Конспект урока по теме:
«Три признака равенства треугольников»
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления признаков равенства треугольников и их применения в процессе решения задач.
Задачи:
Образовательные: обеспечить усвоение учащимися признаков равенства треугольников и их применение при решении задач.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность, культуру математической речи, умения выдвигать гипотезы, вести поисковую деятельность и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать умения слушать и вступать в диалог, работать в паре;
УУД:
Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
Регулятивные УУД: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Планируемые результаты:
Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
Педагогические технологии: системно – деятельностный подход;
Методы обучения: проблемный и частично – поисковый;
Формы организации учебной деятельности: парная, индивидуальная и фронтальная;
Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал, чертежные инструменты, экран, мультимедийная презентация;
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Создает психологический настрой на урок
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы будем открывать «новые знания», работать классом, в парах, индивидуально.
2. Актуализация знаний учащихся (5-7мин)
Итак, начнем. Для того, чтобы приступить к изучению новой темы надо ответить себе на вопрос "Что Я уже знаю?", а также проверим ваше домашнее задание.
Прошлая тема у вас была «Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных фигурах» и для проверки домашнего задания прошу выйти к доске двух учеников и выполнить задания.
Задания для учащихся, работающих у доски:
1 ученик Начертите треугольник АВС. Выпишите: 1) сторону, противолежащую углу А 2) угол, лежащий против стороны АВ 3) углы, прилежащие стороне ВС 4) Обозначьте равные углы А и С | 2 ученик Начертите треугольник АВС. Выпишите: 1) сторону, противолежащую углу В 2) угол, лежащий против стороны ВС 3) углы, прилежащие стороне АС 4) Обозначьте равные стороны АВ и АС |
А пока ребята выполняют задания, давайте посмотрим на доску. Вам нужно будет вставить пропущенное слово в каждое из предложений (класс отвечает устно)
Задание 1
(слайд 1)
В геометрии фигуры называются (________), если они совпадают при наложении.
Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и (______) отрезков, соединяющих эти точки, называется (_________)
Элементы треугольника: (____________________)
В треугольнике АВС между сторонами АВ и АС лежит угол: (________________)
Стороне ВС треугольника АВС прилежат углы: (__________)
Утверждение, истинность которого требует доказательства, называется (_______).
Хорошо! Теперь мы с вами проверим правильность ваших ответов
(слайд 2):
В геометрии фигуры называются (равными), если они совпадают при наложении.
Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и (трёх) отрезков, соединяющих эти точки, называется (треугольников)
Элементы треугольника: (3 вершины, 3 стороны, 3 угла)
В треугольнике АВС между сторонами АВ и АС лежит угол: (угол А или угол ВАС, или угол САВ)
Стороне ВС треугольника АВС прилежат углы: (угол В, угол С)
Утверждение, истинность которого требует доказательства, называется (теорема).
Давайте теперь проверим ребят, которые работали у доски. Проверка правильных ответов 1-2 мин. Правильные ответы:
1 ученик Начертите треугольник АВС. Выпишите: 1) ВС 2) С 3) углы В, С 4) - | 2 ученик Начертите треугольник АВС. Выпишите: 1) АС 2) А 3) углы А, С 4) - |
Давайте оценим работу ребят у доски. Учащиеся выставляют оценки одноклассникам.
Постановка проблемной ситуации (1-2 мин)
Цель: повышение мотивации обучения, постановка проблемной ситуации.
- А теперь внимательно посмотрите на рисунок (Слайд 3).
Какой вопрос можно поставить к этому рисунку?
(Ответ учащихся: Есть ли на рисунке равные треугольники?)
При выполнении задания вы выделили несколько схожих треугольников среди других по цвету и по форме.
Скажите, а как одним словом называют отличительные свойства одного предмета от других?
Ответ учеников (признак, особенность, непохожесть, различие)
-Сформулируйте тему и цель нашего урока.
Ответ учащихся: три ризнака равенства треугольников.
Цель: записать признаки равенства треугольников
В тетрадях записывают тему урока.
3. Изучение нового материала (15-20 мин)
Цель: подведение учеников к самостоятельному формулированию признаков равенства треугольников и способа доказательства.
- На какой главный вопрос мы должны ответить на данном уроке?
(Ответ учащихся: По каким еще признакам можно определить равные треугольники?).
У вас на столах лежат карточки с тремя парами треугольников.
Вы работаете в парах 3-5 мин. По ходу работы с карточками вы будете записывать все ваши наблюдения в таблицу. Давайте ее перенесем в тетрадь. Во второй столбик вы записываете равные элементы, которые вы видите у треугольников, в третий столбик запишите какие именно это элементы стороны или углы
(слайд 5).
