Ответ учеников (признак, особенность, непохожесть, различие)

-Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Ответ учащихся: три ризнака равенства треугольников.

Цель: записать признаки равенства треугольников

В тетрадях записывают тему урока.



3. Изучение нового материала (15-20 мин)


Цель: подведение учеников к самостоятельному формулированию признаков равенства треугольников и способа доказательства.

- На какой главный вопрос мы должны ответить на данном уроке?

(Ответ учащихся: По каким еще признакам можно определить равные треугольники?).

У вас на столах лежат карточки с тремя парами треугольников.

Вы работаете в парах 3-5 мин. По ходу работы с карточками вы будете записывать все ваши наблюдения в таблицу. Давайте ее перенесем в тетрадь. Во второй столбик вы записываете равные элементы, которые вы видите у треугольников, в третий столбик запишите какие именно это элементы стороны или углы


(слайд 5).

Номер треугольников

Равные элементы

Вывод: (название равных элементов)

Рисунок №1



Рисунок №2



Рисунок №3







«Рисунок №1»


«Рисунок №2»


«Рисунок №3»

(слайд 6)



У учащихся в тетради должна получиться следующая таблица:


Номер треугольников

Равные элементы

Вывод: (название равных элементов)

Рисунок №1


АС=А1С1, АВ=А1В1

∠А= ∠А1

две стороны и угол между ними

Рисунок №2

АВ=А1В1, ∠А=∠А1, ∠В=∠В1

сторона и два прилежащих к ней угла

Рисунок №3

АВ=А1В1, АС=А1С1,

СВ=С1В1

три равных стороны


Сколько же признаков у нас с вами получилось?

Ответ учащихся: Три

Давайте теперь попробуем устно сформулировать признаки равенства треугольников, опираясь на записи вашей таблицы.

Итак, как же будет звучать 1 признак равенства треугольников?

Ответ учащихся: два треугольника будут равны, если равны их две соответственные стороны и угол между ними.

Как же будет звучать 2 признак равенства треугольников?

Ответ учащихся: два треугольника будут равны, если равны их соответственная сторона и два угла прилежащих к ней.

И наконец 3 признак?

Ответ учащихся: два треугольника будут равны, если будут равны их соответственные стороны.


Вы молодцы! Давайте немножко отдохнем.


4. Физкультминутка (1 мин)

Встаем. Руки вверх поднимаем, вперед, в стороны, опускаем (2 раза). Покачаем головой влево, вправо (2-3 раза).








5. Закрепление материала (10-12 мин)


Давайте теперь мы с вами на практике применим новые знания о новых признаках равенства треугольников.

У вас на столе лежат распечатки с изображением пар треугольников.



Давайте посмотрим на рисунок под №1, №4 №12. Сейчас мы с вами все вместе попробуем определить, какой же признак соответствует данному рисунку. Доказательство равенства двух треугольников будем записывать следующим образом:

(учитель записывает сам у доски оформление доказательства, ребята конспектируют в тетради)

Запись на доске:


№1.

ΔАВС=ΔАDВ:

1) АВ - общая сторона

2) СВ=ВD

3) ∠СВА=∠DВА




I признак


№4.

ΔАВС=ΔАDВ:

1) АВ - общая сторона

2) СВ=ВD

3) ∠СВА=∠DВА





II признак

№12.

ΔАВС=ΔАDВ:

1) АВ - общая сторона

2) СВ=ВD

3) ∠СВА=∠DВА




III признак


Скажите, пожалуйста, а на каком еще одном из рисунков можно применить 1 признак равенства треугольников и почему?

Ответ учащихся: можно применить к рис.№2,3,16, потому что есть две равные стороны и угол между ними

А 2 признак, к какому?

Ответ учащихся: можно применить к рис.№ 5,6,9,13,14,15, потому что есть равные стороны и два прилежащих к ней угла

А 3 признак?

Ответ учащихся: можно применить к рис.№12, потому что есть три равные стороны


Отлично! Вы хорошо поработали!


6. Рефлексия (2-3 мин)


Давайте теперь подведем итоги нашей работы.

Ответим устно на вопросы:

1) Сколько признаков равенства треугольников мы сегодня с вами узнали?

Ответ учащихся: три

2) Какие три равных элемента треугольников нам нужно найти, чтобы доказать их равенство по 1 признаку?

Ответ учащихся: две равные стороны и угол между ними

3) Какие три равных элемента треугольников нам нужно найти, чтобы доказать их равенство по 2 признаку?

Ответ учащихся: равные стороны и два прилежащих к ним угла

4) Какие три равных элемента треугольников нам нужно найти, чтобы доказать их равенство по 3 признаку?

Ответ учащихся: три равных стороны.

5) Достигли ли мы цели поставленной в начале урока?

Ответ учащихся: да


Давайте теперь каждый оценит свою работу на уроке.

В оценочных листах у вас на столе поставьте пожалуйста галочку напротив того выражения, которое больше всего оценивает вашу работу на уроке.


Карточка самооценки учащегося.

«Целый день возил проклятые камни»

(с трудом просидел урок)


«Добросовестно выполнял свою работу»

(я всё запомнил на долгое время)


«Принимал участие в строительстве храма!»

(без интереса просто писал то, что говорят)




7. Домашнее задание.

п.15, п.19, п.20 выучить признаки, выполнить п.15 №96, п.19 №127, п.20 №130