СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока информатики «Информационные процессы. Хранение и передача информации»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока информатики  «Информационные процессы.  Хранение и передача информации»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики «Информационные процессы. Хранение и передача информации»»

Конспект урока информатики

«Информационные процессы.

Хранение и передача информации»


Цель урока: сформировать представление об информационных процессах хранения и передачи информации.


Задачи:

обучающие:

расширить представления учащихся об информационных процессах;

систематизировать представления учащихся о носителях информации;

рассмотреть примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

рассмотреть схему передачи информации.


развивающие:

развивать аналитические умения;

развивать внимание и логическое мышление;

развивать познавательный интерес к предмету, умение анализировать жизненные ситуации;

развивать у обучающихся ответственность при работе в коллективе.


воспитательные:

формировать познавательную активность;

способствовать воспитанию у обучающихся ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки, самостоятельность и аккуратность в работе.


Тип урока: урок изучения нового.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.


Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковые, эвристическая беседа, практическая работа.


Средства обучения: оборудование: компьютер, проектор; учебник, рабочая тетрадь, анимации «Хранение информации. Память», «Информация в живой природе», «Информация в технике»,





Макроструктура урока


Этап урока

Приемы и методы

Время, мин

1

Организационный момент


1 мин

2

Актуализация знаний

Репродуктивный

5 мин

3

Изучение нового материала

Репродуктивный, частично-поисковые, эвристическая беседа

20 мин


4

Закрепление полученных знаний

Репродуктивный,

практическая работа

15 мин

5

Домашнее задание


2 мин

6

Подведение итогов занятия

Репродуктивный

2 мин




ХОД УРОКА


1.

- Что такое информационный процесс?

- Что такое информационная деятельность?

- Какие информационные процессы мы изучили на прошлом уроке?

- Назовите два типа обработки информации.

- Что относится к обработке, связанной с получением нового содержания?

- Что относится к обработке, связанной с изменением формы представления информации?

- На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение информационных процессов.



- Информационный процесс - процесс, связанный с изменением информации или действиями с использованием информации.

Деятельность человека, связанная с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Сбор, обработка информации.

Обработка, связанная с получением нового содержания, и обработка, связанная с изменением формы представления информации.

Преобразование по правилам, исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение.


2.

Структурирование, кодирование, отбор информации.

- Запишем в тетрадь тему урока «Информационные процессы. Хранение и передача информации».


- Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена.

- Какие способы хранения информации вы знаете из истории?

- А какие способы хранения информации вы используете в повседневной жизни?

Хранение информации всегда связано с ее носителем.


Носитель информации – материальный объект, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.

Сохранить информацию - это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации. Назовите их.


Прослушивание анимации «Хранение информации. Память»


- Записные книжки, справочники, энциклопедии являются долговременными носителями информации.

Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки, а также компьютерная сеть Интернет.

Люди постоянно участвуют в процессах передачи информации.

Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы получали или передавали информацию?


- Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?

- Что делает первая сторона? Что делает вторая сторона?

Их называют источник информации и приёмник информации.

- По чему передается информация от источника к приемнику?


Рассмотрим процесс передачи информации более подробно:

  • Информация от источника поступает в кодирующее устройство;

  • В кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;

  • Закодированная информация поступает от источника к приемнику (получателю) по соответствующему каналу передачи информации – каналу связи;

  • Приемник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.

- В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.


Просмотр анимаций «Информация в живой природе», «Информация в технике».



- Решим устно задачу № 63 из РТ

Часто в задачах требуется найти количественные характеристики информационных процессов: скорость передачи информации, время передачи.


- Решим задачу № 66 из РТ

Дано: Решение:

I=1Мбайт 1Мбайт = 1024Кб

v=4Кбайт/с v=I/t= 1024/4=256 сек

t=?

Ответ: t=256 сек.


Такие задачи встречаются в заданиях ГИА.


Рисунки на стенах пещер, глиняные таблички с клинописью, рукописи на папирусе, тексты на пергаменте, берестяные грамоты, документы на бумаге.

Магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, бумага.


3.

Записывают определение в тетрадь.


- Магнитные и оптические диски, флэш- карты


Звонок по телефону – и получал, и передавал информацию; Получал письмо, писал письмо; Смотрел новости по телевидению, читал книгу.


Две.

Одна - передает информацию. Другая – получает информацию.


По каналу передачи

Зарисовывают схему передачи информации в тетрадь.

Источник = кодирующее устройство = канал связи = декодирующее устройство = приемник


Записывают решение в тетрадь


4.

- А теперь приступим к выполнение теста по темам: «Источник и приемник информации», «Информация и ее носитель» - «Система тестов и заданий N8»

Выполняют тест


5.

Домашнее задание: § 1.2 (пп. 4,5), вопросы и задания к параграфу.


6.

- Подведем итог урока.

    • Какие информационные процессы мы изучали сегодня на уроке?

    • Что такое носитель информации?

  • Что значит сохранить информацию?

    • Повторите схему передачи информации



Урок окончен. Спасибо за урок.


Хранение и передача информации

Носитель информации – материальный объект, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.

Сохранить информацию - это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.

Источник = кодирующее устройство = канал связи = декодирующее устройство = приемник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!