Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему «Имя существительное как часть речи».
Подготовила учитель русского языка и литературы Скрыпник Нина Николаевна.
МБОУ СОШ № 11 г. Пушкино, Московская область.
Тема. Имя существительное как часть речи.
Тип урока: Урок «открытия новых знаний».
Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в процессе работы по технологии развития критического мышления и проблемного метода обучения.
Цели:
обучающие: - расширить знания учащихся об имени существительном как части речи: познакомить со значением имени существительного, выявить его морфологические признаки и синтаксическую роль;
- формировать навыки определения морфологических признаков имен существительных;
развивающие: - развивать навыки устной и письменной речи учащихся;
развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;
развивать долговременную память в процессе деятельности;
развивать аналитические умения выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- развивать внимание, логическое мышление;
воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к русскому языку, интерес к предмету;
- формировать культуру интеллектуального труда, умение работать с учебником, работать в группе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, задания для работы в группе, раздаточный материал в виде снежинок, учебник «Русский язык». 5 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Москва «Просвещение» 2017 г.
Структура урока:
I Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний.
III Объяснение нового материала.
IV Закрепление.
V Рефлексия.
VI Информирование о домашнем задании.
VII Комментирование оценок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть сегодня. Но прежде чем приступить к объяснению нового материала, я хочу у вас спросить: на месте ли ваши тетради, ручки, учебники? Готовы?
Ученики: Да!
--Тогда запишите число и классная работа.
II. Актуализация знаний
Учитель: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика». Ответьте, пожалуйста, что изучает этот раздел?
Ученик: « Морфемика» - раздел науки о языке, который изучает части слова – морфемы.
Учитель: Сегодня мы переходим к изучению раздела «Морфология». Ребята, кто-нибудь из вас знает, что изучает этот раздел?
Ученик: «Морфология» - раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Учитель: Давайте вспомним с вами, что мы знаем о частях речи. Какие части речи называют самостоятельными, а какие служебными?
Ученик: Все части речи делятся на две группы — самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные части речи являются членами предложения. Например, имя существительное , имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
Ученик: Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Служебные части речи не являются членами предложения. Это предлоги, союзы, частицы. Отдельной группой стоит междометие. Эта часть речи не является ни самостоятельной, ни служебной.
Учитель: Правильно.
III. Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
Ученик: Эта часть речи – имя существительное.
Слайд 2. Выразительное чтение стихотворения А. Шибаева.
Учитель: Правильно, это имя существительное. Пишем тему урока.
Слайд 3.
Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский.
Учитель: Запишите эпиграф в тетрадь. Напоминаю, что эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части (в нашем случае -уроку ) и характеризующая его основную идею.
Учитель: Объясните значение слов «Хлеб всему голова». Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Почему Успенский имя существительное сравнивает с хлебом?
Ученик: Имя существительное в языке и речи, так же важно, как и хлеб для стола.
Учитель: Да, верно. Хлеб - основной продукт на столе, без него немыслимы ни обед, ни ужин, ни завтрак. Отсутствие хлеба - признак крайней нужды и бедности. Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение, а если это сделать, то речь будет неясной - невкусной и пресной, как еда без хлеба. Существительные называют предметы окружающего мира, представить без них речь и язык невозможно - как и стол без хлеба.
О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
Давайте выразительно прочитаем и прокомментируем еще одно очень красивое изречение К.Г. Паустовского.
--Как вы понимаете эти слова?
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот, шорох морского гравия».
Комментарии учеников.
Слайд 4.
Учитель: С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Вспомните, что такое имя существительное? Какие грамматические признаки имеет имя существительное? Приведите примеры.
Ученик: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Например, кто? - мальчик, что? – стул. Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными. Давайте приведем примеры.
Слайд 5. Имена существительные собственные и нарицательные. Примеры.
Слайд 6. Род имен существительных.
Ученик: Имена существительные относятся к мужскому, среднему, женскому роду. Примеры.
Слайд 7. Склонения имен существительных. Примеры.
Слайд 8. Как изменяются имена существительные. Примеры.
Слайд 9. Синтаксическая роль имени существительного.
Учитель: А сейчас для того, чтобы вспомнить, каким членом предложения может быть имя существительное, рассмотрим несколько примеров. Запишите эти предложения в тетради. Работа у доски. Определите синтаксическую роль имен существительных.
Звезды меркнут и гаснут. (подлежащее)
Человек—кузнец своему счастью. (сказуемое)
Лежа хлеба не добудешь. (дополнение).
Его разбудило завывание вьюги. (определение).
Еще в полях белеет снег. (обстоятельство).
--Какой вывод мы сделаем? (Имя существительное может быть любым членом предложения).
IV.Закрепление изученного материала.
Учитель: Откройте учебники на странице 46. Внимательно прочитайте правило. Как вы думаете, мы правильно дали определение имени существительному?
Учитель: Для того, чтобы закрепить нашу тему, мы выполним в тетрадях упражнение 473.
Выполнение упражнения 473.
Слайд. 10. Работа в группах.
1 группа. Выписать 1-е предложение. Над именами сущ. Написать род, число, падеж, склонение.
2 группа. Сделать синтаксический разбор 2 предложения.
3 группа. Подготовить устное сообщение на тему «Имя существительное».
Задание. Написать мини-сочинение на тему «Зима», используя имена существительные.
--Предлагаю провести эксперимент. Прочтите свое сочинение без имен существительных. Что мы видим?
Слайд 11. Давайте подаблюдаем, как описывал зиму в своем стихотворении А.Фет. Глядя на эту прекрасную поэзию, давайте сделаем вывод о роли имени существительного в речи.
Игра. «Пятеро на одного». Тема. Имя существительное.
1.Что такое имя существительное?
2. Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам).
3. Склонения имен существительных.
4. Какими членами предложения бывают имена сущ.?
5. Какова роль имен сущ. в тексте? (невозможно создать текст, не употребляя имена существительные).
Игра. «Верные и неверные утверждения».
1.Имя существительное это служебная часть речи, которая обозначает признак предмета. Н
2.Имена существительные изменяются по родам. Н
3.Имена существительные изменяются по падежам и числам. В
4.Имя существительное может быть любым членом предложения. В
5.Имена существительные бывают 1,2 и 3 спряжения. Н
Сказка о трех братьях
Жили-были в стране Русский язык три брата: Существительное, Прилагательное и Числительное. Вместе работали у Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.
Но однажды, увидев учебник математики, Числительное возгордилось. Как же! Оно обозначает число, т.е. является главным помощником Царицы наук. И об этом заявило братьям. Тогда призадумалось Прилагательное. Оно ведь такое красивое, элегантное, обаятельное, веселое, доброе – разностороннее.
Существительное попыталось объяснить братьям, что в их стране есть и другие обитатели: Глаголы, Местоимения... Но братья покинули дом и стали жить врозь. Погрустило Существительное, но подумало: «Я само могу составлять предложения (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.). Могу выбрать и назвать предметы женского, мужского, среднего рода. Могу называть живые и неживые предметы, один предмет и много. Не пропаду».
Прошел месяц. В дверь Существительного постучали. На пороге стояли Числительное и Прилагательное. Они осунулись, похудели, их лица были грустные, виноватые.
Оказалось, что Грамматика все больше была недовольна их работой. Ведь Числительное всегда работало в паре с Существительным. А одно – потеряло смысл. Семь! А кого? Десять! А чего?
Прилагательное стало грустным, чахлым, озлобленным, потому что не могло определить ни свой род, ни падеж, ни число. За это отвечало Существительное.
А Существительное простило братьев. И стали они вновь вместе жить-поживать да добра наживать.
Ребята, понравилась ли вам сказка? О чем она?
V. Рефлексия.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Ответы учеников.
Задание: На белых снежинках написать свои впечатления от урока. Какие задания понравились, какие не очень.
3,4 ученика зачитывают свои записи.
Ребята, вернемся к эпиграфу урока. Как вы думаете, это утверждение верно?
VI. Домашнее задание.
Дома вы выучите определение имени существительного, выполните упражнение 475. Пользуясь толковым словарем, запишите лексические значения данных слов. В записанных предложениях подчеркните главные члены. Какой частью речи они выражены? Обозначьте сокращенно падежи существительных. Объясните постановку тире.
Образец. Живописец – художник , воспроизводящий предметы и явления действительности с помощью красок.
VII.Комментирование оценок.
Учитель: Сегодня на уроке активно работали … , они получают оценку «пять». Хорошо дополняли и отвечали на вопросы… , вам ставим оценку «четыре». Урок окончен. Спасибо за совместную работу.