СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Греко-персидские войны"

Объединенный конспект урока "Греко-персидские войны", два параграфа

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Греко-персидские войны"»

  1. Методическая разработка на тему: «Греко-персидские войны»;

  2. ЦУУ:

I. Образовательная цель:

  1. Выделить с учащимися причины Греко-Персидских войн;

  2. Изучить с учащимися ключевые события Греко-Персидских войн: Марафонскую битву, битву в Фермопильском ущелье, Саламинское морское сражение;

  3. Выявление причин побед греков;

II. Воспитательная цель:

  1. Пробудить интерес к событиям и явлениям исторического прошлого других народов;

  2. Воспитание чувства общности, справедливости и толерантности; уважение к чужому мнению;

  3. Воспитывать гражданскую позицию на примере афинян, возглавивших освободительную борьбу;

III. Развивающая цель:

  1. Способствовать развитию логического и критического мышления;

  2. Развивать умение координировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

  3. Развивать умением работать с учебной и внешкольной информацией: анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;

  4. Развитие навыки работы с картой, текстом учебника;

  1. Тип урока: комбинированный урок;


  1. Оборудование: учебник по истории для 5 класса, рабочая тетрадь, доска, мел, компьютер, проектор, презентация на тему «Греко-персидские войны»;

  2. Литература:

Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искандерова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.: ил., карт.

  1. Таблица

План урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих.

_

Актуализация знаний учащихся

Фронтальный опрос:

  1. Где проводились Олимпийские игры в Древней Греции?

  2. Когда были проведены первые Олимпийские игры?

  3. Кто мог участвовать в Олимпийских играх?

  4. Сколько длились древние Олимпийские игры?

  5. Какие состязания входили в программу древнегреческих Олимпийских игр?






  1. Назовите легендарных древнегреческих олимпийцев













  1. . В г. Олимпии;


  1. В 776 г.;

  2. Все свободные греки, женщины не могли;

  3. 5 дней;


  1. Пятиборье: бег, прыжки в длину, метания копья и диска, борьба; кулачный бой; бег с оружием; гонки на колесницах;


  1. Милон – шесть раз подряд выигрывал олимпийские игры, Полидам, Феаген.


Вывод учителя по предыдущей теме урока

Таким образом, ребята, Древнегреческие Олимпийские игры имели огромное значение в жизни Древней Греции. Слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века.


_

Подведение к новой теме урока.

По словам одного древнего писателя, древнегреческие олимпийцы рассматривали состязания как подготовку к войне. Ведь на состязаниях атлеты демонстрировали свою силу, ловкость и упорство. Как вы думаете, ребята, эти качества, которые они тренировали, им пригодились? (Если нужно, вспомнить царя Дария I и Персидскую державу). Конечно пригодились, потому что владыка огромной Персидской державы могущественный царь Дарий I задумал подчинить себе всю Элладу. Эта его задумка и положила начало греко-персидским войнам.


Объяснение новой темы урока:

  1. Причины греко-персидских войн;













































  1. Ход греко-персидских войн:

А) начало греко-персидских войн;

Б) марафонская битва;

В) бой в Фермопильском ущелье;

Г Саламинское сражение;















































































3. Итоги греко-персидских войн

План:

  1. Причины греко-персидских войн;

  2. Ход греко-персидских войн:

А) начало греко-персидских войн;

Б) марафонская битва;

В) бой в Фермопильском ущелье;

Г Саламинское сражение;

3. Итоги греко-персидских войн.

Греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.) – войны между Персией и древнегреческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость.

После того как Малая Азия, Вавилон и Египет были завоёваны Киром II и Камбизом, Дарий I старался не только укрепить доставшееся ему в наследство царство, но и продолжил политику захвата новых территорий.

Поводом к началу войны стала поддержка материковой Грецией восстания греческих городов-колоний на Ионическом побережье полуострова Малая Азия против персидского господства. Узнав о поддержке, Дарий ввел войска в Грецию под предлогом возмездия. Дарий  направил в города Греции послов. От имени царя послы потребовали от греческих городов-государств «земли и воды», то есть признания над собой  власти Персии.  Многие из городов Греции признали власть Дария. Только в Афинах и Спарте послы встретили достойный ответ. Спартанцы бросили послов в колодец со словами «возьмите сами!» в Афинах персидские послы также были убиты. Так начались войны, длившиеся около 50 лет.

Давайте запишем причины греко-персидских войн:

  1. Захватническая политика персидских правителей;

  2. Стремление персов к установлению господства на Эгейском море;

  3. Стремление греческих колоний к независимости от персов и восстановлению торговли.


Дальнейшие события будут рассмотрены в группах, каждая из которых получает задание. Для выполнения отводится 10 минут. Вы должны проработать соответствующий пункт параграфа, опираясь на карту атласа заполнить пропуски в тексте, чтобы составить полную картину происходящего. Группы распределяются по названиям греческих полисов – афиняне, спартанцы, милетяне.

