Организационный момент 1 мин. Проверка готовности к уроку. Приветствие. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы 5 мин. Мы продолжаем говорить о периоде Смуты. - Как называется тема нашего урока? - на слайде прочитайте отрывки из повести «Об очищении Московского государства». -Ответьте на вопросы к ним. -Какое противоречие вы заметили? - В чем противоречие, какой возникает вопрос? -Благодаря кому Россия вышла из Смуты, кто спаситель и избавитель Родины? Слайд 4
Выдвижение гипотез 2 мин.
-Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Записать на доске различные версии. Актуализация знаний, планирование деятельности 5 мин. «Мозговой штурм» - Прочитайте отрывок из стихотворения поэта начала XX века М.Кузьмина (тетрадь с. 37), который пытался объяснить причины Смуты: Звучит немолчно в зареве набат, А на траве – в кровавой багрянице Царя Феодора убитый брат. В заре горит грядущих гроз багрянец, Мятеж и мрак, невнятные слова, И чудится далекий самозванец И пленная, растленная Москва! Вопрос: Какие еще причины существовали? - В чем проявлялась Смута, к чему привела? Создание плана урока 2 мин. Беседа Мы вспомнили причины Смуты. - Давайте вернемся к вопросу урока . - Что необходимо узнать, чтобы ответить на него? 1.Основные события Смуты. 2.Итоги Смуты. Слайд 6. Открытие нового знания 20 мин. Беседа - Вспомните, как воспринимал Смуту народ. Что же заставило людей выступить за прекращение Смуты?
Во время выборов царя, сам Михаил находился в это время со своей матерью инокиней Марфой в Костромском Ипатьевском монастыре. По преданию, отряд поляков задумал погубить царя и начал искать дорогу к нему. Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Как было дело? Обратимся к официальной версии, на которой воспитывали всех Романовых. Неподалеку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя - Богдана Сабинина - с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков в противоположную сторону - на болота. Его пытали и казнили - но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до монастыря. 4 ноября (26 октября по старому стилю) в России отмечается праздник – День народного единства. - Какому событию он посвящён? - Подтвердите факты, подтверждающие справедливость названия праздника. Слайд 12. - изгнание поляков из Москвы; - Россия вышла из Смуты благодаря тому, что её жители объединились против общей опасности. Весь народ встал на борьбу с врагом. Рефлексия 4 мин. |