СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Глагол как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Глагол как часть речи"»

Тема урока: Глагол как часть речи

Русский язык: 5 класс.

Цель урока: умение выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»;

  • учить практическому применению знаний по теме;

  • вырабатывать навык самооценки знаний.

Развивающие:

  • развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений;

  • работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;

  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у школьников любовь к русскому языку;

  • создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.



Оборудование: «Русский язык: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранов, Л.Т. Тростнецова., презентация.

Тип урока: открытие новых знаний.


Методическое обоснование

Этот урок первый в блоке «Глагол». При постановке целей и задач урока учитывается в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Работа, в основном, предусмотрена устная, это зависит в основном от типа урока.

Основная цель урока - умение выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. В начале урока дается задание, отталкиваясь от данного задания, мы непосредственно переходим к теме урока, то есть учащиеся вставляют подходящие по смыслу глаголы.

На уроке представлены такие формы работы, как выполнение различных упражнений, задания связанные с поиском глаголов в тексте, лексическая работа, где нужно подобрать синонимы к глаголам речи, то есть глаголам типа сказать, говорить.

Некоторые задания даются не из учебника, такие задания обеспечивают более глубокое освоение темы учениками.



Ход урока.

Организационный этап. Говорение. Прием: приветственное слово учителя . Здравствуйте, ребята.

Говорение. Прием: Подготовка к изучению нового материала

— Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова. (Задание может быть выполнено по вариантам; вариант 2 в этом случае целесообразно рекомендовать более «сильным» ученикам. Но можно предложить классу всего один вариант.)


Деятельность ученика: Слушание. Прием: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание. Письмо: записывают подходящие по смыслу глаголы.

Слайд №1

Вариант 1. Старик ____ неводом рыбу,

Старуха_____ свою пряжу. (Пушкин).

Вариант 2. Девочка____лесное яблочко,

спасибо . Яблоня _____ ее своими

ветвями. Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»).

  • А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые вы вставили на месте пропусков.

  • К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропус­ков?

  • Как вы догадались? Что обозначают все эти слова?

—Итак, тема нашего сегодняшнего урока — «Глагол».

Слайд №2 Запишем ее в тетради.

Пока учащиеся записывают тему урока, им можно сообщить справочные сведения.

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, ка­заться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Обобщение и систематизация знаний о глаголе

— А сейчас посмотрите на доску. Прочитаем стихотворение И. С. Никити­на «Утро». (Выразительное чтение наи­зусть может быть заранее подготовлено одним из учащихся.)

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.


  • Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо или род.)

  • Итак, какие же глаголы встречаются в стихотворении И. С. Никитина «Утро»? Дадим им характеристику.

— Как вы думаете, почему здесь большинство глаголов настоящего вре­мени, а в конце — три глагола прошедшего времени?

— А теперь попробуйте объединить все сказанное о глаголе в одном определе­нии глагола как части речи. (Два-три ученика пытаются сформулировать правило.)

Проверим себя: прочитаем опреде­ление глагола как части речи в учебнике.(с.97-98)Слайд №4

  1. Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

  2. Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам.

  3. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим

— Итак, мы вспомнили, что такое глагол. А теперь пора немного поиграть.

Лексическая работа Слайд №5

Я предлагаю вам подобрать синони­мы к глаголам речи, т. е. к глаголам типа сказать, говорить. (Школьники подбирают глаголы, называют их. Работа может проводиться по командам. Напри­мер, можно объединить детей, сидящих рядом, в одну команду из 4—6 человек.)

— Молодцы! А вот послушайте, какие глаголы использовал писатель В. Распу­тин в своей повести «Последний срок»: Слайд №6

вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объясниться, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветоваться.

Работа с учебником

Упр. 694., параграф 106. (вспомнить категорию Лицо, Число).


Самостоятельная работа

— А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик V класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника... И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!

Слайд № (Текст записывается на доске, или детям раздаются распечатки.)

Сказка про одуванчики. (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискри­лись, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весе­лые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н. Толмачевой).

Говорение. Прием: заключительное слово учителя.

Спасибо за урок.

Слайд № 9

Домашнее задание

П.106, упражнение 607


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!