СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории по теме урока "Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян." для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории по теме урока "Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян." для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Урок истории

Тема урока: Славянская семья и славянский поселок. Основные занятия, быт, обычаи и верования восточных славян.

I. Происхождение и расселение восточных славян

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились в постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.

Примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V в. до н.э. эти племена освоили территорию от северного склона Карпатских гор до реки Припять.

В V в. н.э. славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.


II. Занятия славян

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали и искали новые участки для поселения.

Землю обрабатывали сохой, оставлявшей в земле частые борозды. Бороной почву выравнивали, а убирали хлеб серпами.

Из сельскохозяйственных культур славяне сеяли: пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.


Кроме земледелия, славяне занимались:

- скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

- бортничеством (собиранием меда),

-охотой,

-ремеслом (выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело),

-рыболовство.

Славянские поселки располагались по берегам рек и озер. Они состояли из 5 – 10 дворов. В лесной зоне дома в виде деревянных срубов, а в лесостепной это полуземлянки.

IV. Верования

В древности люди были бессильны перед явлениями природы. Они не могли объяснить, почему дует ветер, или светит солнце, почему гремит гром. Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Бессилие перед стихиями, страх перед неизвестным привёл к вере в богов.

Наиболее почитаемые боги.

Ярило – бог Солнца

Перун – бог грома и молнии

Стрибог – бог ветра

Волос – покровитель скотоводства

Макошь – божество плодородия

Сварог – бог неба и огня



Конечно, у каждого славянского племени были свои наиболее по­читаемые боги.

Веру во множество богов называют язычеством.

Обряды славяне совершали в священных рощах, у священных дубов, где стояли идолы (статуи языческих богов)

Для поклонения богам славяне строили Капища. По его границе водружались идолы.

В капищах славяне приносили жертвы, совершали обряды, просили богов о милости и покровительстве.

Чуть позже славяне начинают строить храмы - святилища

Людей умеющих общаться с богами, предсказывать будущее они называли волхвами, кудесниками.

Задумываясь над тем, как устроен окружающий их мир, они искали объяснения всему неизвестному. Они верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых будто бы оставались в доме и охраняли их от бед.

Признавалось существование разного рода нечистой силы:

Берегини - Живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов.

Домовой – дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье.

Барабашка - это хулиганистые домашние духи.

Водяной – жил в глубине реки или озера,

Леший – обитатель лесных духов, жил в темном лесу

Кикимора -злой болотный дух

Вывод: Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Верили в загробную жизнь.

V. Управление.

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общины сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.

Домашняя работа.

Продолжи предложения….

1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)

2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )

3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя