СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 5 классе по теме : «Появление неравенства и знати»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе по теме : «Появление неравенства и знати»»

Конспект урока истории в 5 классе по теме : «Появление неравенства и знати»

Цели: дать представление о процессе формирования неравенства и появлении знати; показать взаимосвязь хозяйственных и политических изменений в обществе. »; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне при­чины исторических событий.

Ход урока

1.Организационный момент 2. Актуализация опорных знаний по теме

1. Идив раб по карточкам. Класс: «Разминка»1. Чем занимались древние люди? ( земледелием и скотоводством)2. Когда появилось земледелие? (10 тыс лет назад)3. Чем очищали участок для посева ? ( каменным топором)4. На какое свойство растений обратили внимание женщины , занимаясь собирательством? ( упавшие зёрна дают всходы)5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? ( деревянную мотыгу- палку с острым крючком) 6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем)7. Как поступали с детёнышами убитых животных? ( люди оставляли их в своём жилище).

3. Мотивационно- целевой этап.Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображение барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?

- Предположите, о чем пойдёт речь у нас сегодня на уроке.

На прошлом уроке мы исследовал изменения, которые произошли на ранних ступенях развития человечества. Эволюция человека будет продолжаться.

Тема урока: « Появление неравенства и знати» .Попробуйте придумать своё название темы. ( Появление богатых и бедных. ) Молодцы .А что бы вы хотели узнать по теме сегодняшнего урока?

План урока Развитие ремёсел.2.Изобретение плуга. 3.У каждой семьи – своё хозяйство. 2.Выделение знати

Итак, мы начинаем наше путешествие в далекое прошлое.

  1. Работа по теме урока

- Вспомните ранее изученный материал , иллюстрации учебника и назовите максимальное количество новых занятий наших предков.

Итак , наши предки стали заниматься ремеслом . Скажите , что такое ремесло?

Ремесло – процесс изготовления изделий. Ремесленник – человек , который занимается изготовление различных изделий. (Запишите понятия в тетрадь)

1. Археологи утверждали, что глиняная посуда в большом количестве использовалась племенами, ведущими оседлый образ жизни. Как вы думаете почему?

2. Как вы думаете, почему у древних людей появилась возможность заниматься ремеслом?

3. Как это связано с возникновением скотоводства земледелия?

4. Какую пользу принесло древнему человеку занятие различными ремёслами?

Приблизительно 9 тыс. лет назад люди сделали ещё одно гениальное открытие . Они заметили, что некоторые камни имеют необычный желтовато- красный цвет. При обработке под ударами они не раскалывались на части, а сплющивались, изменяя свою форму.

- Работая в группах , обсудите значимость этих наблюдений. Как можно было воспользоваться данным открытием?

Действительно, в таких камнях можно пробить отверстие. Попадая в огонь , они размягчаются и, застывая , принимают новую форму. Конечно , они не знали , что странными камнями были красноватые куски самородной меди. Но первобытные люди поняли , что перед ними какой-то другой материал- металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись месторождения меди , лежавшие на поверхности земли.

- Работа с текстом учебника п.1 параграфа и иллюстрациями учебника , объясните механизм изготовления орудий труда из меди.( медный топор)

- Подумайте, обладают ли медные орудия труда преимуществами перед каменными.

( Ученики формируют свои версии)

Медь – мягкий металл. Вот почему орудия из меди менее твёрдое, нежели заострённый кусок кремня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным.

2. Изобретение плуга

- Докажите, что мотыжное земледелие было тяжелым занятием.

- Укажите преимущества плужного земледелия.

3. У каждой семьи – своё хозяйство. Земледельцы с изобретением плуга стали зажиточнее, они делали запасы. Но ведь каждый по -прежнему должен был делиться со всеми многочисленными сородичами. Так стоит ли особенно стараться , если полученный урожай все равно поделят поровну.

- Как в ы думаете, сказалось ли усовершенствование орудий труда на организации жизни родовой общины?.

Повысилась производительность труда

Отпала необходимость всей общине трудиться сообща

Род делится на семьи, которые начинают вести хозяйство самостоятельно

Раздел стада принадлежавшего роду.

Земля делится на участки , которые переходят в пользование семьи.

Определите отличия родовой общины и соседской?

Родовая община

Вопросы

Соседская община


Различия



1.Кто входит в общину?



2.Кому принадлежит имущество?



3.Равенство общинников?



4.Кто был во главе?



Общее





Взаимная помощь и поддержка.

Правильные ответы.

Сородичи

1

Семьи (Соседи)

Всем

2

Семье

Да

3

Нет

Старейшина

4

Вождь


Соседская община- это объединение семей, живущих в одной местности и раздельно владеющих своим имуществом, ведущих хозяйство раздельно.


4. Выделение знати.

- Землю делили старейшины. Кому доставались большие и лучшие участки земли?.

Справедливо ли, что родовые старейшины завладели большими лучшими участками земли?

Выводы:

  1. Родовые старейшины и вожди самые опытные и мудрые среди сородичей , поэтому они имели некоторые основания получить большую долю земли, чем другие

  2. Имея крупный участок лучшей земли большое число голов скота, племенной вождь стремился передать свои богатство по наследству сыну. При этом сын мог быть бездарным и ленивым. Однако после смерти отца он наследовал его имущество и положение в племени: становился не только богачом , но и наследовал положение в племени, не заслужив на это право.

  3. Так возникло неравенство между людьми. Потомков старейшин и племенных вождей называли знатью.

Как связана наша сегодняшняя тема урока с нашей современной жизнью?.

«Неравенство людей : за и против»

Что полезного привносит неравенство?

Какие опасности для человечества несет неравенство?





Главный вывод: Равенство между людьми постепенно исчезло. Среди общинников появились бедные и богатые., знатные и незнатные.

4.Закрепление изученного материала. Вот и закончилось наше путешествие в далёкое прошлое . Проверим на сколько хорошо мы усвоили материал. Выполним задания. КРОССВОРД

Рефлексия. Если вам понравился урок и вы чувствовали себя уверенно покажите смайлик с улыбкой.

Если вам не понравился урок и вы чувствовали себя неуверенно покажите грустный смайлик .

  1. Домашнее задание : Параграф , Дифференцированное задание. Для средних учеников - составить рассказ , включив в него понятия данного урока.Для слабых учеников – описать занятия наших предко


1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней. 2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество. 3. Одно из первых занятий челове­ка. 4. Первый металл, который освоил человек. 5. Первое орудие для возделывания земли. 6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад. 7. Домашнее животное. 8. Материал для возделыва­ния посуды на гончарном круге. 9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека. 10. Объединение родов, живущих в одной местности.











Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя





1.   Вставьте пропущенные слова в нужном числе и падеже.

Мы научились  изготавливать посуду и одежду.

1.Сплетённую из веток  и обмазанную________________ корзину мы поставили в_____________.  

Прутья сгорели, остался крепкий_________________. Так мы изобрели ____________  .

2.Из ______________животных и волокон_______________мы научились скручивать_____________.

Так мы изобрели_________ _______.

3. Из нитей  на _____________ мы изготовили_____________ из которой сшили одежду.

Так мы изобрели______________ .

(Слова для справок:  кувшин,  гончарное дело, шерсть, глина, огонь,  лен, прядение, нить,

ткань, ткацкий станок, ткачество.)



1.   Вставьте пропущенные слова в нужном числе и падеже.

Мы научились  изготавливать посуду и одежду.

1.Сплетённую из веток  и обмазанную, глиной корзину мы поставили в огонь .  Прутья сгорели

, остался крепкий кувшин. Так мы изобрели гончарное дело .

2.Из шерсти животных и волокон льна  мы научились скручивать нити. Так мы изобрели прядение .

3. Из нитей  на ткацком станке мы изготовили ткань, из которой сшили одежду.

Так мы изобрели ткачество.

___________________________________________________________________________________________


1.   Вставьте пропущенные слова в нужном числе и падеже.

Мы научились  изготавливать посуду и одежду.

1.Сплетённую из веток  и обмазанную________________ корзину мы поставили в_____________.

 Прутья сгорели, остался крепкий_________________. Так мы изобрели ____________  .

2.Из ______________животных и волокон_______________мы научились скручивать_____________.

Так мы изобрели_________ _______.

3. Из нитей  на _____________ мы изготовили_____________ из которой сшили одежду.

Так мы изобрели______________ .

(Слова для справок:  кувшин,  гончарное дело, шерсть, глина, огонь,  лен, прядение, нить,

ткань, ткацкий станок, ткачество.)

________________________________________________________________________________________

1.   Вставьте пропущенные слова в нужном числе и падеже.

Мы научились  изготавливать посуду и одежду.

1.Сплетённую из веток  и обмазанную, глиной корзину мы поставили в огонь .  Прутья сгорели,

остался крепкий кувшин. Так мы изобрели гончарное дело .

2.Из шерсти животных и волокон льна  мы научились скручивать нити. Так мы изобрели прядение .

3. Из нитей  на ткацком станке мы изготовили ткань, из которой сшили одежду.

Так мы изобрели ткачество.


_____________________________________________________________________________________________

1.   Вставьте пропущенные слова в нужном числе и падеже.

Мы научились  изготавливать посуду и одежду.

1.Сплетённую из веток  и обмазанную________________ корзину мы поставили в_____________.  

Прутья сгорели, остался крепкий_________________. Так мы изобрели ____________  .

2.Из ______________животных и волокон_______________мы научились скручивать_____________.

Так мы изобрели_________ _______.

3. Из нитей  на _____________ мы изготовили_____________ из которой сшили одежду.

Так мы изобрели______________ .

(Слова для справок:  кувшин,  гончарное дело, шерсть, глина, огонь,  лен, прядение, нить,

ткань, ткацкий станок, ткачество.)


_____________________________________________________________________________________

1.   Вставьте пропущенные слова в нужном числе и падеже.

Мы научились  изготавливать посуду и одежду.

1.Сплетённую из веток  и обмазанную, глиной корзину мы поставили в огонь .  Прутья сгорели,

остался крепкий кувшин. Так мы изобрели гончарное дело .

2.Из шерсти животных и волокон льна  мы научились скручивать нити. Так мы изобрели прядение .

3. Из нитей  на ткацком станке мы изготовили ткань, из которой сшили одежду.

Так мы изобрели ткачество.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!