Но прежде мы с вами составим таблицу нашего исследования. Она будет называться: «Основные события греко-персидских войн» (приложение 1).

Задание по группам

а) Поход Дария. Марафонская битва. (1 группа - афиняне)

« В … г. до н.э. войско …………  пересекло на кораблях Эгейское море и высадилось на ………………  равнине в Аттике. Несмотря на то, что персов было ……………, чем греков, последние мужественно сражались и …………… . Один греческий воин побежал горными тропами с доброй вестью в Афины. Он преодолел без остановки ….. км, вбежал в город с вестью о победе и упал замертво. В честь этого события на Олимпийских играх греки установили  соревнование по бегу на …. км ….. м и назвали его ………………  …………  . Попытки захватить Грецию повторил сын Дария ………….. .» (Приложение 2);


б) Поход Ксеркса. Битва при Фермопилах. (2 группа - спартанцы)

« Во главе греческих полисов стала …………  . Персы уже завоевали Северную Грецию и приближались к …………….. Греции.  Спартанский царь ……….. защищал со своими воинами Фермопильское ущелье. Когда Ксеркс подступил к Фермопилам он направил к Леониду послов, чтобы запугать греков, потребовали сложить оружие, на что те ответили: «…………… и ………….!» Несколько дней греки ……………. защищали перевал, но нашелся ……………. , который показал тайную тропу и персы ударили грекам в спину. 300 спартанцев все до последнего погибли, защищая свою землю. Было это в …… г. до н.э. Прорвавшись через Фермопилы персы уничтожали все на своем пути. Когда было получено сообщение о поражении при Фермопилах все население Аттики и Афин было вывезено на ………. на остров …………..  .» (Приложение 3);


в) Саламинская битва. (3 группа - милетяне)

« Через десять лет греческим стратегом был избран …………… . Под его руководством был построен военный флот – около двухсот кораблей - ………….. . Греческий флот стоял между Аттикой и островом Саламин. Флот персов превосходил греческий на ……….. кораблей. Фемистокл предложил дать бой в узком Саламинском проливе, в котором было много …………… скал  и мелководий. Большие и ……………….. персидские корабли разбивались о подводные ……………., застревали на ……... . Греческие триеры пробивали борты вражеских кораблей своими острыми …………, ломали им ………….. . Так в сентябре ……… г. до н.э. персы потерпели поражение и потеряли почти весь свой ……….  .» (Приложение 4).


В 479 г. до н.э. военные действия возобновились. У города Платеи объединённые войска греков сразились с с остатками войска персов. Персы храбро сражались, но были побеждены благодаря превосходству греческой дисциплины. Затем греческое войско разгромило персов в Фивах и вступило в Фессалию. Вся территория материковой Греции была освобождена. Греки в тяжёлой и длительной борьбе отстояли свою независимость.












Записывают в тетрадь причины греко-персидских войн




















Работа в группах с карточками

Закрепление новой темы

Решите филворд, посвященный греко-персидским войнам (приложение №5).

Решаем вместе с ребятами филворд

Рефлексия





ПЗ: Почему Греция, небольшая по размеру страна, к тому же разделяемая на десятки городов-государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе?









ППЗ: Одним из обязательных олимпийских состязаний, проводимых во всем мире, значится «марафонская дистанция». Как связано это спортивное состязание с греко-персидской войной?

Греки мужественно защищали свою Родину. На время войны 30 греческих полисов объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наёмников, которые в любой момент могли струсить и отказаться воевать. Большую роль сыграл полководческий талант Фемистокла.

Происхождение названия этого спортивного состязания связано с греко-персидскими войнами, когда гонец с из Марафона добежал до Афин с вестью: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. Олимпийская длина дистанции – 42 км, что практически равно расстоянию от Марафона до Афин.

Вывод учителя

Греко-персидские войны продолжались длительное время – с 500 по 449 гг. до н.э. Их основной причиной послужила захватническая политика Персидской державы. Однако захватчикам не удалось поработить Грецию, её города-государства сумели, хоть и не сразу, объединить усилии в борьбе против персов и отстоять свою независимость.

_

Домашнее задание

§ 34, 35, вопросы; задания № 33, 34 в рабочей тетради

Записывают д/з в дневник

Выставление оценок

Учитель выставляет оценки тем ученикам, которые отвечали, и наиболее активным на уроке.

__



Приложение 1: Основные события греко-персидских войн.

Дата

Основные события

Последствия

490 г. до н.э.

Марафонское сражение

Победа греков

480 г. до н.э.

Битва на Фермопильском ущелье.

Победа персов

480 г. до н.э.

Саламинская битва

Победа греков

479 г. до н.э.

Первый Афинский морской союз.

Освобождение Греции, подъем Афин.



