Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности | Словесный (беседа) | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Павловна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: учебник, пенал и рабочая тетрадь. -Ребята, природу можно не только наблюдать, но и слышать её звуки. Послушаем их. Приложение 1 (Аудио 1) Аудио (шум дождя) Что мы слышим? (Аудио 2) Аудио(Шум волны) -А сейчас? -Молодцы, послушаем с вами следующие звуки, и вы мне скажите, что вы здесь слышите. (Аудио 3 ) Аудио (шум ветра) Что мы слышим? А что такое ветер? | Приветствуют учителя. Слушают звук дождя. -Шум дождя. -Вода. -Шум волны. Слушают звук ветра. -Ветер гудит. -Это движение воздух. | | К: владеть диалогической речью Р: осуществлять волевую саморегуляцию | Воспитывать понимания необходимости учения |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) | На предыдущим уроке вы изучали воздух. Каким же способом можно обнаружить воздух вокруг? Покажите, как? Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека? -Расскажите по схеме, как может произойти загрязнение воздуха. (Слайд 5 и (6 они делают сами) Как охраняют воздух от загрязнения? | Отвечают на вопросы учителя. -Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой или наклонится, побежать, когда дует ветер. -Все живое на планете дышит воздухом и не может без него жить. -На предприятиях ставят очистные системы, фильтры, используют экологически чистые виды топлива, высаживают деревья. | | К: владеть диалогической речью П: существенные признаки при анализе объектов. | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа), Практический (упражнение) | (Показать видео по теме) -Что мы с вами видим? -Так какая же тема нашего урока? -Откройте учебники на с. 60 и прочитайте тему урока. (Слайд7,8) | -Воду Тема: Про воду | | Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) | -Давайте определим цель урока. -Читаем под темой до красной черты. -Давайте проверим, правильно ли определили цель урока. -Прочитайте нашу цель со слайда. (Слайд 9) - Что бы достичь нам этой цели, нужно составить план нашего урока. - Посмотрите на цель и ответьте на вопросы. Что мы узнаем на этом уроке? Чему научимся? Что мы должны определить? План урока: 1. Узнаем, почему чистую воду относят к природным богатствам 2. Научимся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воды 3. Определить, как нужно охранять и беречь воду. | Цель: Узнать, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам. Научится рассказывать по схеме о загрязнении и охране воды. Узнаем, почему чистую воду относят к природным богатствам Научимся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воды Определить, как нужно охранять и беречь воду. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Р: принимать и сохранять учебную задачу. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Практический (упражнение); | (показать иллюстрацию дождя) (видео или шум) (Слайд 10) Почему идёт дождь? (картинка снегопада) (Слайд 11) Откуда берется снег? (лед) - Вода, минуя газообразное состояние, переходит в твердое, образуются кристаллы. Почему мы любим купаться летом? Что еще дает вода? Какую роль играет вода в нашей жизни? – Зачем же вода нужна человеку? -А теперь посмотрите, здесь у нас идёт танкер, что он может делать? Показать подводные лодки и танкер (вода помогает передвигаться подводным лодкам, кораблям) — Значит вода может что? -А также есть электростанции, которые работают с помощью воды. Вода даёт нам электричество. -Могут ли растения обойтись без воды? -Ребята, а теперь посмотрите на слайд и скажите, где в природе встречается вода? (20слайд) -Могут ли растения обойтись без воды? -Верно, хорошо. -Ребята, а для каких животных вода является домом или они в ней добывают себе пищу? (Слайд 22 ) -Как думаешь, могут ли животные обойтись без воды? -Без пищи животные могут прожить достаточное время, а без воды всего несколько дней. - А человек может прожить без воды? -Значит всё живое на Земле не может обойтись без воды. -При этом вода, какая должна быть? -Поэтому из этого мы можем сделать вывод, что вода является