Номер треугольников | Равные элементы | Вывод: (название равных элементов) |
Рисунок №1 | | |
Рисунок №2 | | |
Рисунок №3 | | |
«Рисунок №1» | «Рисунок №2» |
«Рисунок №3» |
(слайд 6)
У учащихся в тетради должна получиться следующая таблица:
Номер треугольников | Равные элементы | Вывод: (название равных элементов) |
Рисунок №1 | АС=А1С1, АВ=А1В1 ∠А= ∠А1 | две стороны и угол между ними |
Рисунок №2 | АВ=А1В1, ∠А=∠А1, ∠В=∠В1 | сторона и два прилежащих к ней угла |
Рисунок №3 | АВ=А1В1, АС=А1С1, СВ=С1В1 | три равных стороны |
Сколько же признаков у нас с вами получилось?
Ответ учащихся: Три
Давайте теперь попробуем устно сформулировать признаки равенства треугольников, опираясь на записи вашей таблицы.
Итак, как же будет звучать 1 признак равенства треугольников?
Ответ учащихся: два треугольника будут равны, если равны их две соответственные стороны и угол между ними.
Как же будет звучать 2 признак равенства треугольников?
Ответ учащихся: два треугольника будут равны, если равны их соответственная сторона и два угла прилежащих к ней.
И наконец 3 признак?
Ответ учащихся: два треугольника будут равны, если будут равны их соответственные стороны.
Вы молодцы! Давайте немножко отдохнем.
4. Физкультминутка (1 мин)
Встаем. Руки вверх поднимаем, вперед, в стороны, опускаем (2 раза). Покачаем головой влево, вправо (2-3 раза).
5. Закрепление материала (10-12 мин)
Давайте теперь мы с вами на практике применим новые знания о новых признаках равенства треугольников.
У вас на столе лежат распечатки с изображением пар треугольников.
Давайте посмотрим на рисунок под №1, №4 №12. Сейчас мы с вами все вместе попробуем определить, какой же признак соответствует данному рисунку. Доказательство равенства двух треугольников будем записывать следующим образом:
(учитель записывает сам у доски оформление доказательства, ребята конспектируют в тетради)
Запись на доске:
№1. ΔАВС=ΔАDВ: 1) АВ - общая сторона 2) СВ=ВD 3) ∠СВА=∠DВА | I признак |
№4. ΔАВС=ΔАDВ: 1) АВ - общая сторона 2) СВ=ВD 3) ∠СВА=∠DВА | II признак |
№12. ΔАВС=ΔАDВ: 1) АВ - общая сторона 2) СВ=ВD 3) ∠СВА=∠DВА | III признак |
Скажите, пожалуйста, а на каком еще одном из рисунков можно применить 1 признак равенства треугольников и почему?
Ответ учащихся: можно применить к рис.№2,3,16, потому что есть две равные стороны и угол между ними
А 2 признак, к какому?
Ответ учащихся: можно применить к рис.№ 5,6,9,13,14,15, потому что есть равные стороны и два прилежащих к ней угла
А 3 признак?
Ответ учащихся: можно применить к рис.№12, потому что есть три равные стороны
Отлично! Вы хорошо поработали!
6. Рефлексия (2-3 мин)
Давайте теперь подведем итоги нашей работы.
Ответим устно на вопросы:
1) Сколько признаков равенства треугольников мы сегодня с вами узнали?
Ответ учащихся: три
2) Какие три равных элемента треугольников нам нужно найти, чтобы доказать их равенство по 1 признаку?
Ответ учащихся: две равные стороны и угол между ними
3) Какие три равных элемента треугольников нам нужно найти, чтобы доказать их равенство по 2 признаку?
Ответ учащихся: равные стороны и два прилежащих к ним угла
4) Какие три равных элемента треугольников нам нужно найти, чтобы доказать их равенство по 3 признаку?
Ответ учащихся: три равных стороны.
5) Достигли ли мы цели поставленной в начале урока?
Ответ учащихся: да
Давайте теперь каждый оценит свою работу на уроке.
В оценочных листах у вас на столе поставьте пожалуйста галочку напротив того выражения, которое больше всего оценивает вашу работу на уроке.
Карточка самооценки учащегося.
«Целый день возил проклятые камни» (с трудом просидел урок) | |
«Добросовестно выполнял свою работу» (я всё запомнил на долгое время) | |
«Принимал участие в строительстве храма!» (без интереса просто писал то, что говорят) | |
7. Домашнее задание.
п.15, п.19, п.20 выучить признаки, выполнить п.15 №96, п.19 №127, п.20 №130