СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 7 классе по теме "Повторительно-обобщающий урок по теме " Россия при первых Романовых".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов,карты,видеоряда;способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 7 классе по теме "Повторительно-обобщающий урок по теме " Россия при первых Романовых".»

Конспект урока по истории в 7 классе по теме

«Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при первых Романовых.».


Цели: закрепить знание учащихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы XVIIв.; проверить знания учащихся и степень усвоения изученного материала.

-развивающая: способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, исторической карты, видеоряда;

-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


Вступительное слово учителя:

  1. «Наш сегодняшний уроки посвящен России 17 века. Задача урока - закрепить знание важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий;».

План урока:

1. Даты.

Учащиеся по очереди выбирают дату и говорят событие истории нашей страны, с котором связаны эти даты.

Вопросы:

  1. 1613 г. –

  2. 1654 г. –

  3. 1662 г -

  4. 1667 – 1671 гг. –

  5. 1598 – 1613 гг. –

  6. 1649 г. –

  7. 1648 г-

  8. 1645- 1676 гг-

  9. 1653-1655г-

Ответы:

  1. 1613 г. – Начало правления династии Романовых (Михаила Фёдоровича Романова).

  2. 1654 г. – Переяславская рада, воссоединение Украины с Россией.

  3. 1662 г- Медный бунт

  4. 1667 – 1671 гг. – Восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина.

  5. 1598 – 1613 гг. – Смутное время в России.

  6. 1649 г. – Земский собор принял свод законов – Соборное уложение.

  7. 1648 г- Соляной бунт

  8. 1645-1676 гг- правление Алексея Михайловича Романова

  9. 1653-1655г- церковная реформа

  1. Портреты – каждой команде предлагается дидактический материал(описание исторической личности, по которому учащиеся должны назвать исторического деятеля, а затем показывается портрет исторического деятеля XVII

1-й (Михаил Федорович Романов)

– Отличался мягким характером, добротой и робостью. В 20 лет он испытал личное потрясение, когда он выбрал себе невесту, а матушка не позволила на ней жениться.

- вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй первым завел в России оранжерею.

- занимался делам сам только в последние 10 лет своей жизни, так как сначала главную роль играла его мать, а затем , по возвращении из плена ,его отец, патриарх Филарет.

- стал родоначальником царской династии Романовых по решению Земского собора.

2-й – (Степан Разин)

-Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года.

-его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных походах и вести переговоры по важным делам.

-о нем много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нем неуважительно

-закончил свою жизнь на плахе- был казнен на Красной площади в Москве;

- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.

3-й ( Патриарх Никон)

- родился в 1605 г в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода, с детских лет любил слушать библейские рассказы.

-в 19 лет стал сельским священником, а в 30 лет – монахом Соловецкого монастыря;

-В 1646 году отправился в Москву к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатлениеи был назначен архимандритом Новоспасского монастыря и член.

- в 1653 -1655 г под его руководством в России была проведена церковная реформа.


  1. Кроссворды- 1 участник от команды решает как можно больше вопросов кроссворда.

« Путешествие в древнюю Москву».






1.


О













2.

П












3.


О












4.


Л










5.




Ч












6.


Е











7.



Н







8








И











9.



Е








  1. В каком городе стоит памятник, на котором есть такая надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия, в лето 1818 года.»?

  2. Кто хозяйничал в Москве в начале 17 века?

  3. Какой город заняли шведы в начале 17 века?

  4. Место, где проходили собрания новгородцев.

  5. Что должно было защищать народное ополчение?

  6. Что стали собирать новгородцы для создания народного ополчения?

  7. Кто занимался хозяйством ополчения и его казной?

  8. Верховным воеводой пригласили князя . . . .

  9. Войска Пожарского штурмом взяли Китай-город, а затем сдался и гарнизон . . . .

(Ответы: 1. Москва,2. Поляки, 3. Новгород, 4. Площадь, 5. Отечество, 6. Деньги, 7. Минин, 8. Пожарский, 9. Кремль)


  1. Картины (учитель демонстрирует репродукцию картин, учащиеся называют событие, которому посвящена эта картина)- работа с презентацией. Каждой команде можно задать 1 вопрос, при наличии времени – 2.

  • Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»

  • ЛИССНЕР Эрнст - Изгнание поляков из Кремля

  • А. Кившенко "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство»

  • А.Д.Кившенко . Патриарх Никон исправляет богослужебные книги.1880 г

  • Картина "Сожжение протопопа Аввакума", написана Г. Мясоедовым.

  • Суриков Василий Иванович «Степан Разин».

  1. Тематические понятия - учитель раздает листок с перепутанными определениями- 1 участник команды должен правильно собрать его и назвать определение.

  • Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике (мануфактура).

  • Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержание).

  • Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит никем и ничем не ограниченная власть (абсолютизм).

  • Обращение государством церковной земельной собственности в светскую (секуляризация).


