Еремина Галина Васильевна, учитель физики МАОУ «СОШ № 116» г. Перми
Урок по физике 8 «Г» класса
Тема: «Электрическая цепь: конструирование, чтение, результат».
Цель урока: Отработка умений учащихся конструировать, читать и решать задачи по теме: «Электрическая цепь с опорой на текст научной функциональности на уроке физики».
Задачи урока:
1. Актуализировать знания об основных видах электрических соединений.
2. Организовать деятельность учащихся по выполнению практической части урока.
3. Организовать внимание учащихся по восприятию учебного материала в процессе проведения практической работы.
4. Продолжить развитие коммуникативных навыков и умения работать в группах; развитие самостоятельности и трудолюбия учащихся при решении различных физических задач.
План урока:
1. Организационный момент – 1 минута.
2. Актуализация знаний – 5 минут.
3. Постановка проблемы урока – 3 минуты.
4. Решение задач – 33 минуты.
5. Подведение итогов урока – 3 минуты.
6. Задание на дом.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Надеюсь, вы сегодня, не забудете высказывание Аристотеля (слайд № 2):
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».
(данное высказывание напечатать на плакате и повесить на доску на магнитики)
2. Актуализация знаний.
А сейчас, внимание на экран. (На экране схемы соединений проводников: последовательного, параллельного, смешанного и одна схема с неправильным соединением.) (слайд № 3).
Учитель:
а) Определите на слайде схему с неправильным соединением.
б) Почему вы так решили?
в) Какой должна быть эта схема? Начертить. (Ученик выходит к доске и чертит правильную схему.)
г) Назовите соединения на других схемах. (Пока ученик работает на доске, все остальные называют соединения, оставшихся на слайде схем. По окончанию работы проверяют схему, сделанную учеником на доске (слайд №4).
3. Постановка проблемы урока.
Учитель: Из всего, что вы сейчас делали, попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как вы считаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
Ученик: (Предлагаются различные варианты тем.)
Учитель: Выслушав ребят, называет тему урока: «Электрическая цепь: конструирование, чтение, результат» (слайд № 5).
Конечно же, на уроке сегодня мы будем решать экспериментальные задачи, и развивать умение читать схемы электрических цепей. Для этого нужно поделиться на группы по 4 человека (1-2 парты и 3-4 парты). Каждая группа берет карточку с номером задачи, которую будет решать. Проверять решение будем на доске, поэтому группа, решившая задачу, поднимает руку высоко вверх с номером задачи. Тексты задач лежат у вас на столе (приложение № 1).
4. Решение задач.
Задач три, одну задачу решает две группы, задачи группы берут по выбору, задачи напечатаны на листах на каждом столе (приложение № 1), оформляют в виде расчетных задач со схемой цепи.
1 задача: Собрать электрическую цепь по схеме и определить сопротивление цепи.

(Учащиеся собирают с помощью лабораторного оборудования схему цепи, снимают показания амперметра и вольтметра, а затем по закону Ома находят сопротивление – оформить в виде задачи).
2 задача: Начертить схему электрической цепи представленного рисунка. Собрать цепь по схеме, вставить в цепь амперметр и вольтметр таким образом, чтобы определить сопротивление резистора.

(Учащиеся чертят схему в тетради с рисунка, затем перечерчивают схему с учетом амперметра и вольтметра).
- схема с рисунка:

- схема с учетом амперметра и вольтметра:

(Учащиеся собирают данную схему, снимают показания вольтметра и амперметра и по закону Ома определяют сопротивление резистора – оформляют в виде задачи).
3 задача: Составьте схему электрической цепи, состоящую из источника тока, выключателя, двух параллельно соединенных лампочек, вольтметра и амперметра. Используя вольтметр и амперметр, определите сопротивление в цепи.

(Учащиеся собирают схему, она должна быть такая, снимают показания и определяют сопротивление цепи).
После решения, задачи по очереди проверяют на доске. Группа, сделавшая раньше задачу (один человек) идет к доске и показывает решение. Чертеж на доске обязателен. Затем учащиеся решают дополнительную задачу № 1, если остается время (приложение № 2).
Дополнительные задачи
№ 1: Определить сопротивление электрической цепи, предварительно собрав схему.
(Учащиеся собирают схему данной цепи, снимают показания амперметров и вольтметра, а затем, используя законы соединений и закон Ома, определяют сопротивление – оформляют в виде задачи).
№ 2: Используя текст задачи начертить схему, а затем решить задачу.
Участок цепи состоит из двух последовательно соединенных сопротивлений, каждое из которых равно 1 Ом. К этим двум резисторам параллельно подключают еще одно сопротивление, значение которого составляет 2 Ом. Всю эту цепь подключают к источнику тока, который создает на концах данного соединения напряжение 2,4 В. Необходимо определить силу тока во всей электрической цепи.
(Учащиеся записывают дано, а затем чертят схему и, используя формулы, решают задачу).
5. Подведение итогов урока.
Рефлексия (приложение № 3)
Продолжи фразу:
Сегодня на уроке я открыл для себя….
Мне понравилось на уроке ….
Я удовлетворен своей работой…
6. Задание на дом.
- формулы по соединениям повторить;
- задача № 2, в дополнительных задачах, сфотографировать и решить дома.
Приложение № 1
1 задача: Собрать электрическую цепь по схеме и определить сопротивление цепи.

(Учащиеся собирают с помощью лабораторного оборудования схему цепи, снимают показания амперметра и вольтметра, а затем по закону Ома находят сопротивление – оформить в виде задачи).
2 задача: Начертить схему электрической цепи представленного рисунка. Собрать цепь по схеме, вставить в цепь амперметр и вольтметр таким образом, чтобы определить сопротивление резистора.

3 задача: Составьте схему электрической цепи, состоящую из источника тока, выключателя, двух параллельно соединенных лампочек, вольтметра и амперметра. Используя вольтметр и амперметр, определите сопротивление в цепи.

Приложение № 2
Дополнительные задачи
№ 1: Определить сопротивление электрической цепи, предварительно собрав схему.
№ 2: Используя текст задачи начертить схему, а затем решить задачу.
Участок цепи состоит из двух последовательно соединенных сопротивлений, каждое из которых равно 1 Ом. К этим двум резисторам параллельно подключают еще одно сопротивление, значение которого составляет 2 Ом. Всю эту цепь подключают к источнику тока, который создает на концах данного соединения напряжение 2,4 В. Необходимо определить силу тока во всей электрической цепи.
Приложение № 3
Фамилия Имя:
Продолжи фразу:
Сегодня на уроке я открыл для себя….
Мне понравилось на уроке….
Я удовлетворен своей работой…
Фамилия Имя:
Продолжи фразу:
Сегодня на уроке я открыл для себя….
Мне понравилось на уроке….
Я удовлетворен своей работой…