МБОУ «Коношская ОШ»
Конспект урока
истории России
в 7 классе
на тему:
«Церковь и власть.
Церковный раскол»
Подготовила
учитель истории и
обществознания
Кукушкина И.А.
Февраль, 2013 г.
Эпиграф:
История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
М.Сервантес
Тип урока: комбинированный
Цели:
• Образовательная: Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола; подвести учащихся к выводам о роли православной церкви в истории страны; опасностям расколов в обществе и церкви – как следствие социально-политической нестабильности общества;
• Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с фактическим материалом, документами; развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; развивать умение высказывать свою точку зрения, аргументируя свои суждения. Способствовать становлению умения оценивать исторические явления.
• Воспитательная: показать глубину трагедии русского народа, воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям отечественной истории. Воспитание веротерпимости к представителям других религий, патриотизма, толерантности, любви к родине.
Основные понятия: раскол, старообрядцы (раскольники).
Важнейшие даты: 1653-1655 г. – начало церковной реформы Никона; Церковный собор 1666-1667 гг.
Персоналии: патриарх Филарет, патриарх Никон, протопоп Аввакум. Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс, мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация Power Point, карта «Россия в XVII веке».
Ход урока:
1. Повторение изученного.
Игра «Учитель-ученик»:
Учитель называет дату или событие, имя исторической деятельности, ученик должен соответственно дать ответ:
Дата – событие; событие – дата; имя исторической личности – назвать событие, с которым связана эта личность.
1589 г. - введено патриаршество на Руси;
1597 г. – указ «об урочных летах»;
1509 г. – начало вторжения иностранных войск в Россию;
1598-1613 гг. – «Смута»;
Ф.И. Мстиславский – семибоярщина;
Д.Пожарский и К.Минин — народные герои, руководители второго ополчения в период борьбы против польских интервентов в начале XVII в.
Ополчение под их руководством освободило Москву и отстояло независимость России.
Игра «Третий лишний»:
Филарет, Гермоген, Владислав;
Прокопий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Ф.И.Мстиславский;
Мануфактура, всероссийский рынок, барщина.
2. Определение целей и задач урока.
Сегодня мы с Вами еще раз перелистаем страницы нашего прошлого. Это незабываемые страницы, они являются для нас очень поучительными, так как рассказывают о периоде раскола русского общества в 17 веке. Мы ответим на следующие вопросы:
Каковы причины церковной реформы?
Узнаем в чём заключалась церковная реформа Никона, к чему она привела?
Заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении».
Выясним, какие же были разногласия между светской и церковной властью?
Не случайно эпиграфом к уроку я выбрала слова М.Сервантеса: «История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего", так как любое событие, происходящее в нашей стране, и мы не раз в этом убеждались, является примером и поучением для настоящего и предупреждением для будущего!
И в заключение Вам предстоит ответить на главный вопрос урока: «Почему раскол русской православной церкви в XVII веке стал трагической страницей в истории России?»
Вступительное слово учителя:
Смута стала суровым испытанием и для церкви. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
- Православная христианская церковь играла важнейшую роль в жизни русского народа в 17 в. Церковь объясняла людям смысл их жизни с точки зрения христианской церкви,- следование в жизни примеру Иисуса Христа, соблюдение его заповедей.
После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.
- Почему? Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
- Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
К середине 17 в.с появлением книгопечатания и издания уже массовым тиражом Библии и других церковных книг остро встал вопрос остро встал вопрос о внесении измнений в тексты рукописных книг в связи с накопившимися за семь столетий ошибок.
(вопрос классу «Вспомните, откуда на Русь пришло православие?» - из Византии),
поэтому было решено исправить русские тексты по греческим первоисточникам. Однако этот, казалось бы, чисто грамматический вопрос перерос рамки технической правки перевода и вызвал раскол в церкви и обществе.
Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона.
(Слушая сообщения определите основные черты личности патриарха Никона).
Судьба патриарха Никона необычна. В миру его звали Никита Минов. Родился он в 1605году в селе Вельдиманово неподалеку от Нижнего Новгорода , в семье простых мордовских крестьян. Мальчик отличался способностями, быстро освоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. В 19 лет он становится священником. Женился, обзавелся детьим. Казалось бы, жизнь сельского священника была предопределена. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и уйти в монастырь. Никита отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит, где был пострижен в монахи под именем Никона.
Он был высокого роста, могучего телосложения, обладал невероятной выносливостью. Но характер имел вспыльчивый, властный, возражение не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли. Отличала его и жестокость. Через три года , рассорившись с монахами, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Он направляется в Нижегородскую епархию, а в1646г. попадает Москву. Там настоятель захудалого монастыря обращает на себя внимание царя Алексея Михайловича. И в 1652г. в возрасте 47 лет Никон становится седьмым патриархом Московским и всея Руси.
Коллективное заполнение таблицы:
Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы
До реформы-«староверы» (сторонники Аввакума) | После реформы (сторонники Никона) |
Крещение двумя перстами; Земной поклон; Двукратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу; Написание имени Христа: Исус | Крещение тремя перстами; Поясной поклон; Троекратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца; Написание имени Христа: Иисус |
Записи в тетрадях
1653-1655гг. - церковная реформа патриарха Никона
Но новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».
Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
Вопрос учителя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?
Реформы патриарх Никон проводил с присущей ему жесткостью, грубостью и даже фанатизмом.
Антиохийский патриарх, прибывший в Россию, оставил яркое описание сцены в Успенском соборе Кремля: « Никон брал одну за другой подносимые ему старые иконы и, каждую показывая народу, бросал на железный пол с такою силою, что иконы разбивались, Никон топтал их ногами, и наконец, велел сжечь. Тогда царь, человек в высшей степени набожный и богобоязненный, слушавший в смиренном молчании проповедь патриарха, тихим голосом сказал ему: « Нет, батюшка, не вели их жечь, а лучше прикажи зарыть в землю». Так и было поступлено».
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу.
Работа по учебнику: Стр. 59 – « Церковный собор»
- Давайте прочитаем о том, как состоялся Церковный суд над Никоном.
Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви
Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. О нем мы уже узнали из его знаменитого литературного произведения «Житие».
Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скит (Север, Сибирь, Урал). Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение (гари).
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.
Запись в тетрадях: - старообрядчество –религиозное течение враждебное официальной церкви ,возникшее после реформы Никона
Учитель: - Каков же результат церковной реформы? Общество раскололось
На сторонников церковной реформы Никона и его противников.
Запись в тетради:
Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, был сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно.
Царь и священники тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. Но протопоп Аввакум был непримирим. За свой отказ на церковном Соборе 1666 был предан церковному проклятию и сослан в Сибирь, в далекий Пустозерск, где узники содержались в страшных условиях.
(выдержки из книги)
Автор книги «Русские писатели 17в» пишет о протопопе Аввакуме: «- Изволил государь и бояре приговорили : тебя, Аввакума, вместо смертной казни держать в земляной тюрьме и , сделав окошко, давать хлеб и воду, а прочим товарищам, кроме того, резать без милости языки и сечь руки…
Страшно казнили остальных. Палач был неопытный, не претерпевшийся еще к своему ремеслу. Трясущимися рками выколупывал он из горла остатки языков у троих мучеников. А потом отрубил Лазарю руку по запястье, Федору ударил топором поперек ладони. Епифанию отсек четыре пальца. Стрельцы сразу же повели их в новые тюрьмы.
В страшных условиях жили пустозерские узники. Холодные их каморки заливала вода, прела одежда, по всему телу рассыпались гнойные язвы. Больные, с отрубленными языками и с покалечанными руками, они не сдавались, выползали из своих нор, разговаривали и спорили, а возвращаясь к себе, думали и при неверном свете лучины, положив на колено дощечку с бумагой писали, писали и писали». И так пустозерские узники прожили еще 10 лет..»
За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Учитель:
Можно ли было избежать раскола? (Да)
Какие качества нужно было вырабатывать людям того времени? Толерантность. Что такое толерантность.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантностьнеобходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.
К сожалению власти такими качествами не обладали.
Проверь свои знания:
1.Руководителем старообрядцев являлся:
а) Никон;
б) Аввакум;
в) Филарет;
г) Иларион
2. Соборное уложение — это...
а) свод законов;
б) представительный орган при царе;
в) порядок продвижения по государственной службе;
г) указ о закрепощении крестьян
3.Противниками церковной реформы Никона, проведённой в XVII веке, были:
а) протестанты;
б)стрельцы;
в) старообрядцы;
г) католики
4.Церковная реформа Никона началась:
а) 1613-1645 гг.;
б)1676-1682 гг.;
в)1653-1655 гг.;
г) 1645-1676 гг.
5. Закончите предложение:
Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя, - ….(самодержавие);
6.К XVII веку относится:
а) опричнина;
б) церковный раскол;
в) Ливонская война;
г) падение монголо-татарского ига.
7. Современниками были:
а) Алексей Михайлович Романов;
б) Иван Болотников;
в) патриарх Никон;
г) Иван Грозный;
Ответ на главный вопрос урока.
Заключительное слово учителя.
Да, раскол - это трагическое явление в истории нашей страны. Это слово на долгие столетия сохранило ужас в сердцах людей и оставило свой след на судьбах многих семей. Нам необходимо извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий в истории нашего государства.
Главный урок этого события состоит в том, чтобы общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении каких-либо проблем, осознало необходимость в выборе иных не силовых путей решения важных политических вопросов.
V. Выставление оценок, домашнее задание: параграф №7, подготовить сообщение «Боярыня Морозова».
9