важнейшим природным богатством. | -Потому что в воздухе накопилось большое количество водяных паров. Образовались облака, потом тучи поэтому идёт дождь. -Если зимой очень холодно, то вместо дождя образуется снег в высоких слоях атмосферы. Происходит кристаллизация. -Потому что она даёт нам прохладу, радует своей красотой. -Даёт силы, чистоту, свежесть. -Без воды мы не можем прожить. -Без воды человек может прожить 2 дня. -Он может перевести нефть, грузы. -Вода может помогать передвигаться подводным лодкам, кораблям. - Облака, капли дождя, снег, град, туман и роса, океаны, озёра. -Растения без воды увядают и могут погибнуть -Животные, которые живут в воде – рыбы. -Нет. -Только 2 дня. -Чистой. | | | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический (упражнение); | -А мы с вами переходим ко второму этапу урока: научиться рассказывать по схеме о загрязнении и охране воды. -Мы с вами уже говорили о том, что всем живым существам на планете необходима вода, а для некоторых из них вода является домом, например, для рыб. -К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. - От чего же? -Давайте с вами рассмотрим схему. (Слайд24 ) -Вода пошла в чистую реку, в которой водилась рыба. Рыбак пошёл и выловил зараженную рыбу, приготовил её и попал в больницу. -Все, живые существа, живущие в воде, погибают от загрязнения. А если человек в пищу будет употреблять такую рыбу, то он тоже может погибнуть. (Слайд25 ) - А теперь вот посмотрите. Я когда готовилась к нашему уроку, специально съездила на Обское море и набрала там воды. -Будете ли вы её пить без очистки? -Верно, мы не можем с вами пить такую воду без очистки, она для нас будет опасна. -Ребята, что нужно делать для охраны воды? -Вы видели, чтобы здесь в школе где-то капала вода? -А вы знали, что вода является дорогим водным ресурсом на земле. что в некоторых странах платят большие деньги за воду. -Ребята, а теперь давайте с вами окунёмся в прекрасные водные пейзажи. Полюбуемся водными просторами. (Слайд27-33) -ФИзминутка Все на свете отражает… (Выполняют повороты голов, туловищем, прыжки) Напоит и освежит. (Изображают наклоны к воде и как пьют воду ладошками, умываются) И все время убегает, (Выполняют бег) Да никак не убежит. | Дети слушают. -От загрязнений. Смотрят и вместе с учителем разбирают схему. Слушают. Слушают. -Нет. Слушают. -Нет. Слушают. Смотрят. | | | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (упражнение) | Работа в рабочей тетради. Стр.37 №2,3. Слайд:28,29 2- Ваша задача: расположить кораблики в правильной последовательности и записать фразу 3- Вам нужно будет рассмотреть рисунки. Отметить синим карандашом – какую воду пить безопасно; красным карандашом – какая вода может быть опасной для здоровья. | Слушают задание. | | К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | Определить, как беречь и охранять воду. Ситуационные задачи. 1)Гуляя по берегу реки, ты увидел, что в нее сбрасываются отходы промышленного предприятия. Какие будут последствия для природы, реки, человека? 2) Миша с родителями поехали на пляж. Развели костёр и устроили пикник на берегу реки, играли, веселились. День близился к вечеру. Семья собралась домой. Миша напоследок решил съесть конфеты и выкинул фантик в воду. Правильно ли поступил мальчик? Что нужно было сделать? -Чистая вода – удивительное богатство природы, которое необходимо охранять и беречь. | Слушают. -От отходов пострадает большое количество воды. -Нужно было забрать фантик с собой, увезти домой и утилизировать. Нельзя загрязнять воду общественным мусором. | | К: владеть диалогической формой речи. П: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. | |
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | -Как вы думаете, для чего нам эта тема нужна? -Поднимите руки, кто считает, что обязательно нужно беречь и сохранять красоту и чистоту воды? Вы сегодня поработали очень хорошо! Спасибо за урок. До свидания. - Домашнее задание: __________ | Дети слушают. Ответы детей. Дети поднимают руки До свидания. | | К: владеть диалогической речью. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |