СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Имя существительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Имя существительное»

Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему «Имя существительное как часть речи».

Подготовила учитель русского языка и литературы Скрыпник Нина Николаевна.

МБОУ СОШ № 11 г. Пушкино, Московская область.



Тема. Имя существительное как часть речи.

Тип урока: Урок «открытия новых знаний».

Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в процессе работы по технологии развития критического мышления и проблемного метода обучения.

Цели:

обучающие: - расширить знания учащихся об имени существительном как части речи: познакомить со значением имени существительного, выявить его морфологические признаки и синтаксическую роль;

- формировать навыки определения морфологических признаков имен существительных;

развивающие: - развивать навыки устной и письменной речи учащихся;

развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;

развивать долговременную память в процессе деятельности;

развивать аналитические умения выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы.

- развивать внимание, логическое мышление;

воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к русскому языку, интерес к предмету;

- формировать культуру интеллектуального труда, умение работать с учебником, работать в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, задания для работы в группе, раздаточный материал в виде снежинок, учебник «Русский язык». 5 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Москва «Просвещение» 2017 г.



Структура урока:

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний.

III Объяснение нового материала.

IV Закрепление.

V Рефлексия.

VI Информирование о домашнем задании.

VII Комментирование оценок.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть сегодня. Но прежде чем приступить к объяснению нового материала, я хочу у вас спросить: на месте ли ваши тетради, ручки, учебники? Готовы?

Ученики: Да!

--Тогда запишите число и классная работа.

II. Актуализация знаний

Учитель: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика». Ответьте, пожалуйста, что изучает этот раздел?

Ученик: « Морфемика» - раздел науки о языке, который изучает части слова – морфемы.

Учитель: Сегодня мы переходим к изучению раздела «Морфология». Ребята, кто-нибудь из вас знает, что изучает этот раздел?

Ученик: «Морфология» - раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Учитель: Давайте вспомним с вами, что мы знаем о частях речи. Какие части речи называют самостоятельными, а какие служебными?

Ученик: Все части речи делятся на две группы — самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных слов не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные части речи являются членами предложения. Например, имя существительное , имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Ученик:  Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. Служебные части речи не являются членами предложения. Это предлоги, союзы, частицы. Отдельной группой стоит междометие. Эта часть речи не является ни самостоятельной, ни служебной.

Учитель: Правильно.

III. Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете? 

Ученик: Эта часть речи – имя существительное.

Слайд 2. Выразительное чтение стихотворения А. Шибаева.

Учитель: Правильно, это имя существительное.  Пишем тему урока.

Слайд 3.

Прочитайте эпиграф урока: 
Имя существительное – хлеб языка. 
      Л.В.Успенский.
 
Учитель: Запишите эпиграф в тетрадь. Напоминаю, что эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части (в нашем случае -уроку ) и характеризующая его основную идею.

Учитель: Объясните значение слов «Хлеб всему голова». Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. Почему Успенский имя существительное сравнивает с хлебом?

Ученик: Имя существительное в языке и речи, так же важно, как и хлеб для стола.

Учитель: Да, верно. Хлеб - основной продукт на столе, без него немыслимы ни обед, ни ужин, ни завтрак. Отсутствие хлеба - признак крайней нужды и бедности. Так же и в языке: без существительного почти невозможно построить предложение, а если это сделать, то речь будет неясной - невкусной и пресной, как еда без хлеба. Существительные называют предметы окружающего мира, представить без них речь и язык невозможно - как и стол без хлеба.

О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Давайте выразительно прочитаем и прокомментируем еще одно очень красивое изречение К.Г. Паустовского.

--Как вы понимаете эти слова?

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот, шорох морского гравия».

Комментарии учеников.

Слайд 4.

Учитель:  С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Вспомните, что такое имя существительное? Какие грамматические признаки имеет имя существительное? Приведите примеры.

Ученик: Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Например, кто? - мальчик, что? – стул. Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными. Давайте приведем примеры.

Слайд 5. Имена существительные собственные и нарицательные. Примеры.

Слайд 6. Род имен существительных.

Ученик: Имена существительные относятся к мужскому, среднему, женскому роду. Примеры.

Слайд 7. Склонения имен существительных. Примеры.

Слайд 8. Как изменяются имена существительные. Примеры.

Слайд 9. Синтаксическая роль имени существительного.

Учитель: А сейчас для того, чтобы вспомнить, каким членом предложения может быть имя существительное, рассмотрим несколько примеров. Запишите эти предложения в тетради. Работа у доски. Определите синтаксическую роль имен существительных.

Звезды меркнут и гаснут. (подлежащее)

Человек—кузнец своему счастью. (сказуемое)

Лежа хлеба не добудешь. (дополнение).

Его разбудило завывание вьюги. (определение).

Еще в полях белеет снег. (обстоятельство).

--Какой вывод мы сделаем? (Имя существительное может быть любым членом предложения).

IV.Закрепление изученного материала.

Учитель: Откройте учебники на странице 46. Внимательно прочитайте правило. Как вы думаете, мы правильно дали определение имени существительному?

Учитель: Для того, чтобы закрепить нашу тему, мы выполним в тетрадях упражнение 473.

Выполнение упражнения 473.

Слайд. 10. Работа в группах.

1 группа. Выписать 1-е предложение. Над именами сущ. Написать род, число, падеж, склонение.

2 группа. Сделать синтаксический разбор 2 предложения.

3 группа. Подготовить устное сообщение на тему «Имя существительное».

Задание. Написать мини-сочинение на тему «Зима», используя имена существительные.

--Предлагаю провести эксперимент. Прочтите свое сочинение без имен существительных. Что мы видим?

Слайд 11. Давайте подаблюдаем, как описывал зиму в своем стихотворении А.Фет. Глядя на эту прекрасную поэзию, давайте сделаем вывод о роли имени существительного в речи.

Игра. «Пятеро на одного». Тема. Имя существительное.

1.Что такое имя существительное?

2. Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам).

3. Склонения имен существительных.

4. Какими членами предложения бывают имена сущ.?

5. Какова роль имен сущ. в тексте? (невозможно создать текст, не употребляя имена существительные).

Игра. «Верные и неверные утверждения».

1.Имя существительное это служебная часть речи, которая обозначает признак предмета. Н

2.Имена существительные изменяются по родам. Н

3.Имена существительные изменяются по падежам и числам. В

4.Имя существительное может быть любым членом предложения. В

5.Имена существительные бывают 1,2 и 3 спряжения. Н

Сказка о трех братьях

Жили-были в стране Русский язык три брата: Существительное, Прилагательное и Числительное. Вместе работали у Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.

Но однажды, увидев учебник математики, Числительное возгордилось. Как же! Оно обозначает число, т.е. является главным помощником Царицы наук. И об этом заявило братьям. Тогда призадумалось Прилагательное. Оно ведь такое красивое, элегантное, обаятельное, веселое, доброе – разностороннее.

Существительное попыталось объяснить братьям, что в их стране есть и другие обитатели: Глаголы, Местоимения... Но братья покинули дом и стали жить врозь. Погрустило Существительное, но подумало: «Я само могу составлять предложения (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.). Могу выбрать и назвать предметы женского, мужского, среднего рода. Могу называть живые и неживые предметы, один предмет и много. Не пропаду».

Прошел месяц. В дверь Существительного постучали. На пороге стояли Числительное и Прилагательное. Они осунулись, похудели, их лица были грустные, виноватые.

Оказалось, что Грамматика все больше была недовольна их работой. Ведь Числительное всегда работало в паре с Существительным. А одно – потеряло смысл. Семь! А кого? Десять! А чего?

Прилагательное стало грустным, чахлым, озлобленным, потому что не могло определить ни свой род, ни падеж, ни число. За это отвечало Существительное.

А Существительное простило братьев. И стали они вновь вместе жить-поживать да добра наживать.

Ребята, понравилась ли вам сказка? О чем она?

V. Рефлексия.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответы учеников.

Задание: На белых снежинках написать свои впечатления от урока. Какие задания понравились, какие не очень.

3,4 ученика зачитывают свои записи.

Ребята, вернемся к эпиграфу урока. Как вы думаете, это утверждение верно?

VI. Домашнее задание.

Дома вы выучите определение имени существительного, выполните упражнение 475. Пользуясь толковым словарем, запишите лексические значения данных слов. В записанных предложениях подчеркните главные члены. Какой частью речи они выражены? Обозначьте сокращенно падежи существительных. Объясните постановку тире.

Образец. Живописец художник , воспроизводящий предметы и явления действительности с помощью красок.



VII.Комментирование оценок.

Учитель: Сегодня на уроке активно работали … , они получают оценку «пять». Хорошо дополняли и отвечали на вопросы… , вам ставим оценку «четыре». Урок окончен. Спасибо за совместную работу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!