Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе выявляются базовые знания по разделу. На данном этапе осуществляется выявление основного понятия, которое должно быть актуализировано на уроке. Организуется работа в группах, которая требует соблюдения определённых правил взаимодействия. |
IV. Сообщение темы и цели урока (1 мин.) слайд 3-4 |
Учитель: – Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема урока «Глаголы, близкие и противоположные по значению». – Научимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы и использовать эти умения в речи. | Дети внимательно слушают информацию, в глазах должно читаться одобрение. |
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться заинтересовать ребят, настроить их на предстоящую работу. |
Учитель: – Как обычно, в начале урока – оформление тетради. Записываем дату, классная работа, тема урока. Пишем аккуратно, красиво.
| Дети внимательно слушают информацию, рассматривают запись на доске. Ребята, посмотрев на доску, приступают к записи в тетради. Учитель обращает внимание на правильность посадки за партой. Немаловажно и положение тетради. |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе урока ведётся работа по совершенствованию навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. |
VI. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.) слайды 5-7 |
Учитель: 1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов. Предложения запишите в тетрадь. | Дети выполняют следующее задание: из рассыпавшихся слов собирают предложения: «В утреннем небе погасли последние звёзды». «На ёлке зажглись разноцветные огни». Получившиеся предложения учащиеся записывают в тетрадь с комментированием. |
2. – Найдите в этих предложениях глаголы. Подчеркните двумя чертами. – Что можно сказать об этих глаголах? | Дети находят глаголы, опираясь на глагольные вопросы. Дети: – Эти глаголы противоположны по смыслу. |
3. – Как называются слова, противоположные по смыслу? Минус – плюс, Огонь – вода, Истинный и ложный. Все антонимы всегда противоположны. | – Слова, противоположные по смыслу называются антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
4. Работа по учебнику, страница 102 упражнение 118. – Найди противоположные по значению глаголы и прочитайте их парами. Запишите парами, сравните их по смыслу. | Упражнение выполняется устно, затем в тетради. |
5. – Прочитайте предложения на слайде. Солнце всходит и … Ласточка день начинает, а соловей … Любишь брать, люби и … Встретил с радостью, а … с жалостью. – Закончите предложения, используя глагол с противоположным значением. – Назовите глаголы-антонимы. | Дети внимательно смотрят на экран, обдумывают свои ответы. |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе организованы наблюдения, стимулирована инициатива, организована деятельность детей через привлечение материала учебника, учебные, дидактические и демонстрационные пособия. |
VII. Физминутка (3 мин.) Мы писали… |
VIII. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.) слайды 8-15 |
Учитель: 1. – Среди данных слов найдите только глаголы. – В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения. – Как они называются? | К предметам, изображённым на экране дети подбирают слова, близкие по значению. Это слова-синонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
2. Составление синонимических рядов. – В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. – К каждому предмету (на экране) подберите подходящие по смыслу глаголы. | Дети внимательно слушают. Дети выполняют задание устно. Конь: бежит, несётся, мчится. Девочка: прыгает, скачет. Костёр: горит, пылает. Звезда: блестит, сверкает, сияет. Флаг: колышется, развевается. Дождь: льёт, моросит. |
3. – Что можете сказать о глаголах в каждой группе? | Дети: – Эти слова похожи, близки по значению. |
4. – Как называются слова, близкие по значению? – Чем эти слова отличаются? – Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно. | – Слова отличаются смысловым оттенком. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
5. – Распределите глаголы-синонимы в порядке усиления действия. | Ребята устно выполняют задание, опираясь на информацию, изображённую на слайде. Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт. |
6. Работа по учебнику. – Открываем учебник на странице 103. Выполняем упражнение 119. Прочитайте в скобках близкие по значению глаголы и вставьте их в словосочетания. Подберите для каждого словосочетания подходящее слово по смыслу. Запиши получившиеся словосочетания. Учитель: – Обобщим информацию о глаголах-синонимах и глаголах-антонимах. – Глаголы близкие по значению – синонимы. - Глаголы противоположные по значению – антонимы. | Упражнение выполняется коллективно с комментированием с места отдельными учениками. |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе учащимися закрепляются значения новых слов, которые отрабатывались в течение урока. Учителю необходимо направлять и корректировать речевую деятельность учащихся в ходе коллективных действий. При этом внимательно наблюдать за качеством и скоростью работы учащихся, их эмоциональными проявлениями для того, чтобы сделать вывод об эффективности используемых приёмов, результативности работы, для общего развития учащихся. |
IX. Закрепление (4 мин.) Слайд 16 |
Учитель: – Подберите к данным словам-глаголам синонимы, а затем антонимы. Бранить – ругать – хвалить. Бежать – мчаться – стоять. Веселиться – радоваться – грустить. Брать – взять – отдать. | |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе надо установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения. |
X. Итог урока (2 мин.) Слайды 17-18 |
Учитель: – Какие слова учились использовать в речи? – Приведите примеры глаголов – синонимов и глаголов – антонимов. Дом. задание: стр.104, упр.120. – Молодцы. Оценки: Урок закончен. Спасибо всем за активную работу. |
Пояснение учителя к этапу урока. |