  1. Блиц-опрос- конкурс капитанов.

Учащимся предлагается вспомнить людей с именами которых связаны события нашей страны XVII века.

Вопросы:

  1. …………К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.

  2. …………Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.

  3. ………. Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.

  4. …………Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.

  5. …………Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.

  6. …………Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.

  7. ……..Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.

  8. ………….Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.

  9. ………….Этот царь получил прозвище “Тишайший”.

  10. …….. – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.

  11. ………….Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.

  12. ………….Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.

  13. …………Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.

  14. ……… Обязательные платежи жителей страны в казну государства

  15. …….. Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.

Ответы:

  1. Борис Годунов – К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.

  2. Дмитрий Иванович – Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.

  3. Славяно-греко-латинская академия – Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.

  4. Григорий Отрепьев – Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.

  5. Болотников Иван Исаевич – Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.

  6. Лжедмитрий II – Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.

  7. Скоморохи – Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.

  8. Пожарский Дмитрий Михайлович – Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.

  9. Романов Алексей Михайлович – Этот царь получил прозвище “Тишайший”.

  10. Орёл” – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.

  11. Патриарх Никон – Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.

  12. Богдан Хмельницкий – Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.

  13. Разин Степан Тимофеевич – Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.

  14. Налоги – Обязательные платежи жителей страны в казну государства.

  15. Иван Сусанин – Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.


Подведение итогов.


Домашнее задание: подготовить сообщение о детстве Петре 1, о Великом посольстве, о регентстве царевны Софьи ( на выбор)
















Рабочий лист

Тема урока: «…………………………………………………………………………………………………»

План урока:

1. Правление нового царя.

2. Изменение в системе центрального управления:

а)Земский собор

б)Боярская дума

в)Приказы.

3. Соборное Уложение – новый свод законов.

Задание 1.

Соотнесите понятие и определение.

ПОНЯТИЕ

А) Абсолютная монархия

Б) Сословно-представительная монархия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Разновидность монархической формы правления, при которой в управлении государством и составлении законов принимают участие представители сословий.

2. Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках правителя-монарха.

А

Б



Задание 2.

Сгруппируйте пристрастия царя. Запишите в таблицу цифры с подходящими номерами.

1. Царь был очень набожным. 2. Привечал богомольцев. 3. Раздавал должности родственникам. 4. Приглашал иноземных врачей и мастеров. 5. Приказал печатать переводные европейские книги. 6. Царь вел размеренный образ жизни. 7. Носил традиционную одежду. 8. Впервые в России во время правления Алексея Михайловича появляется театр. 9. Жена и дочери царя с удовольствием посещали спектакли. 10. Оружие для армии закупал за границей.

Отеческая старина

Европейские новшества



Задание 3.

Заполните пропуски в схеме, используя слова для справки.

Схема «Управление Русским государством в конце XVI века» 

Слова для справки: приказы, воеводы, губные старосты, Земский собор, Боярская дума, царь.

Задание 4.

Откройте учебник на странице 50, прочитайте от слов первого абзаца «На протяжении всего царствования …» до пункта «Боярская дума», заполните пропуски в таблице.

Орган центрального управления

Функции

Изменения

Земский собор

Сословно-представительный орган







Задание 5.

Прочитайте пункт «Боярская дума» (с. 50 – 51), заполните пропуски в таблице.

Орган центрального управления

Функции

Изменения

Боярская дума

Совещательные при царе








Задание 6.

Прочитайте пункт «Приказы» на странице 51, заполните таблицу.

Название приказа

Чем ведал?


Вопросами внешней политики, освобождения пленных за выкуп.


Распределением дворян и бояр на царскую службу.


Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин.


Рассмотрением прошений и жалоб царских подданных.


Контролем деятельности всех государственных учреждений и хозяйством царской семьи.


Закрепление

Тест «Государственное устройство России при первых Романовых»

1. Что стало причиной создания «ближней» («малой») думы в XVII веке?

1. Учреждение опричнины.

2. Принятие нового Судебника.

3. Увеличение численности Боярской думы.

4. Увеличение числа представителей низших слоев населения в центральных органах власти.

2. Прекращение созывов Земских соборов во второй половине XVII века свидетельствовало об усилении роли:

1. Боярской думы 2. Царя 3. Приказов 4. Местной власти

3. Продолжите логический ряд и укажите недостающую дату.

1. «Русская Правда» – XI век.

2. Судебник Ивана III – 1497 год.

3. Соборное уложение – ________ год.

4. Как называлось правительственное учреждение в России XVII в., учрежденное для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам

1. «Изба» 2. Министерство 3. Коллегия 4.Приказ тайных дел

5. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к названиям органов государственной власти в России в XVII веке.

Приказы, министерства, Боярская дума, Земский собор.

Найдите и укажите понятие, выпадающее из общего ряда.

Ответы:

1. –

2. –

3. –

4. –

5. –




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!