СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 5 классе "Религия Древних Египтян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе "Религия Древних Египтян"»

Технологическая карта урока истории в 5 классе

Тема урока: Религия древних египтян

Цель и задачи урока: сформировать представления у обучающихся о религиозной системе Древнего Египта; содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов; продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать несложные выводы; развивать умения использовать исторические документы, схемы; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Тип урока: комбинированный

Учебное оборудование: презентация к теме урока, учебник истории древнего мира под ред.Вигасина А.А. и Годера Г.И., раздаточный материал (тест)

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

объяснять и раскрывать значение религиозных обрядов египтян;

понимать отличительные особенности религиозных верований Древнего Египта;

объяснять роль жрецов в древнеегипетском обществе;

расширить опыт оценочной деятельности;

Метапредметные результаты:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и паре;

формулировать и обосновывать собственную точку зрения;

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

анализировать текст, интерпретировать его, преобразовывать в другие знаковые системы;

формулировать учебную задачу;

давать определения понятий;

сравнивать, классифицировать, обобщать.

Личностные результаты:

обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала;

осваивать гуманистические традиции и ценности общества прошлого.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

(1 мин)

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

  1. Проверка домашнего задания

(5 мин)

На прошлом уроке мы изучали «Военные походы фараоном». Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшой тест по пройденной теме.

Выполнение теста.

  1. Планирование деятельности

(2 мин)

Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их самих и ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали его статую, высеченную из камня, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина.

- О чем свидетельствуют такие ритуалы?

У древних египтян существовало поклонение богам, вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

- Что такое религиозные верования?


Вопросы классу:

Какой теме мы посвятим наш сегодняшний урок?







Отвечают на вопросы.

(вера в загробную жизнь).

Объясняют значение понятия

Религиозные верованияэто представления, верования народа в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти.

 Формулируют тему урока и ставят учебную задачу: Религия древних египтян.

Записывают тему урока в тетрадь.

  1. Переход к изучению новой темы (3 мин)

Какова, по-вашему, цель нашего сегодняшнего занятия?

Сегодня на уроке мы познакомимся со следующим материалом:

- Боги и жрецы

- Что рассказывали египтяне о своих богах.

- Миф об Осирисе и Исиде

- Что рассказывали египтяне о «стране мертвых»

- Обожествление фараона

Что мы уже знаем о верованиях египтян и что нам необходимо узнать?

Дети формулируют цели урока



Проблемный вопрос:

В чём сходство и отличия в религиозных верованиях египтян и первобытных людей?


  1. Изучение новой темы

(24 мин.)

Ставит задачу: Прочитайте текст на слайде. Что казалось египтянам сверхъестественным в окружающей природе и вызывало поклонение?

Древние египтяне верили, что природой и людьми управляют могущественные боги. Люди строили для богов жилища – храмы. При храмах находились жрецы – служители богов. (Рассказ учителя сопровождается демонстрацией иллюстраций)

За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны в праве проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма. «Только нам, - говорили жрецы, - боги открывают свою волю. И только мы можем умилостивить богов. Не скупитесь на подарки богам – несите в храм жертвы!»

- Предположите, какую роль жрецы играли в египетском обществе?

Основной заботой жрецов была служба в храмах. Они проводили обряды и церемонии, молились, читали священные тексты. Но, помимо собственно культовых, у жрецов были и другие обязанности. В частности – ведение храмового хозяйства, строительство пирамид, содержание библиотеки, врачевание, подготовка умерших к погребению, наблюдения за звездами.

- Выберите из предложенного списка обязанности, относящиеся к жрецам.


Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Эти верования называются тотемизмом. Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

- Представьте, что мы оказались в Древнем Египте и в наших руках документ, в котором египтяне рассказывают о своих наиболее почитаемых богах (п.2 учебника). Нам необходимо познакомиться с этим документом и заполнить таблицу-подсказку.


Работа по группам. Сейчас мы разделимся на две группы.

1 группа. Знакомится с п. 3 параграфа. Миф об Осирисе и Исиде. Ответы на вопросы: О каком явлении природы идет речь в мифе? Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему Осириса часто изображали сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей его фигуру?


2 группа. Знакомится с п.4 параграфа. Что рассказывали египтяне о «стране мертвых». Ответы на вопросы: Кто, по верованиям египтян, мог попасть в «страну мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну? Как вы считаете, справедлив ли суд Осириса? Почему?


Работа с классом. Фараона египтяне называли «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалю.

- О чем свидетельствуют эти факты?

- Какая связь существует между религией и государственной властью?


Работают с текстом «Гимн Нилу», делают вывод: Египтяне поклонялись силам природы
























Ученики составляют схему в тетрадях и на доске.








Учащиеся заполняют таблицу «Боги Египта», на доске осуществляется проверка.



Учащиеся работают по группам. Выступление групп.











Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

6. Закрепление усвоенных знаний (3 мин.)

Фронтальный опрос:

- В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

-Какие явления природы получили отражение в мифах об Осирисе и Исиде, о Гебе и Нут?

В чем клялся на суде Осириса умерший?

Ответы учащихся


7. Рефлексия.

( 1 мин)

Я предлагаю вам при помощи смайликов оценить свои знания, полученные на сегодняшнем уроке. Если вы все усвоили, то прикрепите улыбающийся смайлик, если возникли трудности при изучении темы, то грустный.

Учащиеся выражают своё отношение к уроку

8. Домашнее задание

(1 мин)

Параграф 10, вопросы к параграфу

Принимают задачу. Задают вопросы, если есть.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!