Конспект урок по истории
Учитель: Вещева Е.И.
Предмет история Класс 5
Базовый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2021.
Тема урока «Военные походы фараонов»
Цель урока: условия для формирования представлений об устройстве древнеегипетской армии, основных родов войск и вооружений, выделение факторов, способствующих военным успехам фараонов; подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, иллюстративный материал по теме «Древний Египет», настенная карта, дополнительный материал, карточки
Формы работы: групповая, парная , индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный. (Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками информации.)
Планируемые результаты:
Предметные:
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей…
- усвоение основных дат по теме
- понимание причин военных походов фараонов
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнеегипетского государства
Коммуникативные: уметь воспринимать устную и письменную информацию, работать в группах, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные: уметь организовывать выполнение заданий учителя, развивать навыки самооценки и самоанализа, удерживать цель деятельности до получения её результата.
Личностные: - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса к истории древнего мира
Тип урока: усвоение новых знаний умений и навыков
УМК: учебник «Всеобщая история» 5 класс, мультимедийный проектор, компьютер, презентация , настенная карта.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Основные понятия: армия, колесница
Межпредметные связи: география, литература
Ход урока
1. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности
Учитель обращается к цитате на доске, предлагая её в качестве девиза урока:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь. Но, ради Бога, размышляйте, и хотя криво, - да сами» (Г. Лессинг)
2. Актуализация опорных знаний . Давайте мы с вами вспомним и порадуем друг друга вашими знаниями по предыдущей теме. Для этого выберите себе задания:
1. Вставить пропущенные слова
1)Мой дом из тростника, вместо крыши….
Двери своего дома я не запираю, потому что….
Одежды н мне …,потому что…
На обед у меня….
Живется мне тяжело, потому что…
2) Я живу в большом и …. Доме, посреди сада у меня находится….
Одежда сшита моя из…
Когда у меня гости, то я надевал…
В комнате много мебели из…
Меня развлекают…
Фараон дает мне такие поручения…
3) Я очень нужен фараону и вельможе, но меня боятся….
Я самый грамотный , поэтому сосчитаю… и скажу сколько нужно
2.Ответить на вопросы :
С какой целью египтяне изображали на стенах гробниц самого вельможу, его семью и слуг?
Как жили и чем занимались вельможи на службе фараона
Зачем в гробницу клали фигурки работников?
Оцените себя: возьмите фишку: красная: «5», зеленая «4», синяя «4».
3.Мотивация. Создание проблемной ситуации.
Посмотрите на карту, портрет Фараона Тутмоса 3, войско фараона
(Демонстрация карт «Древний Египет» и «Военные походы фараонов».Иллюстрации «Портрет Тутмоса III», изображение войска фараона.)Что нам может рассказать карта и иллюстрации? Сформулируйте тему урока
-Совершенно верно, тема нашего урока «Военные походы фараонов». Запишите ее в тетрадь
4. Формулирование учащимися целей урока.
Предположите, на какие вопросы мы с вами сможем ответить в конце урока.
С чем мы должны работать, чтобы иметь достоверные сведения? Какие источники информации необходимо использовать?
«Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей»
1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;
2.Цели военных походов;
3. Как походы египетских фараонов проходили;
4.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.
5. Каковы результаты военных походов?
5. Первичное усвоение новых знаний. «Открытие» нового знания
1.Зачем же правители Египта совершали военные походы?
В книгах можно найти готовый ответ на этот вопрос. Но я предлагаю вам более интересный путь- посмотреть видеофильм. После просмотра, выполняем работу:
Вопросы: Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?
О чем были помыслы нового правителя Египта? (О покорении новых земель)
Цели военных походов фараонов: 1. Расширение владений Египта 2. Захват новых богатств 3.Приобретение рабов
2. Посмотрев фильм, что же из себя представляла Египетская армия? Что такое армия? Армия – это организованные и обученные вооруженные силы государства.
Продолжите: основную часть войска составляли …..(пешие воины). Другим видом войск были …….боевые колесницы. Преимущество колесниц….. ( могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на противника)
Прием «Собери чемодан» Работа в группах.
У вас на столах наименование отрядов войск египтян 1 группа. Пехота, 2 группа - колесницы, В конвертах понятия, словосочетания, которые относятся к тому или иному роду войск. Каждая группа выбирает. Взаимооценивание
Физминутка
5.1.Переходим к следующему вопросу. Завоевательные походы египетских фараонов
Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон Тутмос III, который правил в Египте около 1500 г. до н. э.
Работа с картой (с. 47 учебника). Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:
- Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)
- В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)
- Какую добычу получали египетские фараоны из завоеванных стран?
Ответ подтвердите цитатой из документа («… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов…»)
(Из Нубии – золото и рабы. Из Ливии – коз, овец и другой скот. Из Сирии- медь.)
Все географические названия ученики показываю т на карте
5.2.Как проходили военные походы египтян? Работа в парах
Я предлагаю найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника! Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.
ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА
« Войско вернулось благополучно, разорив страну бедуинов, снеся ее крепости, срубив ее смоковницы и виноградники, сжигая ее поселки, перебив в ней десятки тысяч людей, захватив в ней множество пленных. Царь хвалил меня за это чрезвычайно»
Надпись на гробнице. Египет. XXVI век до н. э.
Будем изучать текст первоисточника так, как это делают ученые-историки.
Извлекаем последовательно из текста информацию.
-Какие цели преследовали египтяне? (завоевание других народов,– захват рабов).
- Как проходил поход египтян и чем он закончился? Бедуины оказали сопротивление врагам. Египтяне разгромили местные войска. Завоеватели действовали жестоко по отношению к населению страны. Египет одержал победу.
Самооценивание
5.3. У нас остался последний вопрос. Каковы результаты военных походов? Давайте рассмотрим результаты для фараона, вельмож и крестьян Разыграем сценку,
Крестьянин. Я участвую уже во втором военном походе. Посмотрите на мои шрамы. Этот я заработал при взятии крепости Мегиддо, а при штурме другой крепости я чуть не погиб от меча противника. И что же я получил за все тяготы и опасности похода? Все мое имущество умещается вот в этой котомке, домой приду с пустыми руками. А дома ждут меня жена и дети. Как они справляются с хозяйством без мужчины? Ведь уже давно началось время сева, а женщине и малым детям трудно управлять быками, тяжело работать с плугом. А если в этом году по воли бога Хапи вода поднялась высоко в Ниле, то надо вывести воду с поля, иначе зерно сгниет в земле. И сборщикам налогов не объяснишь, что воевал, а не работал. Они все равно будут кричать: «Давай зерно!» Не столько у меня раны болят, сколько душа изболелась за близких.
Второй крестьянин. И у меня те же проблемы. Еще после первого похода взяли у меня за долги быка. Боюсь, как бы за долги не забрали в рабство и жену с сыном. Вдруг приду и увижу пустую хижину, да поле, заросшее сорной травой. К кому тогда обращаться за помощью?
Вельможа. Ну, а я полностью доволен результатами похода. Во время взятия крепости я командовал отрядом колесниц. «Большой дом» остался мною доволен. За храбрость я получил 50 пленников, 300 голов скота, несчетное количество украшений. Посмотрите на мой новый кинжал, украшенный драгоценными камнями. Я сорвал его с пояса раненого в бою противника. А кроме того мне пожаловали большой участок земли в завоеванной стране. Вернувшись домой, я прикажу высечь на стенах гробницы стихи о моих славных подвигах. И довольный владыка возможно назначит меня на новую более высокую должность.
Вопросы учащимся: Каковы результаты походов для военачальников и рядовых воинов
6. Закрепление
Итак, какую цель мы ставили в начале нашего урока: Рассмотреть в каких направлениях и с какой целью совершались военные походы и выявить их значение. Удалось достичь нам цели? Проверим,
Учащимся предлагается на основе полученных знаний закончить схему, дописав недостающее, тем самым подведя итог
ЦЕЛЬ ПОХОДОВ
………… …… ……….
-Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?
- Почему успешные военные походы привели в итоге к ослаблению Египта?
Самооценивание
7.Рефлексия. «Светофор»
Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»
Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»
Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
8. Домашнее задание на выбор.
1.Ответьте на вопросы – Как было устроено войско фараона? Какова судьба пленников?
2.Найдите территорию Египетского царства при Тутмосе III, сделайте вывод. Подсчитайте, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса III.
3. Опишите рисунок «Войско фараона в походе». Предположите куда и с какими целями движется войско.
9.Посчитайте фишки, поставьте оценки
Спасибо за урок
Технологическая карта
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент (настрой на урок, мотивация к новым знаниям) | | | |
2 | Опрос по ранее изученному материалу ( проверка домашнего задания) | - Вспомним что мы знаем о населении Древнего Египта и их занятиях. Для этого выберите себе задание: 1. Вставить пропущенные слова 2. Ответить на вопросы (Приложение 1) | Работают с карточками, отвечают на поставленные вопросы. Самооценивание. За ответы выбирают себе фишки: красная: «5», зеленая «4», синяя «4». | Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных знаний Коммуникативные: Формировать умение слушать и вступать в диалог Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности. |
3 | Мотивация (создание проблемной ситуации) (3-4мин.) | Организует проблемную ситуацию; - Организует мыслительную деятельность обучающихся, для формулирования темы урока, - Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам Демонстрация карт «Древний Египет» и «Военные походы фараонов».Иллюстрации «Портрет Тутмоса III», изображение войска фараона. Сформулируйте тему нашего урока. -Совершенно верно, тема нашего урока «Военные походы фараонов». Запишите ее в тетрадь | - В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы; - Определяют тему урока; план урока, по новодящим вопросам | Регулятивные: - целеполагание, , - выдвигают версии, определяют проблему. П:ознавательные - самостоятельное выделение познавательной цели, - выбор оптимальных способов решения задач, - умение строить речевое высказывание, - сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы. Комуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, - владение монологической и диалогической речью |
4 | Целеполагание и планирование (2-3 мин.) | На какие вопросы нам нужно найти ответы? Какие источники информации необходимо использовать? «Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей» 1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды; 2.Цели военных походов; 3.Походы египетских фараонов; 4.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта. 5. Каковы результаты военных походов? | План урока, по наводящим вопросам Называют источники (учебник, документы, карта и др.) определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть) | Регулятивные: - - планирование, - прогнозирование, - волевая саморегуляция, Познавательные: - выбор оптимальных способов решения задач, - умение строить речевое высказывание, - сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы. Комуникативные- умение слушать и вступать в диалог, - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, |
5 | Актуализация знаний (2 мин) | Каким образом можно расширить территорию государства? Какой процесс расширения Египта уже происходил и когда? |
6 | «Открытие» нового знания (изучение новой темы) 20 мин. | Прием «Собери чемодан» Работа в группах . После просмотра фильма. У вас на столах наименование отрядов войск египтян 1 группа. Пехотинцы, 2 группа - колесницы, разведчики. В конвертах понятия, словосочетания, которые относятся к тому или иному отряду. (Приложение 2) Каково преимущество в бою колесницы перед пехотинцами? | Присмотр видеофильма. Работа в группах Выбирают понятия. Знакомятся с египетским войском, его устройством, вооружением. Осуществляют сравнение колесницы и пехотинцев. Делают выводы Взаимооценивание. Дают фишку | Регулятивные: - поиск информации, - умение строить речевое высказывание, - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - смысловое чтение, - анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, сравнение - установление причинно-следственных связей, - доказательство Комуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками - участие в коллективном обсуждении проблем, - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли, - владение монологической и диалогической речью Регулятивные: - волевая саморегуляция, - работают по плану, сверяясь с целью; - определяют проблему, выбирают средства достижения, планируют деятельность |
| | Работа с картой. -Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (Стрелочками) -На какие территории были совершены походы фараонов Египта? Работа с документом. Группам раздается документ и вопросы к нему -С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа («… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов…») -Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины? ( Какой характер носили войны? | Работа с документов в парах. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием различных источников (документ, карта, учебник) Выходят к карте, показывают | |
| | Каковы результаты походов для военачальников и рядовых воинов? Инсценирование , по ролям (Приложение 3) Подведение итогов. | Рассказывает о себе рядовой воин, вельможа. Слушают, задают вопросы, делают вывод | |
7 | Закрепление | Учащимся предлагается на основе полученных знаний закончить схему, дописав недостающее, тем самым подведя итог ЦЕЛЬ ПОХОДОВ ………… …… ………. -Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете? - Почему успешные военные походы привели в итоге к ослаблению Египта? | Заполняют схему, отвечают на вопросы | Познавательные: Осознанно строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: Использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки. Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности. |
8 | Рефлексия | «Светофор» Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке» Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно» Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов» | Крепят карточки на светофор Суммируют карточки, выставляют оценки | Познавательные: Осознанно строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: Использовать речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки. Личностные: Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности. |
9 | Домашнее задание | 1.Ответьте на вопросы – Как было устроено войско фараона? Какова судьба пленников? 2.Найдите территорию Египетского царства при Тутмосе III, сделайте вывод. Подсчитайте, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса III. 3. Опишите рисунок «Войско фараона в походе». Предположите куда и с какими целями движется войско. Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности. | Записывают домашнее задание, задают вопросы | Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Выделять и формулировать то, осуществлять пошаговый контроль по результату. Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение знаний для человека. |
Приложение 1
Мой дом из тростника, вместо крыши….
Двери своего дома я не запираю, потому что….
Одежды н мне …,потому что…
На обед у меня….
Живется мне тяжело, потому что…
Я живу в большом и …. Доме, посреди сада у меня находится….
Одежда сшита моя из…
Когда у меня гости, то я надевал…
В комнате много мебели из…
Меня развлекают…
Фараон дает мне такие поручения…
Я очень нужен фараону и вельможе, но меня боятся….
Я самый грамотный , поэтому сосчитаю… и скажу сколько нужно
Вопросы:
С какой целью египтяне изображали на стенах гробниц самого вельможу, его семью и слуг?
Как жили и чем занимались вельможи на службе фараона
Зачем в гробницу клали фигурки работников?
Приложение 2
Лук, копье, топорик, бронзовый кинжал, легкий щит, длинные лестницы, возница, дышло, прочное дерево, страусовые перья, внезапное нападение, обогащение. рядовой воин
Приложение3
Крестьянин. Я участвую уже во втором военном походе. Посмотрите на мои шрамы. Этот я заработал при взятии крепости Мегиддо, а при штурме другой крепости я чуть не погиб от меча противника. И что же я получил за все тяготы и опасности похода? Все мое имущество умещается вот в этой котомке, домой приду с пустыми руками. А дома ждут меня жена и дети. Как они справляются с хозяйством без мужчины? Ведь уже давно началось время сева, а женщине и малым детям трудно управлять быками, тяжело работать с плугом. А если в этом году по воли бога Хапи вода поднялась высоко в Ниле, то надо вывести воду с поля, иначе зерно сгниет в земле. И сборщикам налогов не объяснишь, что воевал, а не работал. Они все равно будут кричать: «Давай зерно!» Не столько у меня раны болят, сколько душа изболелась за близких.
Второй крестьянин. И у меня те же проблемы. Еще после первого похода взяли у меня за долги быка. Боюсь, как бы за долги не забрали в рабство и жену с сыном. Вдруг приду и увижу пустую хижину, да поле, заросшее сорной травой. К кому тогда обращаться за помощью?
Вельможа. Ну, а я полностью доволен результатами похода. Во время взятия крепости я командовал отрядом колесниц. «Большой дом» остался мною доволен. За храбрость я получил 50 пленников, 300 голов скота, несчетное количество украшений. Посмотрите на мой новый кинжал, украшенный драгоценными камнями. Я сорвал его с пояса раненого в бою противника. А кроме того мне пожаловали большой участок земли в завоеванной стране. Вернувшись домой, я прикажу высечь на стенах гробницы стихи о моих славных подвигах. И довольный владыка возможно назначит меня на новую более высокую должность.
Вопросы учащимся: Каковы результаты походов для военачальников и рядовых воинов?