СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории (6 класс) "Средневековая литература".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Средневековая литература.

Дата: 14.03.2019 г.

Учитель: Огиенко Яна Викторовна

Цель: познакомить учащихся с известными произведениями средневековой литературы и их значением в мировой культуре.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование умений анализировать различные виды художественных произведений, делать выводы. Подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории (6 класс) "Средневековая литература".»


Конспект урока истории в 6 классе

Тема: Средневековая литература.

Дата: 14.03.2019 г.

Учитель: Огиенко Яна Викторовна

Цель: познакомить учащихся с известными произведениями средневековой литературы и их значением в мировой культуре.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование умений анализировать различные виды художественных произведений, делать выводы. Подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого времени.

Воспитательные: воспитывать чувство эстетического вкуса, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры мировой культуры.

Развивающие: развитие мышления, памяти, умения анализировать, делать выводы.

Оборудование: исторический источник: Альба "Боярышник в саду листвой поник", отрывки из стихотворений вагантов, отрывок из произведения "Роман о лисе".

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание.


I. Организационный момент

Приветствие учащихся.

  1. Проверка домашнего задания.

Работа с классом. Ответьте на следующие вопросы:

1. В Средние века грамматика, логика, физика, арифметика и геометрия причислялись к низшей ступени знания. А какие науки стояли на самом верху?

2. В Средние века рукописная книга была очень дорогой. Библиотека из нескольких десятков книг могла стоить целое состояние. Первые печатные книги стоили в 5-10 раз дешевле, но все же оставались достаточно дорогими. С развитием книгопечатания книги значительно подешевели. Почему рукописные книги были так дороги?

3. Почему печатные книги стоили дешевле?

4. К чему вело удешевление книг?

Примерные ответы учеников:

1. Высшими науками считались философия и богословие. Среди наук о природе самой таинственной и сложной считалась астрономия.

2. Их создание требовало много труда и времени, при этом книга оставалась штучным товаром и ценилась как произведение искусства.

3. Процесс их изготовления значительно упростился в результате применения печатного станка. Более того, они издавались сразу в большом количестве экземпляров.

4. Удешевление книг вело к их большей доступности, распространению грамотности и просвещения среди более широкого круга людей.

III.Актуализация знаний.

- Что такое культура?

- Какие темы из области культуры мы уже с вами изучили?

- Какие изменения происходят в области образования?

С развитием образования, увеличением грамотных людей, развивается и средневековая литература.

Стихи о Робине Гуде, «Песнь о Роланде» относятся именно к этой эпохе. Знакомы ли вам эти произведения?

На уроке мы должны не просто познакомиться с выдающимися произведениями литературы, а попробовать понять, что ценили люди того времени, что их волновало, радовало и огорчало, к чему они стремились.

Проблемные вопросы урока: Почему куртуазная поэзия и рыцарские романы влияли на поведение рыцаря? Какие качества человека воспевали средневековые трубадуры?

Когда говорят о Средних веках, обычно вспоминают закованного в латы рыцаря, Крестовые походы, каменные громады феодального замка, изнурительный труд крепостного крестьянства, инквизицию. Немало в Средние века было тягот, но можно ли говорить о Средневековье столь пессимистично? Определим это на нашем уроке.

Итак, мы продолжаем изучать тему "Культура Западной Европы в XI-XV вв.". Частью культуры любого народа является не только технические открытия, образование и наука, орудия труда, различные изделия ремесленников, но и литература.

Целью сегодняшнего урока является не просто познакомиться с выдающимися произведениями литературы, а постараться понять, что ценили люди того времени, что их волновало, радовало или огорчало, к чему они стремились.

Тема урока: «Средневековая литература».

План урока:

  1. Литература раннего Средневековья.

  2. Рыцарская литература.

  3. Городская литература.

  4. Крестьянская литература.

Эпиграф: «Поэзия проснулась под небом полуденной Франции - рифма отозвалась в романском языке; сие новое украшение стиха… имело важное влияние на словесность новейших народов. Ухо обрадовалось удвоенным ударениям звуков… Трубадуры играли рифмою, изобретали для неё всевозможные изменения стихов, придумывали самые затруднительные формы».

А.С.Пушкин.


Рыцарская литература (работа с учебником)

Расцвет рыцарской культуры приходится на XII-XIII вв., что обусловлено, во-первых, окончательным его оформлением в самостоятельное и могущественное сословие, во-вторых, приобщением рыцарства к образованию (в предшествующий период большая его часть была неграмотной).

Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героическй характер, то к XII столетию формируется специфические рыцарские идеалы и рыцарская культура.

В обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным "правилам чести", так называемому "кодексу рыцарской чести". Основа кодекса - идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. К числу рыцарских достоинств относились благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утонченно ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорбленных. В число "семи рыцарских добродетелей", наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой в шашки, умелым обращением с копьем, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в ее честь.

Указанные идеалы составляли основу представления о специфическом рыцарском поведении - куртуазии (от франц. court - двор).

Записать определения:

Куртуазность, куртуазия - средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином.

Записать определения:

В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Поэты-певцы назывались трубадурами.

В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами иминнезингерами (в переводе певцы любви). В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести.

Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях и рыцарях круглого стола. Двор Артура представал как место. Где процветали лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популярная тогда и сейчас легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды - один из самых поэтических сюжетов в мировой литературе.

Работа с историческим источником:

Один из традиционных лирических жанров в литературе - это Альба (в переводе "утренняя звезда", песнь о расставании влюбленных). Изображает тайное свидание рыцаря с женой сеньора, прерываемое наступающей зарей. Сейчас мы познакомимся с таким произведением, которое называется "Боярышник в саду листвой поник". Самостоятельно прочтите его.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Вспомните, каким было содержание рыцарской морали?

2. Чему посвящено это стихотворение?

Городская литература 

В XII веке начался рассвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы. Их героями были ловкий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жадных монахов. С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского - бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, которые кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей. К ним прибивались подмастерья и другой бродячий люд. Это был буйный и веселый народ, не гнушавшийся мелким воровством и грубыми шалостями. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке. Они прославляли любовь и вино, высмеивали лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и папском троне.

Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон, музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.

Городская литература

Задание. Заполни логическую схему. С. 227-228.

Горожане любили

Рассказы в стихах и баснях

Горожанин ловкий, хитрый, веселый и находчивый

Герой:

рыцарь

Антигерой:

чванливый

монах

жадный

Стихи вагантов -?

Бродяг (школяров, студентов)

прославляли

Любовь, вино

высмеивали

Лицемерие, жадность и обман

Франсуа Вийон

Наиболее прославился вагант

Крестьянская литература 

Французский "Роман о лисе" (XII в.) - памятник французской городской литературы. Произведение состоит из 27 глав ветвей, или независимых рассказов, написанный попарно рифмующимися стихами. Объединяющим сюжетом является борьба лиса Ренара с его заклятым врагом, волком Изегрином (триумф хитрости над силой).

Физ. минутка 

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись!

V. Закрепление изученного материала. Запись в тетрадь:

Опережающее задание.

-Ребята, дома вы прочитали отрывок из произведения "Роман о лисе" (ветвь III). Ответьте на вопросы:

1. Какой характер носит произведение "Роман о лисе"?

2. Как вы думаете, какие слои населения средневекового общества скрываются под видом Лисы, Волка?

3. Как вы думаете, за что Лис так называет Волка, обманывая его?

4. Сходство с какой русской народной сказкой вы находите в этой сатирической поэме?

5. Как вы думаете, что обсуждали и что воспевали, чем восхищались городские и крестьянские поэты?

Сегодня мы познакомимся с самым великим поэтом Средневековья. Это Данте Алигьери.

Сообщение ученика об этом поэте.

В изгнание Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал "Комедией". Во времена Данте комедией называлось серьезное действие со счастливым концом. Потомки назвали ее "Божественной комедией" в знак высшей похвалы. "Божественная комедия состоит из 3-х частей, которые называют "Ад", "Чистилище", "Рай". Поэт посещает каждое из этих мест.

V. Подведение итогов урока.

Вернемся к нашим проблемным вопросам:

Почему куртуазная поэзия и рыцарские романы влияли на поведение рыцаря? Какие качества человека воспевали средневековые трубадуры? (Ответы учащихся)

VI.Рефлексия.

Вырази свое отношение к уроку одним словом «Ассоциации» – это может быть любое слово: существительное, прилагательное и т.д.

Домашнее задание:

Заполнить рабочую тетрадь &27 №1 в р/т, выучить термины, персоналии.

  1. Для сильных учеников: подготовить презентацию на тему «Шедевр средневековой литературы».

  2. Для средних учеников: ответить на вопрос: почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья, приведя не менее 3 аргументов.

  3. Для слабых учеников: вопросы и задания к параграфу (устно).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!