СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-исследования по химии в 8 классе " Кислоты " (по программе и учебнику О.С. Габриеляна).

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-исследования по химии в 8 классе " Кислоты " (по программе и учебнику О.С. Габриеляна).»

Конспект урока-исследования по химии в 8 классе

" Кислоты " (по программе и учебнику О.С. Габриеляна).


Учитель ЧОУ «Средняя школа “Возрождение”»

Абасова Тамара Джабраиловна.

Дата проведения: 14.10.2019.


Цели урока:


  • О беспечить восприятие и осмысление понятия кислота, состав кислот, классификацию кислот.

  • Закрепить опорные знания понятий: сложное вещество, основание, степень окисления, физические свойства веществ, индикатор.

  • Подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о кислотах.

  • Создать условия для развития у школьников умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

  • Вырабатывать стремление к коллективизму.


Оборудование и реактивы:

растворы кислот: серной, соляной, азотной, фосфорной, уксусной, яблочной, лимонной;

индикаторы,

твердые вещества: аскорбиновая, ацетилсалициловая, никотиновая, кремниевая кислоты.

Обугленные кристаллы сахара в стакане.

Кислоты в больших пробирках с индикаторами.

В лотках у учащихся: по два стаканчика с кислотами, индикаторы, аскорбиновая кислота.


Ход урока:


Мотивационно-ориентационный этап.


  1. Фронтальная беседа по вопросам в операционной карте и на слайде № 1в в приложении.


  • Какие вещества называют основаниями?

  • Какой условной записью выражается общая формула оснований?

  • По какому принципу делятся все основания?


2. Работа с коллекцией на демонстрационном столе: растворы кислот соляной, серной, азотной, фосфорной.


  • Что мы увидели общего в составе этих веществ?

  • В чем разница?

  • Рассмотрите еще группу веществ: лимонная, аскорбиновая, ацетилсалициловая кислоты.

  • Что объединяет эти вещества?


3. Целеполагание.

  • Как вы думаете, для чего изучается эта группа соединений?

  • Предложите план изучения данных веществ.


(На доске приготовлена шкала понимания, которую по предложениям учащихся заполняет учитель, а ученики работают в тетради.)



  • Получение кислот

  • Химические свойства кислот

  • Применение кислот

  • Физические свойства кислот

  • Определение степени окисления

у атомов в молекулах кислот

  • Классификация кислот

  • Номенклатура кислот

  • Определение для класса кислот

  • Состав кислот


Вывели шкалу понимания, будем придерживаться этого плана в течение урока.


4. Подведем итоги:

  • Сообщение темы урока. Слайд № 2.

  • Цели урока. Слайд № 3.


Операционно-исполнительский этап.


  • Проанализируем состав кислот. (Слайд № 4. Задание в операционной карте № 2.)

  • Дайте определение кислотам. (Слайд № 5.)

  • Рассмотрите правило определения кислотного остатка в молекулах кислот.

Вопрос классу: количество атомов какого элемента в составе кислоты может являться признаком их классификации?

Работа со списком кислот на доске. После анализа предложенных версий слайд № 6 (по щелчку)

  • Рассмотрим физические свойства кислот. (Слайд № 7 и № 8).

(Разрешить попробовать на вкус аскорбиновую кислоту, сделать комментарии о ее пользе).

  • Как распознать кислоты, не пробуя на вкус? (Слайд № 9).

Выполнение экспериментального задания по карте. Взаимообмен заданиями.

  • Подведем итоги по лабораторной работе (слайд № 10), демонстрационный эксперимент в пробирках.

  • Особенности свойств серной кислоты:

    1. Правило разбавления водой конц. Н2SO4 (слайд №11).

    2. Демонстрационный эксперимент обугливание сахара и бумаги.

    3. Опасность попадания брызг Н2SO4 на живые ткани (слайд № 12).


Оценочно-рефлексивный этап


Подводим итоги, работая по шкале понимания:

  • Что делали?

  • Как делали?

  • Зачем делали?

  • Что осталось не изученным?


Попробуйте определить по шкале понимания, на каком уровне вы находитесь.


Рефлексия:

  • Проводим тест «Проверь себя» (слайд № 13).

  • Ответы тесту (слайд № 14).


Домашнее задание: (слайд № 15).


























Операционный лист. Вариант 1.

Ф.и._____________________________класс______________дата__________.


1.Уточни, что знаешь из темы прошлого урока:

  • Сложные вещества, состоящие из ионов __________, связанных с _______________ группой, называются ______________.

  • Общая формула основания Ме___.

  • Основания по отношению к _____ делятся на__________(щелочи) и _____________.

2.Теоритический анализ.

    • Используя предложенный список кислот, проанализируй их состав используя схему Нn+кислотный остаток, найди в чем сходство и различие.

    • Составь определение для кислот, вставляя пропущенные слова:

Кислота- это_________ вещество, состоящее из атомов__________и __________ остатка.

Проговори составленное определение в паре, убедись, что оно верное.

Разбери правило определения заряда кислотного остатка в молекулах кислот.

  1. Водород в кислотах имеет степень окисления +1 или заряд 1+.

  2. Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и численно равен числу атомов водорода в молекуле: H+ CIˉ, H +2(SO4) 2-, H +3(PO4) 3.

H +2S x O -2 4; решение: (+1)·2+x+(─2)·4=0, x=+6. Ответ: H +2 S+6O-24.

3. Прогнозирование свойств.

Лабораторная работа «Как распознать кислоту, не пробуя на вкус?»

    • Выполните экспериментальное задание. Обмакни выданный бумажный индикатор в стаканчик с кислотой. Будь осторожен при работе с кислотой!

    • Запишите в таблицу изменение цвета индикатора.

    • Обменяйтесь заданиями в паре.

    • Осудите результаты.

    • Сделайте вывод на основании наблюдений.

Название кислоты

Азотная

кислота

Лимонная

кислота



индикатор

лакмус





Метиловый

оранжевый





Универсальный

индикатор





Вывод: Изменение цвета индикатора в растворах кислот обусловлено

____________ свойств кислот и связано с особенностями их строения.

Операционный лист. Вариант 2.

Ф.и._____________________________класс______________дата__________.


1.Уточни, что знаешь из темы прошлого урока:

  • Сложные вещества, состоящие из ионов __________, связанных с _______________ группой, называются ______________.

  • Общая формула основания Ме___.

  • Основания по отношению к _____ делятся на__________(щелочи) и _____________.

2.Теоритический анализ.

    • Используя предложенный список кислот, проанализируй их состав используя схему Нn+кислотный остаток, найди в чем сходство и различие.

    • Составь определение для кислот, вставляя пропущенные слова:

Кислота- это_________ вещество, состоящее из атомов__________и __________ остатка.

Проговори составленное определение в паре, убедись, что оно верное.

Разбери правило определения заряда кислотного остатка в молекулах кислот.

  1. Водород в кислотах имеет степень окисления +1 или заряд 1+.

  2. Заряд кислотного остатка всегда отрицателен и численно равен числу атомов водорода в молекуле: H+ CIˉ, H +2(SO4) 2-, H +3(PO4) 3.

H +2S x O -2 4; решение: (+1)·2+x+(─2)·4=0, x=+6. Ответ: H +2 S+6O-24.

3. Прогнозирование свойств.

Лабораторная работа «Как распознать кислоту, не пробуя на вкус?»

    • Выполните экспериментальное задание. Обмакни выданный бумажный индикатор в стаканчик с кислотой. Будь осторожен при работе с кислотой!

    • Запишите в таблицу изменение цвета индикатора.

    • Обменяйтесь заданиями в паре.

    • Осудите результаты.

    • Сделайте вывод на основании наблюдений.

Название кислоты

Серная

кислота

Яблочная

кислота



индикатор

лакмус





Метиловый

оранжевый





Универсальный

индикатор






Вывод: Изменение цвета индикатора в растворах кислот обусловлено

____________ свойств кислот и связано с особенностями их строения.

Правила техники безопасности работы с кислотами от кабинета Химии:


Ты в химкабинет пришел,

Так запомни кроха,

Безопасность – хорошо!

Быть безруким – плохо.


Если ты во все подряд

Окунаешь пальчик,

Про такого говорят:

«Бестолковый мальчик!»


Если пробуешь на вкус

Ты все непременно,

Может мальчик ты не трус,

Но глупец отменный!


Ты над брюками держал

С кислотой пробирку?

Круто парень ты попал

На штанишки с дыркой.


При работе с кислотой

Не нужна тревога.

С осторожностью простой

Избежишь ожога.


Чтоб разбавить кислоту ,

Лил в нее водицу?

Плохо! Видно за версту-

Это не годиться.


Химик же, наоборот,

Вот как поступает:

кислоты чуть-чуть прильет

в воду и мешает.