СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории 7 класса "Второе ополчение" по учебнику Пчелова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект проблемного урока истории по учебнику Пчелова Е.В. по теме "Второе ополчение"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории 7 класса "Второе ополчение" по учебнику Пчелова»

Тема: Окончание Смуты: спасение Отечества.
Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.
Задачи:
1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.
2) Развивать умения самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способности определять  и аргументировать  своё  отношение к ней. Дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе Смуты.
3) Воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за свой народ и за героев Отечества; осмысление опыта российской истории как части мировой истории; 
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент 
1 мин.
Проверка готовности к уроку. Приветствие.
Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы
5 мин.

Мы продолжаем говорить о периоде Смуты.

- Как называется тема нашего урока?

- на слайде прочитайте отрывки из повести «Об очищении Московского государства».

-Ответьте на вопросы к ним.

-Какое противоречие вы заметили?


- В чем противоречие, какой возникает вопрос?

-Благодаря кому Россия вышла из Смуты, кто спаситель и избавитель Родины? Слайд 4

Выдвижение гипотез
2 мин.

-Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы?
Записать на доске различные версии.

Актуализация знаний, планирование деятельности

5 мин.

«Мозговой штурм»

- Прочитайте отрывок из стихотворения поэта начала XX века М.Кузьмина (тетрадь с. 37), который пытался объяснить причины Смуты:

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат.

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далекий самозванец

И пленная, растленная Москва!


Вопрос: Какие еще причины существовали?

- В чем проявлялась Смута, к чему привела?


Создание плана урока
2 мин.
Беседа
Мы вспомнили причины Смуты.
- Давайте вернемся к вопросу урока .
- Что необходимо узнать, чтобы ответить на него?
1.Основные события Смуты.
2.Итоги Смуты.
Слайд 6.


Открытие нового знания
20 мин.
Беседа 
- Вспомните, как воспринимал Смуту народ. 
Что же заставило людей выступить за прекращение Смуты?

Во время выборов царя, сам Михаил находился в это время со своей матерью инокиней Марфой в Костромском Ипатьевском монастыре.

По преданию, отряд поляков задумал погубить царя и начал искать дорогу к нему.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения.

Как было дело? Обратимся к официальной версии, на которой воспитывали всех Романовых.

Неподалеку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя - Богдана Сабинина - с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков в противоположную сторону - на болота. Его пытали и казнили - но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до монастыря.

4 ноября (26 октября по старому стилю) в России отмечается праздник – День народного единства.

- Какому событию он посвящён?


- Подтвердите факты, подтверждающие справедливость названия праздника.


Слайд 12.

- изгнание поляков из Москвы;

- Россия вышла из Смуты благодаря тому, что её жители объединились против общей опасности. Весь народ встал на борьбу с врагом.


Рефлексия

4 мин.










- В первом отрывке говорится, что Россия вышла из Смуты благодаря начальникам и ратным людям, а во втором – всем свободным людям, которые объединились для спасения страны.



















Автор видит причину Смуты в смерти царевича Дмитрия, в пресечении династии Рюрика на московском престоле.
Причины:
-неурожайные годы и голод в России в начале XVI века;
- повышение налогов;
- разорение страны после опричнины и Ливонской войны;
- закрепощение крестьян. Слайд 5