Приложение №2: а) Поход Дария. Марафонская битва. (1 группа - афиняне)

« В … г. до н.э. войско …………  пересекло на кораблях Эгейское море и высадилось на ………………  равнине в Аттике. Несмотря на то, что персов было ……………, чем греков, последние мужественно сражались и …………… . Один греческий воин побежал горными тропами с доброй вестью в Афины. Он преодолел без остановки ….. км, вбежал в город с вестью о победе и упал замертво. В честь этого события на Олимпийских играх греки установили  соревнование по бегу на …. км ….. м и назвали его ………………  …………  . Попытки захватить Грецию повторил сын Дария ………….. .»

Ответы: 490 г. до н.э.; Марафонской; больше; победили; 42 км; 42 км 195 м;Марафонским бегом; Ксеркс.


Приложение №3: б) Поход Ксеркса. Битва при Фермопилах. (2 группа - спартанцы)


« Во главе греческих полисов стала …………  . Персы уже завоевали Северную Грецию и приближались к …………….. Греции.  Спартанский царь ……….. защищал со своими воинами Фермопильский перевал. Когда Ксеркс подступил к Фермопилам он направил к Леониду послов, чтобы запугать греков, потребовали сложить оружие, на что те ответили: «…………… и ………….!» Несколько дней греки ……………. защищали перевал, но нашелся ……………. , который показал тайную тропу и персы ударили грекам в спину. 300 спартанцев все до последнего погибли, защищая свою землю. Было это в …… г. до н.э. Прорвавшись через Фермопилы персы уничтожали все на своем пути. Когда было получено сообщение о поражении при Фермопилах все население Аттики и Афин было вывезено на ………. на остров …………..  .»

Ответы: Спарта; Средней; Леонид; «Приди и возьми!»; мужественно; предатель; 480 г. до н.э.; кораблях; Саламин.



Приложение №4: в) Саламинская битва. (3 группа - милетяне)


« Через десять лет греческим стратегом был избран …………… . Под его руководством был построен военный флот – около двухсот кораблей - ………….. . Греческий флот стоял между Аттикой и островом Саламин. Флот персов превосходил греческий на ……….. кораблей. Фемистокл предложил дать бой в узком Саламинском проливе, в котором было много …………… скал  и мелководий. Большие и ……………….. персидские корабли разбивались о подводные ……………., застревали на ……... . Греческие триеры пробивали борты вражеских кораблей своими острыми …………, ломали им ………….. . Так в сентябре ……… г. до н.э. персы потерпели поражение и потеряли почти весь свой ……….  .»

Ответы: Фемистокл; триера; 330; подводных; неповоротливые; камни; мели; носами; весла; 480 г. до н.э.; флот.



Приложение №5: Решите филворд

М

И

С

П

А

Р

Ф

Е

Р

М

К

Л

М

И

Л

Т

А

С

А

О

А

Е

Т

Ф

Ь

Т

Н

М

Л

П

М

Б

И

Е

М

И

Ц

А

А

И

Ф

А

З

Т

И

А

Ы

Р

М

Л

Д

Л

А

Р

С

Д

Л

А

И

Ы

А

Р

Н

И

Т

О

Е

Ф

Н

С

А

И

Г

Е

Р

К

О

О

Н

П

Ф

Й

А

Б

А

Л

Н

И

Д

А

И

Н

Ы

И

Т

В

А

А

Т

Р



Милет, Спарта, Афины, спартанцы, фаланга, Марафон, Мильтиад, Леонид, Саламин, триера, Фермопилы, Дарий, Камбиз, Фемистокл, битва.





А) Греко-персидские войны начались с восстания греческих полисов в Малой 1Азии, которое возглавил город 2Милет. Афины поддержали 3восстание, поэтому царь персов 4Дарий I решил покарать Афины, и его войска в 5Грецию. Первое сражение состоялось около 6Марафонской равнины, которая находилась примерно в 7 40 км от Афин. Персы, хотя и превосходили армию греков в три раза, проиграли в 490 г. до н.э. 8Марафонскую битву.

Б) В 480 г. до н.э. армия персидского царя 1Ксеркса вторглась в 2Грецию. Первая битва объединённых греческих сил под командованием спартанского царя 3Леонида произошла при 4Фермопилах. Греки 5проиграли эту битву, царь 6Леонид и 7  300 спартанцев погибли. Персы захватили 8Афины и сожгли Акрополь.

В) Когда персы грабили Афины, жители прятались на 1Саламине – маленьком острове недалеко от города. Решающая битва состоялась в 2 480 г. до н.э. в 3Саламинском проливе между материком и островом 4Саламин. Афиняне под командованием 5Фемистокла выиграли сражение. Окончательно персы были разгромлены в битве при 6Платеях в 479 г. до н.э. Персидский царь 7 Ксеркс признал независимость Греции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс