Конспект урока истории в 5 классе по теме "Финикийские мореплаватели"
Цель урока:
-
выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определить главные занятия жителей страны и достижения финикийцев,
-
формировать умения работать с картой, учебником, историческим источником, извлекать информацию из разных источников, вырабатывать навык анализа получаемой информации на уроке. Помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества.
Ход урока
1.Организационный момент.2. Мотивационно – целевая часть.
Финикия – небольшая страна древности. Финикийцы были замечательными мастерами, отличными мореплаватели, бороздили просторы морей и океанов. Даже Геродот не поверил, что жители Финикии смогли обогнуть Африку. Интересен тот факт, что они первыми отправлялись в далекие плавания.
Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока?
В какой части Средиземного моря расположена Финикия?
-
Подумайте, какие занятия могли быть главными?
Запишите в тетрадь основные занятия финикийцев. (Ответ: мореплавание, торговля и ремесло).
Вывод: Скудная природа, недостаток хлеба, расположение страны на пересечении важных путей заставлял финикийцев заниматься мореплаванием, ремеслом и торговле
Лучшие мореплаватели Востока. Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей?
Финикийцы обладали хорошими морскими судами. Рассказ о судах финикийцев.
Что было необходимо финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей?
Почему финикийцы постоянно находились в плавании?
Колония – поселение, основанное на чужой территории.
Большая часть населения финикийцев жила за пределами своей страны.
Финикийские города, расположены в трех частях света, они не составляли единого государства. Но между Финикией и колониями сохранялись дружеские отношения. Везде чтили солнечного бога Мелькарта, который странствует, показывает путь. Изображения бога ставили в гаванях, а перед отплытием и по окончании путешествия ему приносили жертву.
Запишите в тетрадь: Что позволило финикийцам отправляться в далекие плавания?
Ответ: стремление торговать, получать прибыль, наличие хороших судов, природные условия Финикии.
Вывод: Стремление к прибыли и скудные условия Финикии заставляли жителей заниматься мореплаванием, совершать далекие путешествия.
3. Новые изобретения финикийцев.
Финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были изобретателями. Что изобрели финикийцы?
Рассказ учителя об изобретениях.
Однажды Финикийский корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. Как ее добывали? чтение учебника А.А. Вигасина 15 п.1 стр.71
В Финикии около трех тысяч лет назад придумали простое письмо. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов. Букв было всего двадцать две.
Вспомните и назовите изобретения финикийцев.
-
Виноградное вино и оливковое масло
-
Стекло
-
Пурпурная краска
-
Основание колоний.
-
Алфавит.
Запишите в тетрадь: Зачем финикийцам нужны были изобретения?
III этап. Контроль и коррекция знаний
(Записать в тетрадь ответ.)
-
занятия торговлей и ремеслом
-
наличие хороших кораблей
-
расположение Финикии на перекрестке торговых путей.
-
изобретение алфавита упрощало ведение торговли.
Домашнее задание
*15, п. 1,2 пересказ, в. 2, 3, 4.
Составить кроссворд по новым изобретениям финикийцев.