СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Ядовитые животные»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Ядовитые животные»»

Класс: 10

Тема: «Ядовитые животные»

Цель: расширение знаний о наиболее распространённых ядовитых животных Беларуси и знакомство с порядком выполнения действий при отравлении ядами.

Задачи урока:

  • Способствовать развитию умения работать с новой информацией, навыка систематизации полученных знаний, стимулировать резвития навыков критического мышления.

  • Создать условия для воспитания ценностного отношения к своему здоровью.

  • Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных задач (Оказание первой помощи при укусах ядовитыми животными и разработка профилактических мер безопасности)


Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, мобильные телефоны.

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Слайда презентации

Организационный момент

(1-2 мин)

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.



Целемотивационный этап.

(2-5 мин)

- Ребята, вы уже изучили ядовитые грибы и растения, посмотрите на слайд и скажите кого вы видите. (Учащиеся предлагают названия животных).

- Как вы, думаете какая тема сегодняшнего урока? (Предположения учащихся).

- Тема сегодняшнего урока — «Ядовитые животные». Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока. (Учащиеся формулируют цель и задачи урока).

Учитель корректирует их, уточняет, всем ли понятна формулировка цели, задачи.

Слайд 1



Слайд 2


Слайд 3

Актуализация знаний

(5-7 мин)

- Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Сколько видов грибов насчитывается в Беларуси?

  2. Как называются ядовитые вещества, способные вызывать отравления, содержащиеся в грибах?

  3. Назовите симптомы отравления грибами.

  4. Перечислите ядовитые грибы.

  5. Как оказывать первую помощь при отравлении грибами?

  6. Перечислите ядовитые растения Беларуси

  7. Как оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми растениями?

Слайд 4

Изучение нового материала

(20 мин)

- Как вы думаете, почему животных называют ядовитыми? (Предположения учащихся).

Запишите определение:

Ядовитые животные — это животные, содержащие яды, которые при попадании в организм человека вызывают болезненные расстройства, а иногда и смерть.

-Используя учебник самостоятельно составьте схему «Группы ядовитых животных» в тетрадь. (По ходу заполнения, схема появляется на слайде).

«Группы ядовитых животных»


Активно-ядовитые

имеют особые органы, вырабатывающие яд



Пассивно-ядовитые

ядовитые органы отсутствуют. Их токсичность связана с особыми свойствами тех или иных тканей тела


Вооруженные


Невооруженные



- Как вы думаете, что такое животные яды?

(Предположения учащихся).

- Запишите определение:

Животные яды (зоотоксины) — это токсические вещества различной химической природы, вырабатываемые животными и используемые ими в целях защиты или нападения.

Рассказ учителя:

- Ядовитых животных принято разделять на две группы: активно-ядовитые и пассивно-ядовитые.

Активно-ядовитые животные имеют особые органы, вырабатывающие яд. Этих животных принято делить на вооруженных и невооруженных.

У вооруженных ядовитые органы состоят из железы, вырабатывающей яд, и колющего или ранящего аппарата. Например, у насекомых ядовитые железы связаны с жалом, а у пауков они открываются на хелицерах. Ядовитый аппарат имеется у змей (гадюка, гюрза, кобра, щитомордник) и ящериц ядозубов.

У невооруженных ядовитых животных нет ранящего аппарата. Их яд при попадании на кожу жертвы всасывается через поврежденные места и слизистые оболочки. Ядовитые железы без ранящего аппарата имеются в коже ряда земноводных (жерлянка краснобрюхая, чесночница обыкновенная, жабы земляная и обыкновенная, саламандра пятнистая и др.). У ряда животных (например, у муравьев) неранящий ядовитый аппарат развился из ранящего путем редукции его колющей части.

Ядовитые насекомые имеют кожные железы с едким или сильно пахнущим секретом, отпугивающим врагов (жук колорадский, жук-бомбардир, плавунец, стафилин береговой и др.). В крови некоторых клещей и насекомых содержатся токсичные вещества, которые они выделяют как средство защиты.

У пассивно-ядовитых животных ядовитые органы отсутствуют. Их токсичность связана с особыми свойствами тех или иных тканей тела (скрытая, или тканевая, ядовитость). Например, некоторые рыбы ядовиты при употреблении их в пищу.

Наиболее часто встречающиеся в Беларуси ядовитые животные представлены на Слайдах.

Самостоятельная работа.

Учащиеся получают карточки с описанием различных животных, которые необходимо самостоятельно изучить и выполнить задания через QR-код.

Карточка 1

Бычий слепень

Бычий слепень – насекомое чрезвычайно вредное. Токсические вещества слюны приводят к покраснению и болезненному отеку кожи. После укуса раны долго кровоточат и не заживают. Кроме того, что этот кровосос досаждает скотине своими укусами, он является распространителем различных заболеваний, например, сибирской язвы.

Это насекомое ведь только так называется – бычий слепень. А на самом деле он не брезгует никем. Коровы и лошади, находящиеся на привязи, если на них нападает множество слепней, срываются и бегут подальше от этих мест. Бывает и так, что животное, замученное жалящими насекомыми, бросается в непроходимую чащу, чтобы ветки деревьев и кустов избавили их от мук, заходят в воду и вязнут в болотах.

Медоносная пчела

Если укус будет нанесен в область языка, глотки или неба, возникающий отек может заблокировать поступление воздуха и привести к асфиксии (удушью). Многочисленные укусы и аллергия к яду пчел могут привести к летальному исходу.

Пчелки не являются агрессивными – они жалят только в случае опасности для них или их жилища. Даже дикие пчелы не станут просто так лезть к человеку. К тому же не у всех жителей улья вообще есть жала – мужской состав пчелиного коллектива, то есть трутни, обходятся и без этого средства защиты.

Карточка 2

Оса обыкновенная

Своё гнездо члены осиной семьи охраняют весьма ревностно. Ввиду этого приблизившийся к нему случайно или нарочно может иметь крупные неприятности. Одна оса ядовитая, а уж потревожившего гнездо семьи точно ждёт самая безжалостная атака множества насекомых, что на порядок опаснее для здоровья.

Оса может жалить многократно при серьезной угрозе, например, когда человек пытается разрушить гнездо. Укус болезненный, вызывает покраснение, отек, жжение и зуд. Особенно опасны укусы для человека с аллергией.

Не только человек, а сами осы могут оказаться не прошенными гостями. Как упоминалось, в поисках пищи они пытаются подобраться поближе к людям. И может так случится, что человек и оса позарятся на одно лакомство.

Шмель полевой

Неугомонный опылитель способен взлететь с количеством пыльцы, которое равно его собственному весу. Он обладает великолепной памятью и сравнительно легко приспосабливается к изменениям окружающей среды.

Полевые шмели неагрессивные и жалят исключительно в целях самозащиты. Они очень пугливые и стараются избегать любых конфликтов. В небольшую ранку впрыскивается микроскопическая доза яда, вызывающая зудящую боль и жжение. Вскоре появляется покраснение и отек.

Опасность представляют одновременные укусы нескольких насекомых.

В таком случае возможно развитие аллергической реакции. У пострадавших наблюдается головокружение, тошнота, рвота, повышение температуры, озноб и судороги.

Карточка 3

Шершень обыкновенный

Укус шершня вызывает болезненные ощущения. Его жало глубже проникает в тело жертвы. В яде содержится около 5% ацетилхолина, который при попадании в рану вызывает сильное жжение.

Шершневые осы используют яд для охоты на насекомых в отличие от пчел, использующих его для защиты своих гнезд. По этой причине он может быть намного слабее.

Смертельная доза для человека составляет от 10 до 90 мг яда на каждый килограмм веса, поэтому для его убийства необходимо несколько сотен укусов. Для умерщвления насекомых достаточно дозы 2,8-7,6 мг/кг.

Обыкновенные шершни не отличаются агрессивностью, поэтому их тяжело спровоцировать на нападение. Как правило, в целях самозащиты кусаются менее 10% членов колонии.

Жук нарывник

Укус оставляет на теле нарывы и волдыри. Оказывает негативное воздействие на работу мочевыводящих путей и почек. Особенно опасно попадание яда в кровь. Защитить себя можно лишь исключив контакт с нарывниками.

Слайд 5







































Слайд 6-11

Физкультминутка

(2 мин)

Упражнения для глаз:

1. Глазами двигаем по горизонтали.

2. Глазами двигаем по вертикали.

3. Круговые вращательные движения глазами.

4. Круговые вращательные движения, рисуя в воздухе цифру 8, лежащую на боку.

5. Сжимания век в быстром темпе.


Изучение нового материала (продолжение)

- Как вы думаете, какую нужно оказать первую помощь при укусе комаров, мошек, слепней, муравьев?

(Предположения учащихся).

- Посмотрите на слайд и скажите то, что вы не назвали.

Первая помощь при укусе комаров, мошек, слепней, муравьев

  • независимо от вида насекомого место укуса необходимо промыть водой с мылом;

  • обработать 3% раствором перекиси водорода, любым спиртовым раствором или настойкой календулы;

  • при наличии зуда, покраснения можно смазать противовоспалительной мазью;

  • приложить лед, сделать охлаждающий компресс из чая, отваров трав (мяты, череды зверобоя, коры дуба).



Слайд 12


- Чем отличаются жалящие насекомые и какая первая помощь при их укусах?

(Предположения учащихся).

Более подробная первая помощь представлена на слайде.

Помощь при укусе жалящих насекомых

  • при наличии жала в ранке его необходимо аккуратно удалить, стараясь не сломать и не оставить;

  • место укуса нужно обработать любым антисептическим или спиртосодержащим раствором;

  • приложить лед к пораженному участку. Холод вызывает спазм сосудов, предотвращает развитие местной выраженной воспалительной реакции и распространение токсинов, аллергена по всему организму;

  • после обработки места укуса с противоаллергической целью рекомендован прием антигистаминных препаратов перорально (выбор препарата, доза и длительность определяется врачом), а также обильное питье и отдых.

Появление головокружения, слабости, головной боли, тошноты, рвоты и других симптомов, относящихся к общей системной реакции, требует незамедлительного обращения к врачу.

При укусе в области рта, горла, а также при наличии множественных укусов жалящих насекомых следует обратиться к врачу.

Кроме насекомых есть другие ядовитые животные Беларуси, предположите кто это может быть? (Предположения учащихся).



Слайд 13


Рассказ учителя:

- Гадюка обыкновенная

Укус гадюки обыкновенной редко приводит к гибели человека, поскольку концентрация поражающих веществ не слишком большая, чтобы убить взрослого человека. Что касается детей, а также домашних животных, то укус гадюки может привести к ряду серьезных последствий, таких как: шоковое состояние; свертывание крови; проявление острой анемии.

После укуса змеи, даже в случае оказания первой помощи и видимому улучшению состояния здоровья, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу.

Яд гадюки, как ни странно, обладает лечащими возможностями, поэтому широко используется в медицине для производства анальгезирующих, рассасывающих, противовоспалительных и обезболивающих препаратов. Кроме этого, яд гадюки применяется в производстве косметических средств. В связи с этим, гадюка обыкновенная считается важным объектом для хозяйственного и научного интереса.

Слайд 14


Просмотр видеофрагмента о ядовитых змеях.

Слайд 15

Закрепление изученного материала

(5-7 мин)

- Давайте проверим, как вы усвоили новую информацию. Предлагаю вам сыграть в интерактивную игру «Кто хочет стать миллионером».

(Для того чтобы закрепить свои знания, учащимся дается QR-код)

Интерактивная игра «Кто хочет стать миллионером»

Учащимся нужно ответить на 16 вопросов, выбрать один верный ответ из 4-х по теме «Ядовитые Животные».

Слайд 16


Беседа по вопросам

  1. Какие бывают ядовитые насекомые и к каким симптомам приводит их укус?

  2. Какая первая помощь при укусах насекомых?

  3. Какая первая помощь при укусах гадюки?

  4. Как можно уберечь себя от ядовитых животных?

Слайд 17

Информация о домашнем задании

(1 мин)

Прочитайте § 18, устно ответьте на ключевые вопросы после параграфа.


Итоги урока. Рефлексия

(2 мин)

Прием «Оцени себя на уроке»

Учащимся дается QR-код, в котором нужно выбрать фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.

Слайд 18, 19