СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО в 5 классе "Народный праздник «Широкая Масленица» в произведениях искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО в 5 классе "Народный праздник «Широкая Масленица» в произведениях искусства"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО в 5 классе "Народный праздник «Широкая Масленица» в произведениях искусства"»



Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО в 5 классе

Тема: Народный праздник «Широкая Масленица» в произведениях искусства»

Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями народного праздника «Масленица» и его символическим значением, с помощью произведений искусства (изобразительного, литературы и музыки).

Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за использованием литературы, музыки и произведений изобразительного искусства в жизни человека;

Умение воспринимать произведения разных видов искусства и выражать свое отношение к ним;

Развитие художественного вкуса и интереса к фольклору России;

Умение анализировать произведения художественной литературы, выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

 Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественного образа в коллективной работе.

Метапредметные:

Размышление о роли русской литературы и изобразительного искусства в жизни человека, о многообразии фольклора России;

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и   речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыкальных произведений, чтении литературных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач;

Развитие мотивов учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа

Тип урока: открытие новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК, экран и проектор.

Методы: системно-деятельностный подход.

Виды деятельности учащихся:

  • Чтение, слушание и анализ произведений художественной литературы, устного народного творчества

  • Создание собственного текста на основе прочитанного произведения

  • Участие в эвристической беседе

  • Слушание музыки

  • Практикум изобразительного мастерства

  • Создание коллективной работы.

  • Описание картин


 

Музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Масленица»

Н.А. Римский – Корсаков «Прощай Масленица»

 

Ход урока.

 

           1.Организационный этап

У. литературы: Итак, друзья, внимание-начнём урок!

2. Актуализация знаний обучающихся. Введение в тему.

У. литературы: Сегодня у нас необычный урок, т.к. вести его будут сразу два учителя: литературы и ИЗО.

У. ИЗО: А, о чём будем говорить сегодня на уроке, вы скажете сами, выполнив первое задание. Соберите пазлы и назовите получившееся слова.

(Работа в парах – учащиеся собирают разрезанную картину Масленицы с записанными словами (зима, весна, праздник, блины, народные гуляния)

У. литературы: Какие слова у вас получились?

Учитель литературы записывает слова на доске.

Какая же тема нашего урока?

Уч-ся:

У. литературы: Итак, тема нашего урока: «Масленица в произведениях искусства». А как Вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Ведь неслучайно его сегодня проводят два учителя.

Уч-ся: Цель – познакомиться с историей  и традициями русской «Масленицы», их выражением через литературные произведения, картины русских художников, музыкальные произведения, игры, загадки  и поговорки.

У. ИЗО: Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои творческие  способности.


3. Новый материал (Просмотр презентации)


У. ИЗО: В этом году мы с вами познакомились с частью великого культурного наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом: народный костюм, предметы традиционных промыслов, деревянная архитектура и сейчас продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее. Наш народ очень талантлив. Он умеет как работать так и отдыхать. До нас дошли праздники которые были еще в языческой Руси. Это Масленица.

У. литературы:

Душа ль ты моя, Масленица.

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости.

На широкий двор.

На горках кататься,

В блинах поваляться!

Именно такими небольшими фольклорными произведениями встречал простой народ приходящий праздник. Ребята, вспомните, как называется жанр УНТ, целью которого является обращение к силам природы, временам года?

С какой целью их произносили?

Уч-ся:

У. литературы: Неслучайно масленичный фольклор представлен именно этим жанром, ведь праздник олицетворял пробуждение природы от длительной спячки, означал начало работ, предшествующих севу. Он и по сей день живёт как проявление надежды на сытый год.

Наверняка каждый из вас принимал участие в праздновании Масленицы.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас уже участвовал в этом празднике?

Давайте запишем слова, ассоциирующиеся у вас с этим праздником. На подготовку 2 минуты, отвечает один человек от каждой группы

Уч-ся: Работа в группах.

Учитель выслушивает и записывает на доске все слова, относящиеся к понятию масленица.


У. ИЗО: Ребята, знаете, как пришел к нам этот веселый праздник и почему он так любим в народе? Уважали его ещё наши предки – славяне. История Масленицы берет начало еще в эпоху языческих племен на Руси. Праздник был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса.

В дни Масленицы наши предки приносили жертвоприношения Богам, проводили обряды, устраивали пиршества.

Более тысячи лет назад было принято христианство на Руси, но славяне, не желая расставаться со своими традициями и старались сохранить их в новой вере.

Так и остался этот веселый праздник. Все ритуалы, которые исполнялись в языческой Руси на Масленицу, совершенно неизменно перешли и в Русь православную. Наиболее прижились обряды, посвященные Богу Солнца: катание по улицам подожженного колеса, жжение костров, приготовление блинов - все это символы верховного бога Ярило.

У. литературы: Народ любил этот праздник и величал его ласковыми словами: «Касаточка», «Перепёлочка». Посвящали ей свои произведения и русские писатели и поэты. Перед Вами на столах лежат карточки с текстами. Это отрывки из произведения русского писателя И.С. Шмелёва «Лето Господнее». Ваша задача прочитать текст и ответить на предложенные вопросы. У каждой группы свой вопрос. Ваша задача не только детально проработать текст, но и грамотно изложить свои мысли на бумаге.

