СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Глаголы, близкие и противоположные по значению»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для учащихся СКОУ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Глаголы, близкие и противоположные по значению»»

Тема урока «Глаголы, близкие и противоположные по значению»

Дата: 16.01.19г.

Класс: 9

Тип урока: урок объяснения нового.

Форма урока: традиционный урок.

Цель урока: совершенствование умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.

Задачи:

  • Закрепить знания о синонимах и антонимах;

  • Развивать умение находить глаголы в тексте;

  • Совершенствовать умение правильно подбирать глаголы – синонимы и глаголы – антонимы и пользоваться ими в устной и письменной речи;

  • Коррекция устной и письменной речи.

Последовательность и продолжительность этапов урока

  1. Оргмомент –  1 мин.

  2. Орфографическая минутка – 3 мин.

  3. Повторение – 3 мин.

  4. Сообщение темы и цели урока – 1 мин.

  5. Чистописание – 3 мин.

  6. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами – антонимами – 10 мин.

  7. Физминутка – 3 мин.

  8. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами – синонимами – 10 мин.

  9. Закрепление – 4 мин.

  10.  Подведение итога – 2 мин.

Литература:

  1. Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык: Учебник для 9 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

  2. Я иду на урок в начальную школу: русский язык. Книга 1: книга для учителя – М.: Изд. «Первое сентября», 2002

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, планируемые ответы, действия

Подготовка к началу урока (30 секунд до начала урока)

Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места.

Дети входят в класс. Все проходят на свои места, приветствуют учителя.

Пояснение учителя к этапу урока
Предварительное оборудование кабинета способствует настрою детей на урок, сосредоточенности на предполагаемом материале, безусловному воспроизведению в памяти имеющихся знаний по теме.

I. Организационный момент (1 мин.)
слайд 1

Учитель:  
– Здравствуйте, ребята!
– Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!». А утро действительно сегодня доброе! Не правда ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.  Присаживайтесь.

 

Дети внимательно слушают учителя.
Дети  улыбкой и наклоном головы приветствуют учителя, друг друга.

Пояснение учителя к этапу урока

Этот приём позволит учителю снять напряжение с учащихся, сконцентрировать их внимание на себе как основном объекте, предъявляющем информацию.

II. Орфографическая минутка (3 мин.)
слайд 2

Учитель:  
– Начнём урок с повторения.

Дети внимательно слушают информацию, рассматривают материалы на доске.

На экране:

звон
зелень
блеск
свет
крик
корм

– Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Объясните свой ответ.

Дети:
– Это имена существительные. Слова отвечают на вопросы кто? что?

– Образуйте от существительных слова, отвечающие на вопрос «что делать?».

Звон – звонить
Зелень – зеленеть
Свет – светить
Крик – кричать
Корм – кормить

– Слова какой части речи получили?

Дети:
– Это глаголы. Слова, обозначающие действие предмета.

Пояснение учителя к этапу урока
Учитель должен постараться привлечь внимание ребят, настроить их на самостоятельную, продуктивную работу.

III. Повторение (3 мин.)

Учитель: Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)
– Слова каких частей речи могут иметь антонимы?

– Следующее задание обсудите и выполните в парах.
Подберите антонимы.

добро /зло/

смелый /трусливый/

работа /безделье/

аккуратный /неряшливый/

утро /вечер/

верхний /нижний/

тепло /холод/

ленивый /прилежный/


Дети:
– Слова, противоположные по значению называются антонимы.
– Имена существительные, прилагательные могут иметь антонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение.
Идёт предварительное обсуждение задания в парах. После выслушиваются устные ответы учащихся.

– Как называются слова близкие по значению. (Синонимы)

Дети:
– Слова, близкие по значению, называются синонимами.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение

– Приведите примеры таких слов.

Учащиеся приводят примеры слов-синонимов. Н-р:
Родина / отчизна, отечество /
воин / боец, защитник / 
застенчивый / стыдливый, стеснительный /


Пояснение учителя к этапу урока
На данном этапе выявляются базовые знания по разделу. На данном этапе осуществляется выявление основного понятия, которое должно быть актуализировано на уроке.  Организуется работа в группах, которая требует соблюдения определённых правил взаимодействия.

IV. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)
слайд 3-4

Учитель:  
– Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема урока «Глаголы, близкие и противоположные по значению». 
– Научимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы и использовать эти умения в речи.

 

Дети внимательно слушают информацию, в глазах должно читаться одобрение.

 

Пояснение учителя к этапу урока
Учитель должен постараться заинтересовать ребят, настроить их на предстоящую работу.

Учитель: 
– Как обычно, в начале урока – оформление тетради. Записываем дату, классная работа, тема урока. Пишем аккуратно, красиво.

 

Дети внимательно слушают информацию, рассматривают запись на доске.

Ребята, посмотрев на доску, приступают к записи в тетради.
Учитель обращает внимание на правильность посадки за партой. Немаловажно и положение тетради.

Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе урока ведётся работа по совершенствованию навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

VI. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.)
слайды 5-7

Учитель: 
1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов. Предложения запишите в тетрадь.

Дети выполняют следующее задание: из рассыпавшихся слов собирают предложения:

  • небе звезды в последние погасли утреннем

  • разноцветные на огни зажглись ёлке

«В утреннем небе погасли последние звёзды».
«На ёлке зажглись разноцветные огни».

Получившиеся предложения учащиеся записывают в тетрадь с комментированием.

2. – Найдите в этих предложениях глаголы. Подчеркните двумя чертами.

– Что можно сказать об этих глаголах?

Дети находят глаголы, опираясь на глагольные вопросы.

Дети:
– Эти глаголы противоположны по смыслу.

3. – Как называются слова, противоположные по смыслу?

Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.

– Слова, противоположные по смыслу называются антонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение

4. Работа по учебнику, страница 102 упражнение 118.
– Найди противоположные по значению глаголы и прочитайте их парами. Запишите парами, сравните их по смыслу.

Упражнение выполняется устно, затем в тетради.

5. – Прочитайте предложения на слайде.

  • Солнце  всходит  и …

  • Ласточка  день  начинает, а  соловей …

  • Любишь  брать,  люби  и …

  • Встретил  с  радостью, а … с жалостью.

– Закончите предложения, используя глагол с противоположным значением.
– Назовите глаголы-антонимы.

Дети внимательно смотрят на экран, обдумывают свои ответы.

Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе организованы наблюдения, стимулирована инициатива, организована деятельность детей через привлечение материала учебника, учебные, дидактические и демонстрационные пособия.

VII. Физминутка (3 мин.) 
Мы писали…

VIII. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.)
слайды 8-15

Учитель:
1. – Среди данных слов найдите только глаголы.
– В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения.
– Как они называются?

К  предметам, изображённым на экране дети подбирают  слова, близкие по значению.

 

Это слова-синонимы.
Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение

2. Составление синонимических рядов.
– В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. 
– К каждому предмету (на экране) подберите подходящие по смыслу глаголы.

 

Дети внимательно слушают.

Дети выполняют задание устно.
Конь: бежит, несётся, мчится.
Девочка: прыгает, скачет.
Костёр: горит, пылает.
Звезда: блестит, сверкает, сияет.
Флаг: колышется, развевается.
Дождь: льёт, моросит.

3. – Что можете сказать о глаголах в каждой группе?

Дети:
– Эти слова похожи, близки по значению.

4. – Как называются слова, близкие по значению?
– Чем эти слова отличаются?
– Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно.

 

– Слова отличаются смысловым оттенком.

Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение

5. – Распределите глаголы-синонимы в порядке усиления действия.

Ребята устно выполняют задание, опираясь на информацию, изображённую на слайде.
Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт.

