Планирование деятельности (2 мин) | Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их самих и ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали его статую, высеченную из камня, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. - О чем свидетельствуют такие ритуалы? У древних египтян существовало поклонение богам, вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования. - Что такое религиозные верования? Вопросы классу: Какой теме мы посвятим наш сегодняшний урок? | Отвечают на вопросы. (вера в загробную жизнь). Объясняют значение понятия Религиозные верования – это представления, верования народа в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти. Формулируют тему урока и ставят учебную задачу: Религия древних египтян. Записывают тему урока в тетрадь. |
Переход к изучению новой темы (3 мин) | Какова, по-вашему, цель нашего сегодняшнего занятия? Сегодня на уроке мы познакомимся со следующим материалом: - Боги и жрецы - Что рассказывали египтяне о своих богах. - Миф об Осирисе и Исиде - Что рассказывали египтяне о «стране мертвых» - Обожествление фараона Что мы уже знаем о верованиях египтян и что нам необходимо узнать? | Дети формулируют цели урока Проблемный вопрос: В чём сходство и отличия в религиозных верованиях египтян и первобытных людей? |
Изучение новой темы (24 мин.) | Ставит задачу: Прочитайте текст на слайде. Что казалось египтянам сверхъестественным в окружающей природе и вызывало поклонение? Древние египтяне верили, что природой и людьми управляют могущественные боги. Люди строили для богов жилища – храмы. При храмах находились жрецы – служители богов. (Рассказ учителя сопровождается демонстрацией иллюстраций) За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны в праве проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма. «Только нам, - говорили жрецы, - боги открывают свою волю. И только мы можем умилостивить богов. Не скупитесь на подарки богам – несите в храм жертвы!» - Предположите, какую роль жрецы играли в египетском обществе? Основной заботой жрецов была служба в храмах. Они проводили обряды и церемонии, молились, читали священные тексты. Но, помимо собственно культовых, у жрецов были и другие обязанности. В частности – ведение храмового хозяйства, строительство пирамид, содержание библиотеки, врачевание, подготовка умерших к погребению, наблюдения за звездами. - Выберите из предложенного списка обязанности, относящиеся к жрецам. Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Эти верования называются тотемизмом. Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами. - Представьте, что мы оказались в Древнем Египте и в наших руках документ, в котором египтяне рассказывают о своих наиболее почитаемых богах (п.2 учебника). Нам необходимо познакомиться с этим документом и заполнить таблицу-подсказку. Работа по группам. Сейчас мы разделимся на две группы. 1 группа. Знакомится с п. 3 параграфа. Миф об Осирисе и Исиде. Ответы на вопросы: О каком явлении природы идет речь в мифе? Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему Осириса часто изображали сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей его фигуру? 2 группа. Знакомится с п.4 параграфа. Что рассказывали египтяне о «стране мертвых». Ответы на вопросы: Кто, по верованиям египтян, мог попасть в «страну мертвых»? Почему все стремились попасть в эту страну? Как вы считаете, справедлив ли суд Осириса? Почему? Работа с классом. Фараона египтяне называли «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалю. - О чем свидетельствуют эти факты? - Какая связь существует между религией и государственной властью? | Работают с текстом «Гимн Нилу», делают вывод: Египтяне поклонялись силам природы Ученики составляют схему в тетрадях и на доске. Учащиеся заполняют таблицу «Боги Египта», на доске осуществляется проверка. Учащиеся работают по группам. Выступление групп. Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. |