МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»
Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Новая Игирма, мкр. Химки д.27
индекс: 665684, тел./факс: (39566) 62-3-59, e-mail: [email protected]
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
Тема: «Я себя не мыслю без России…»
(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3
на тему «Что такое патриотизм?»)
Разработала: Жданова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
Новая Игирма, 2019 год
Пояснительная записка
Урок развития речи: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку: часть 3, задание 15.3 «Что такое патриотизм?»
Учащиеся уже знакомы со структурой сочинения – рассуждения, выделением микротем в тексте, поэтому на данном уроке присутствует повторение материала по подготовке к ОГЭ. Урок построен по технологии «Смысловое чтение»
На уроке используются толковые словари, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради.
Учитель: ЖдановаТ.А.
Предмет: русский язык
Образовательная технология: «Смысловое чтение»
Тип урока: развитие речи
Тема урока: «Я себя не мыслю без России…»
(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку: часть 3, задание 15.3 «Что такое патриотизм?» )
Цель урока, запланированная учителем:
1.Формироние у учащихся навыков работы над определением значения слова , написания примера-аргумента не из прочитанного текста для сочинения-рассуждения 15.3.
2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой.
Задачи:
Образовательные: расширение навыков написания сочинения по критерию оценивания С3К1, С3К2 в формате ОГЭ, умение самостоятельно создавать собственное высказывание;
Развивающие: развитие мыслительной, речевой и творческой активности; навыки работы с толковым словарем
Воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный
Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, парная работа, групповая работа, самостоятельная работа.
Оборудование : тексты, толковые словари, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради.
Оформление доски – дата, тема, иллюстрации, изображающие любовь к Родине.
Презентация1.pptx
Ход урока:
Организационный этап
Цель:
-общая готовность к уроку,
-концентрация внимания учащихся, эмоциональный настрой
Деятельность учителя:
Приветствие. На следующий год нам предстоит сдавать экзамен по русскому языку, выполнить множество различных заданий. Наш урок сегодня – ещё один из этапов подготовки к ОГЭ.
Начать урок хочу со стихотворения Олега Анатольевича Милявского «Любите Россию»
Слайд №2
Колышет березоньку ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон...
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.
Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:
И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию -
Россию, которую я защищал.
Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!
Деятельность учащихся:
- А теперь подумайте, о чём это стихотворение? (О любви к Родине)
-Как поэт говорит о своей любви?
- Как вы думаете, какое слово будет ключевым на уроке? (патриотизм)
-Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока?
(Написание сочинения 15.3 по теме «Что такое патриотизм»).
- Как данная тема связана с заданиями на экзамене?
-Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения 15.3
Деятельность учащихся:
1.Ребята рассказывают о структуре сочинения-рассуждения 15.3
Слайд №3
Структура сочинения – рассуждения.
1. Тезис Определение предложенного в задании слова. Комментарий определения
(пояснение данного слова)
2.Аргументы
-. Скрепа (логический переход). Пример 1 (из текста) + комментарий
- Скрепа (логический переход). Пример 2 (из жизненного опыта, читательского ) + комментарий
3. Вывод
2. Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
Деятельность учителя:
Итак, мы будем сегодня работать над критериями С3К1; С3К2
Тема урока, которую предлагаю для размышления «Я себя не мыслю без России…»
Попробуйте определить, как мы будем сегодня работать
( сами формулируют цели и задачи урока)
Деятельность учащихся: оформление записи в тетрадях (число, тема)
Основной этап урока – это работа с текстом в три этапа с использованием технологии «Смысловое чтение на уроках»
1 этап: работа с текстом до чтения
Предтекстовая стратегия «Ассоциативный куст».
Цель:
-умение предполагать, прогнозировать;
-актуализация имеющихся знаний и опыта, активизация познавательной активности учащихся, обогащение словаря
Деятельность учителя:
- оглянувшись на свой небольшой жизненный опыт, подумайте, что стоит за словом патриотизм, подберите ключевые слова- имена существительные, давая толкование слова ПАТРИОТИЗМ (вернитесь к стихотворению Милявского, вспомните, какие ассоциации , связанные с этим словом вы можете предложить
(Гордость, преданность, стремление, любовь, привязанность).
— Можем ли мы расширить ключевые слова? (любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны; стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, служить, привязанность к родной земле, традициям и обычаям, к языку)
— Можем ли мы расширить ключевые слова? (любовь к Отечеству, гордость за прошлое и настоящее страны; преданность родине, стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, привязанность к родной земле, культуре, языку
Все ассоциации запишите вокруг этого слова, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями
Слайд№4
Деятельность учащихся:
1. «Ассоциативный куст» - графическое изображение
Любовь к Отечеству
Стремление служить интересам народа, страны.
