ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
Открытый урок по информатике и ИКТ
Тема урока:
РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЧНОГО ПРОЦЕССОРА MS EXCEL
Тип урока: практическая работа, обобщение изученного материала
для обучающихся 10 класса
Учитель: Устенко Лилия Александровна
Зерноград – 2021
Цели урока:
воспитательные – воспитание экологического самосознания, бережного отношения к природе.
развивающие – развитие исследовательских навыков учащихся, логического мышления, внимания;
образовательные – помочь учащимся научиться использовать табличный процессор для решения экологических задач; повторить приемы создания электронных таблиц, работу с форму с формулами, построение диаграмм.
Методы:
Наглядные методы
Практические методы
Метод моделирования
Оборудование и программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, навесной экран, программы Power Point и Excel, презентация по данной теме.
Ход урока:
1 этап Мотивационный
Организационный момент
- Добрый день, ребята.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
Приветствую вас на уроке информатики.
Вспомним технику безопасности при работе на ПК.
Вступительная беседа.
Сегодня у нас необычный урок, и не потому, что на него пришли гости, а потому, что он будет посвящен теме, которая, казалось бы, не связана с такой наукой как информатика. Чтобы угадать тему вам необходимо собрать слово из букв. Буквы стрятаны под карточками с заданиями. Ответив на вопрос правильно можно перевернуть карточку.
Актуализация знаний
Э – Перечислите элементы электронной таблицы (столбцы, строки, ячейка)
К – Что такое диаграмма в электронной таблице? (Диагра́мма (греч. (diagramma) — изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.)
О – Из чего состоит адрес ячейки? Приведите пример. (Адрес ячейки состоит из заголовка столбца и заголовка строки, например – А5)
Л – Назови одну из самых популярных программ для работы с электронными таблицами. (MS Excel)
О – К какого знака начинается любая формула? (Формула начинается со знака =)
Г – В каком формате могут быть записаны данные? (Данные могут быть записаны в обычном, процентном, текстовом, числовом и др. форматах)
И – Что отображается в ячейке при вводе формул? (При вводе формул в ячейке отображается результат вычислений по данной формуле.)
Я – Что такое относительная и абсолютная ссылка? (Относительная ссылка – это ссылка, которая автоматически изменяется при копировании или перемещении формулы в другую ячейку. Абсолютная ссылка – это ссылка на определенную (фиксированную) ячейку. Обозначается знаком $. При копировании не менятся)
Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (экология)
Предположите тему сегодняшнего урока. (Решение экологических задач с помощью табличного процессора MS Excel.
Посмотрите на эти слайд. Как прекрасна и удивительна природа: леса, луга, реки, озера, небо, солнце, животные, птицы.
Прекрасно сказал писатель Константин Георгиевич Паустовский: «Родная земля - самое великолепное что нам дано для жизни. Её мы должны беречь и охранять всеми силами своего существа.»
Человек часто потребительски относится к природным богатствам. Об этом следующий видеосюжет.
(Видеосюжет о потребительском отношении к природе.)
Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке я хочу вас научить использовать табличный процессор для решения экологических задач, вы совершенствуете свои навыки по теме «Электронные таблицы», будете работать с формулами, строить диаграммы.
Практическая часть
Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения процессов, происходящих в природе и обществе.
Многие объекты и процессы можно описать математическими формулами, сделать расчеты на компьютере и получить выводы.
Среди задач, моделируемых на компьютере, особое место занимают экологические. Круг их очень велик. С одной стороны – это задачи на развитие биологических видов в природной среде, с другой – исследование влияния деятельности человека на природу.
Моделирование в экологической сфере позволяет определять численность особей той или иной популяции, предсказывать влияние угрожающих развитию популяции факторов, управлять численностью отдельных видов.
Задача 1.
В нашей школе за день расходуется около 4799 граммов бумаги. Сколько грамм бумаги приходится на одного ученика? Сколько килограмм бумаги выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 216 учащихся и в учебном году 175 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12 взрослых деревьев?
Решение | Формула |
Сколько грамм бумаги приходится на одного ученика? | 22,2176 | =E3/E4 |
Сколько килограмм бумаги выбрасывается учениками школы за один год? | 839,825 | =E3*E5/1000 |
Сколько деревьев мы можем сохранить? | 10,0779 | =G9/1000*12 |
Задание 2
Для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, фильтра от сигареты – до 100 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет, стекла – до 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу полиэтиленовый пакет или бумагу. Постройте соответствующую столбчатую диаграмму.
Дано: |
Бумага | 10 |
Консервная банка | 90 |
Фильтр от сигарет | 100 |
Полиэтиленовый пакет | 200 |
Пластмасса | 500 |
Стекло | 1000 |
Решение |
Задание 3
В среднем человек потребляет в сутки 0,8 кг кислорода. При физической нагрузке потребление кислорода увеличивается на 0,5 кг. Среднее же дерево выделяет за сутки 0,2 кг живительного газа. Скольким деревьям необходимо «работать» для того, чтобы человеку дышалось легко во время физической нагрузки?
Дано: |
Потребление кислорода человеком в сутки | 0,8 |
Выделение кислорода одним деревом | 0,2 |
Решение | формула |
Потребление кислорода при физической нагрузке | 1,3 | =E3+0,5 |
Скольким деревьям необходимо «работать» для того, чтобы человеку дышалось легко во время физической нагрузки? | 6,5 | =G6/E4 |
Физминутка для глаз
Задание 4
На окраине леса шириной 100 м запыленность воздуха составляет 65% от запыленности на открытом месте, на расстоянии 400 м от края леса, она снижается до 38%, 1000 м – до 25%, 3 км – до 5%. Постройте график зависимости изменения запыленности по мере удаления в лес.
Дано: |
0 м | 65 |
400 м | 38 |
1000 м | 25 |
3000 м | 5 |
Решение |
Физминутка
Расположитесь удобно, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую середину цветка. Вдохните еще раз его аромат … и откройте глаза.
Задание 5
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Естественный шумовой фон - 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Выберите из списка шумы, котрые вы слышали за сегодняшний день, составьте диаграмму, в которой стобцы с интенсивностью шума выше 50дБ будут закрашены в красный цвет. Сделайте устный вывод.
Шкала интенсивности шума, дБ |
Громкая музыка | 175 |
Выстрел из орудия | 120 |
Звук летящего самолета | 130 |
Музыка в наушниках | 114 |
Гром | 110 |
Крик | 90 |
Будильник | 80 |
Товарный поезд | 80 |
Пылесос | 70 |
Автомобильное движение на автостраде | 60 |
Небольшое уличное движение | 50 |
Шум прибоя | 40 |
Разговор | 40 |
Перелистывание страниц книги | 30 |
Шепот | 25 |
Шелест листвы | 10 |
Решение:
Рефлексивно-оценочный
Вот и подошел к концу наш урок.
Чем мы занимались на этом уроке?
Какой теме был посвящен наш урок?
Что полезного для себя вы взяли с урока?
С какими трудностями вы встретились?
Оцените свою деятельность на уроке.
У вас на парте лежат конверты, в которых есть квадраты разных цветов с вашими именами. У каждого цвета свой смыл. Вы должны будете взять те квадраты, которые подойдут вам и поместить их на нашу диаграмму успеха.
Возьмите
ЖЕЛТЫЙ – если вы чему-то научились, получили новые или закрепили уже полученные знания
ОРАНЖЕВЫЙ – если урок вам понравился, было интересно
ЗЕЛЕНЫЙ – если вы сделали выводы и обязательно будете беречь природу
СИНИЙ – если информатика – это ваше будущее, вы собираетесь получать профессию, связанную с информатикой
БЕЛЫЙ – если вы испытывали затруднения при решении задач или у вас что-то не получалось.
4 этап Домашнее задание
Самостоятельно построить таблицу, в которой представлены результаты контрольной работы 10 учащихся. Вычислить в таблице средний балл за контрольную работу. (Таблица должна отображать предмет, класс, дату проведения контрольной работы, тему контрольной работы, 10 фамилий учащихся и их оценки).
Задачник стр. 124-125
Приложение 1
Тест
Электронная таблица Excel
(Экспорт из программы MyTest)
Задание #1
Вопрос:
Как называют файл Excel?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Документ
2) Рабочая книга
3) Рабочий лист
Задание #2
Вопрос:
Какое расширение имеют файлы Excel?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) .pdf
2) .doc
3) .xls
4) .rtf
Задание #3
Вопрос:
Из чего складывается адрес ячейки?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Из имени и расширения файла
2) Из заголовка столбца
3) Из заголовка строки
4) Из заголовка столбца и строки
Задание #4
Вопрос:
Какой пункт меню позволяет производить форматирование ячеек?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Данные - Ячейки
2) Вставка - Ячейки
3) Формат - Ячейки
Задание #5
Вопрос:
Какой пункт меню позволяет выбрать подходящий формат данных?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Данные - Ячейки -Число
2) Формат - Ячейки -Число
3) Вид - Ячейки -Число
Задание #6
Вопрос:
С какого знака всегда начинается формула в Excel?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Со знака "-" (минус)
2) Со знака "$" (доллар)
3) Со знака "=" (равно)
Задание #7
Вопрос:
Где можно вводить выражение формулы?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Только в строке формул
2) Только непосредственно в ячейке
3) Либо непосредственно в ячейке, либо в строке формул
Задание #8
Вопрос:
Какой пункт меню позволяет в ячейке видеть не результат вычисления, а формулу?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Сервис - Настройка - Вид
2) Формат - Ячейки - Число
3) Формулы - Показать формулы
Задание #9
Вопрос:
Какие типы ссылок существуют в Excel?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Неизменяемые, изменяемые, смешанные
2) Статические, динамические, смешанные
3) Относительные, абсолютные, смешанные
Задание #10
Вопрос:
Какие ссылки при перемещении или копировании формулы не изменяются?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Статические
2) Относительные
3) Абсолютные
Задание #11
Вопрос:
Какой знак используется при записи абсолютных ссылок?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Знак процента %
2) Знак процента $
3) Знак процента =
Задание #12
Вопрос:
В ячейке С2 записана формула =$E$3+D2. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку С2 скопировать в ячейку В1?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) $D$3+D2
2) $E$3+E3
3) $E$3+C1
4) $F$4+D2
Задание #13
Вопрос:
В ячейку В2 введена формула =А1/$B$1. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку В2 скопируют в ячейку С3?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) А2/$B$1
2) B1/$B$1
3) B2/$B$1
4) A2/$B$1
Задание #14
Вопрос:
Какой инструмент используется для построения графиков и диаграмм в Excel?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Мастер функций
2) Мастер графиков
3) Мастер диаграмм
Задание #15
Вопрос:
С какими данными всегда связаны данные диаграммы?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) С данными рабочего листа
2) С данными, которые вводятся непосредственно при построении диаграммы
3) Данные диаграммы вводятся автоматически и не связаны ни с какими исходными данными
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 2;
2) (1 б.) Верные ответы: 3;
3) (1 б.) Верные ответы: 4;
4) (1 б.) Верные ответы: 3;
5) (1 б.) Верные ответы: 2;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 3;
8) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верные ответы: 3;
10) (1 б.) Верные ответы: 3;
11) (1 б.) Верные ответы: 2;
12) (1 б.) Верные ответы: 3;
13) (1 б.) Верные ответы: 3;
14) (1 б.) Верные ответы: 3;
15) (1 б.) Верные ответы: 1;
13