Уч-ся: (Работа в группах)

У. ИЗО: Для того, чтобы лучше представить, как праздновалась «Масленица», я предлагаю посмотреть подборку репродукций картин русского художника  Бориса Кустодиева  и Василия Сурикова

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

Сейчас вы будете работать в группах. Представьте пожалуйста предложенную вам картину, ответив на вопросы указанные в карточке.

Уч-ся: (Работа в группах по карточке 1-5)

У. ИЗО: Вы молодцы, мы и дальше будем учиться с вами читать картины и учиться чувствовать то, что нам хотел сказать художник.

У. ИЗО: Следующая работа будет выполнятся в группах. В каждой из групп есть кружек юных художников. Ваша задача подготовить главный атрибут праздника – Чучело Масленицы. В последний день масленой недели в конце праздника Масленицу, чучело зимы, сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю.

Вы должны выполнить наряд Масленицы состоящий из лент. Ленты нужно расписать теплыми и холодными цветами, Какие цвета мы называем теплыми, а какие холодными? Почему мы разделяем ленты на такие контрастные цвета? Два человека широкой кистью расписывают ленту, а два будут наносить на ленты солярные знаки. Давайте вспомним что символизируют солярные знаки. Готовые ленты крепим к чучелу.

У. литературы: Ребята, мы уже с вами вспомнили, что встреча Масленицы всегда сопровождалась веселыми закличками. Поэтому пока юные художники будут работать, знатоки словесного творчества будут создавать заклички для встречи весны. Для этого вам нужно восполнить пробелы в предложенных текстах.

У. ИЗО: Ребята, Масленица нашла свое отражение в творчестве не только художников, но и русских композиторов. Одним из них был удивительный неповторимый композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков. Однажды, прочитав сказку русского писателя А.Н.Островского «Снегурочка», композитор решил озвучить ее и получилось большое музыкальное произведение – опера «Снегурочка». В этой опере есть эпизод, который посвящен Масленице

А рисовать вы будете под музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Февраль. Масленица» из сборника «Времена года». У этой пьесы двойное название. Первое – «Февраль», а второе Масленица. Очень точно композитор передал не только природу, во всей ее красе, но и состояние человека, мир его чувств, связанных с этим временем года.

Дети слушают пьесу П. И. Чайковского «Февраль. Масленица».

4. Дети выполняют задания (Практическая работа)

5. Презентация  своей работы (Каждая группа презентует свою работу)

У. ИЗО: - Ребята, посмотрите какое у нас веселое получилось чучело, это только благодаря вашим совместным стараниям.

У. литературы: Ну, а ваши замечательные заклички, мы уверены пробудят весну! Именно так, сообща, народ из покон веков празднует этот замечательный праздник, который объединяет в себе элементы словесного, музыкального и прикладного творчества.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

У. литературы: Наш  урок подошел  к концу. 

Давайте сейчас дополним наш словарь слов, ассоциирующихся с этим праздником. Учитель записывает.

Сегодня на уроке мы увидели, как с помощью слов, красок и звуков можно передать настроение, которое возникает во время яркого, веселого русского праздника – Масленицы. Пришло время узнать и ваше настроение, на столах у вас солнышки и снежинки. Желтое – означает, отличное настроение, бодрое, активное, а синие – спокойное, грустное. Поделитесь с нами вашим настроением.

У. ИЗО: И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды. Следующая неделя с февраля по марта– Масленичная неделя. С наступающим праздником!




Карточки по картинам.

1

2

  1. Попробуйте пересказать сюжет картины..

  1. Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной?

  1. Какие запахи можно вспомнить и почувствовать, любуясь этой картиной? Какие звуки можно услышать?

  1. Какова ее главная мысль, зачем он ее написал?

  1. С помощью, каких средств художник создает впечатление солнечного дня?

  1. Что находиться на первом, втором плане картины?

  1. Что находиться на первом, втором плане картины?

  1. Что может сделать (или сказать) герой, героиня живописного произведения, если она оживет?

  1. Какие чувства, настроение вызывает у Вас эта картина?

  1. Что находиться на первом, втором плане картины?

  1. Своё название картины.

  1. Своё название картины.

3

4

  1. Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, зачем он ее написал?

1. Что находиться на первом, втором плане картины?

  1. Что находиться на первом, втором плане картины?

2. Какие чувства, настроение вызывает у Вас эта картина?

  1. Кого из персонажей выделяет художник?

3. Какой цвет преобладает?




  1. Какой цвет преобладает?

4. Что может сделать (или сказать) герой, героиня живописного произведения, если она оживет?

  1. Какие чувства, настроение вызывает у Вас эта картина?

5.Кого из персонажей выделяет художник?

  1. Своё название картины.


6.Своё название картины.

5

  1. Попробуйте пересказать сюжет картины..


  1. С помощью, каких средств художник создает впечатление солнечного дня?


  1. Какие чувства, настроение вызывает у Вас эта картина?


  1. Где в картине главное действующее лицо?


  1. Что находиться на первом, втором плане картины?


  1. Кого из персонажей выделяет художник?