Гордость за прошлое и настоящие уроки
ПАТРИОТИЗМ
Защита своей страны
Кровная связь с землёй
Слайд №5
2.Индивидуальная работа со словарями. ( Найти определение слова патриотизм)
Патриоти́зм - ПАТРИОТИЗМ, Ца, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов.... Толковый словарь Ожегова
Патриотизм — (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. — «... Большая советская энциклопедия
Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.( Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
После беседы составляем коллективный тезис, используя свои записи и совместно созданный ассоциативный куст и записываем определение понятия « патриотизм»
Тезис. Патриотизм – это любовь к Отчеству, стремление служить Отчизне, защищать Родину, привязанность к родной земле, сохранение традиций,гордость за прошлое и настоящее страны.
Деятельность учителя:
Теперь комментарий к тезису. 2-3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом. Какой человек может считать себя патриотом?
Переходим к критерию №2
Физкультминутка для глаз
Слайд №6
2 этап: работа с тексом во время чтения (попеременное чтение )
Стратегия текстовой деятельности «Чтение в кружок»
Цель: проверка понимания читаемого вслух текста
Деятельность учащихся:
1.Предлагаю учащимся читать текст по очереди по абзацам (в тексте три абзаца)
Задача чтеца - читать с пониманием, задача слушающих - записать по одному вопросу для каждого абзаца с целью проверить, понимает ли читающий текст
О подлинном патриотизме из книги В. С. Кожемяко «Валентин Распутин. Боль души»
(отрывок) (название не написано)
Любовь к Родине – то же, что чувство к матери, вечная благодарность ей и вечная тяга к самому близкому существу на свете. Родина дала нам все, что мы имеем, каждую клеточку нашего тела, каждую родинку и каждый изгиб мысли. Мне не однажды приходилось говорить о патриотизме, поэтому повторяться не стану. Напомню лишь, что патриотизм – это не только постоянное ощущение неизбывной и кровной связи со своей землей, но прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, моральное и физическое благополучие, сверение, как сверяют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями.
Человек в Родине – словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без Родины он – духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство старается весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. Знаете, больше скажу: человек, имеющий в сердце своем Родину, не запутается, не опустится, не озвереет, ибо она найдет способ, как наставить на путь истинный и помочь. Она и силу, и веру даст.
Родина – это прежде всего духовная земля, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, а уж потом «территория». Слишком многое в этом звуке!.. Есть у человека Родина – он любит и защищает все доброе и слабое на свете, нет – все ненавидит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рожденья и до смерти согревающее нас тепло. Я верю: и там, за порогом жизни, согревающее – живем же мы в своих детях и внуках бесконечно. Бесконечно, пока есть Родина. Вне ее эта связь прерывается, память слабеет, родство теряется.
2. Ответы читающих на вопросы слушающих.
3.Выделить ключевые слова в каждом абзаце (текст у каждого на парте после ответов на вопросы)
4. Парная работа – определить микротемы, записать три предложения (1 ряд)
- сформулировать аргументы из фрагмента В.П. Распутина, используя понятия ассоциативного куста (2, 3ряд)
3 этап: работа с текстом после чтения
Деятельность учащихся:
1.Беседа после текста
- Назовите микротемы (1 ряд)
- Что самое главное вкладывает автор в понятие «патриотизм»?
Слайд №7
У текста есть название «Боль души»
-. Как вы понимаете название? За что болит душа автора?
- Вернёмся к теме урока: « Я себя не мыслю без России…» Какой смысл вы вкладываете сегодня в эту фразу?
2. Стратегия «Тайм-аут»:
Цель стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в группах.
Итог работы – составленный аргумент к сочинению 15.3 ( что такое патриотизм?)
-учащиеся формулируют аргумент к сочинению 15.3, идёт обсуждение (2,3 ряд)
в некоторых группах ребята предлагают обратиться к произведениям художественной литературы (если останется время )
Слайд №8
3.Стратегия «Синквейн»:
Цель стратегии: показать своё отношение к проблеме
-тема (слово, понятие ) патриотизм
-два прилагательных, показывающих отношение к теме
-три глагола
-предложение в 4 слова
-эмоциональное отношение к теме
Пример: Патриотизм
верный, преданный
служить, гордиться, защищать
кровная связь с малой Родиной
любовь
4 Этап урока: рефлексия:
Над чем заставил задуматься материал урока ?
Закончи предложение.
На уроке я узнал…
Я хотел бы пожелать своим одноклассникам…
На уроке я научился…
Домашнее задание: приготовить аргументы из жизненного опыта или из художественной литературы для сочинения – рассуждения на морально – этическую тему (15.3) «Что такое патриотизм» Оформить письменно