6. Работа по учебнику.
– Открываем учебник на странице 103. Выполняем упражнение 119. Прочитайте в скобках близкие по значению глаголы и вставьте их в словосочетания. Подберите для каждого словосочетания подходящее слово по смыслу. Запиши получившиеся словосочетания.

Учитель:
– Обобщим информацию о глаголах-синонимах и глаголах-антонимах.
– Глаголы близкие по значению – синонимы.

- Глаголы противоположные по значению – антонимы.

Упражнение выполняется коллективно с комментированием с места отдельными учениками.

Пояснение учителя к этапу урока
На данном этапе учащимися закрепляются значения новых слов, которые отрабатывались в течение урока. Учителю необходимо направлять и корректировать речевую деятельность учащихся в ходе коллективных действий. При этом внимательно наблюдать за качеством и скоростью работы учащихся, их эмоциональными проявлениями для того, чтобы сделать вывод об эффективности используемых приёмов, результативности работы, для общего развития учащихся.

IX. Закрепление (4 мин.)
Слайд 16

Учитель:  
– Подберите к данным словам-глаголам синонимы, а затем антонимы.

  • Бранить – ругать – хвалить.

  • Бежать – мчаться – стоять.

  • Веселиться – радоваться – грустить.

  • Брать – взять – отдать.

 

Пояснение учителя к этапу урока
На этом этапе надо установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.

 

X. Итог урока (2 мин.)
Слайды 17-18

Учитель:
– Какие слова учились использовать в речи?
– Приведите примеры глаголов – синонимов и глаголов – антонимов.

Дом. задание: стр.104, упр.120.
– Молодцы.

Оценки:

Урок закончен. Спасибо всем за активную работу.

Пояснение учителя к этапу урока.



























Язык русского народа связан с историей страны, с обычаями предков, характером огромной страны. Русский человек остер на язык. Только со словом НОС существует до сорока фразеологизмов. Работа со “Школьным словарем фразеологических оборотов”.

Таблица “НОСАРИЯ”

Повесить нос

/ огорчиться /

Выше нос

/ поверь в себя /

Сует нос не в свое дело

/ вмешивается /

Водит за нос

/ обманывает /

Оставить с носом

/ обмануть /

Нос к носу

/ столкнуться /

Задирать нос

/ зазнаваться /

С гулькин нос

/ о малом /

Воротить нос

/ отворачиваться /

Не видит дальше своего носа

/ думает о себе /

Клевать носом

/ дремать /

Утереть нос

/ сделать лучше другого /

Комар носа не подточит


-Объяснение последнего фразеологизма найдем в книге В.Степанова “Русские пословицы и поговорки от А до Я”.

-Зачем вам эти знания? / Речь должна быть яркой, точной, выразительной.







добро /зло/

смелый /трусливый/

работа /безделье/

аккуратный неряшливый/

утро /вечер/

верхний /нижний/

тепло /холод/

ленивый /прилежный/






Самоанализ

Тип урока: урок объяснения нового.

Форма урока: традиционный урок.

Цель урока: совершенствование умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.

Задачи:

  • Закрепить знания о синонимах и антонимах;

  • Развивать умение находить глаголы в тексте;

  • Совершенствовать умение правильно подбирать глаголы – синонимы и глаголы – антонимы и пользоваться ими в устной и письменной речи;

  • Коррекция устной и письменной речи.

На уроке основное внимание уделялось закреплению пройденного материала и изучению нового материала. Для закрепления пройденного материала был использован наглядный метод обучения.

Данный урок способствовал коррекции устной и письменной речи учащихся. Дети с отклонениями в развитии не способны к долговременному восприятию учебного материала, поэтому на уроке использовалось чередование видов деятельности: работа по слайдам, работа в тетради, коррекционно-развивающие игры. Во время урока использовалась презентация.

Я считаю, что мне удалось реализовать замысел урока, достичь поставленной цели. Проведенный урок был направлен на развитие коммуникативных качеств у учащихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс