Конспект урока по истории в 7 классе по теме
«Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при первых Романовых.».
Цели: закрепить знание учащихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы XVIIв.; проверить знания учащихся и степень усвоения изученного материала.
-развивающая: способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, исторической карты, видеоряда;
-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
«Наш сегодняшний уроки посвящен России 17 века. Задача урока - закрепить знание важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий;».
План урока:
1. Даты.
Учащиеся по очереди выбирают дату и говорят событие истории нашей страны, с котором связаны эти даты.
Вопросы:
1613 г. –
1654 г. –
1662 г -
1667 – 1671 гг. –
1598 – 1613 гг. –
1649 г. –
1648 г-
1645- 1676 гг-
1653-1655г-
Ответы:
1613 г. – Начало правления династии Романовых (Михаила Фёдоровича Романова).
1654 г. – Переяславская рада, воссоединение Украины с Россией.
1662 г- Медный бунт
1667 – 1671 гг. – Восстание под руководством Степана Тимофеевича Разина.
1598 – 1613 гг. – Смутное время в России.
1649 г. – Земский собор принял свод законов – Соборное уложение.
1648 г- Соляной бунт
1645-1676 гг- правление Алексея Михайловича Романова
1653-1655г- церковная реформа
Портреты – каждой команде предлагается дидактический материал(описание исторической личности, по которому учащиеся должны назвать исторического деятеля, а затем показывается портрет исторического деятеля XVII.в
1-й (Михаил Федорович Романов)
– Отличался мягким характером, добротой и робостью. В 20 лет он испытал личное потрясение, когда он выбрал себе невесту, а матушка не позволила на ней жениться.
- вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй первым завел в России оранжерею.
- занимался делам сам только в последние 10 лет своей жизни, так как сначала главную роль играла его мать, а затем , по возвращении из плена ,его отец, патриарх Филарет.
- стал родоначальником царской династии Романовых по решению Земского собора.
2-й – (Степан Разин)
-Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года.
-его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных походах и вести переговоры по важным делам.
-о нем много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нем неуважительно
-закончил свою жизнь на плахе- был казнен на Красной площади в Москве;
- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.
3-й ( Патриарх Никон)
- родился в 1605 г в семье мордовского крестьянина в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода, с детских лет любил слушать библейские рассказы.
-в 19 лет стал сельским священником, а в 30 лет – монахом Соловецкого монастыря;
-В 1646 году отправился в Москву к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатлениеи был назначен архимандритом Новоспасского монастыря и член.
- в 1653 -1655 г под его руководством в России была проведена церковная реформа.
Кроссворды- 1 участник от команды решает как можно больше вопросов кроссворда.
« Путешествие в древнюю Москву».
| | | | | 1. | | О | | | | | | |
| | | | | | 2. | П | | | | | | |
| | | | | 3. | | О | | | | | | |
| | | | | 4. | | Л | | | | | | |
| | | 5. | | | | Ч | | | | | | |
| | | | | 6. | | Е | | | | | | |
| | | | 7. | | | Н | | | | | | |
8 | | | | | | | | И | | | | | | |
| | | | 9. | | | Е | | | | | | |
В каком городе стоит памятник, на котором есть такая надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия, в лето 1818 года.»?
Кто хозяйничал в Москве в начале 17 века?
Какой город заняли шведы в начале 17 века?
Место, где проходили собрания новгородцев.
Что должно было защищать народное ополчение?
Что стали собирать новгородцы для создания народного ополчения?
Кто занимался хозяйством ополчения и его казной?
Верховным воеводой пригласили князя . . . .
Войска Пожарского штурмом взяли Китай-город, а затем сдался и гарнизон . . . .
(Ответы: 1. Москва,2. Поляки, 3. Новгород, 4. Площадь, 5. Отечество, 6. Деньги, 7. Минин, 8. Пожарский, 9. Кремль)
Картины (учитель демонстрирует репродукцию картин, учащиеся называют событие, которому посвящена эта картина)- работа с презентацией. Каждой команде можно задать 1 вопрос, при наличии времени – 2.
Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»
ЛИССНЕР Эрнст - Изгнание поляков из Кремля
А. Кившенко "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство»
А.Д.Кившенко . Патриарх Никон исправляет богослужебные книги.1880 г
Картина "Сожжение протопопа Аввакума", написана Г. Мясоедовым.
Суриков Василий Иванович «Степан Разин».
Тематические понятия - учитель раздает листок с перепутанными определениями- 1 участник команды должен правильно собрать его и назвать определение.
Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике (мануфактура).
Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (самодержание).
Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит никем и ничем не ограниченная власть (абсолютизм).
Обращение государством церковной земельной собственности в светскую (секуляризация).
Блиц-опрос- конкурс капитанов.
Учащимся предлагается вспомнить людей с именами которых связаны события нашей страны XVII века.
Вопросы:
…………К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.
…………Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.
………. Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.
…………Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.
…………Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.
…………Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.
……..Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.
………….Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.
………….Этот царь получил прозвище “Тишайший”.
…….. – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.
………….Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.
………….Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.
…………Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.
……… Обязательные платежи жителей страны в казну государства
…….. Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.
Ответы:
Борис Годунов – К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.
Дмитрий Иванович – Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.
Славяно-греко-латинская академия – Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников.
Григорий Отрепьев – Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.
Болотников Иван Исаевич – Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг.
Лжедмитрий II – Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.
Скоморохи – Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.
Пожарский Дмитрий Михайлович – Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.
Романов Алексей Михайлович – Этот царь получил прозвище “Тишайший”.
“Орёл” – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.
Патриарх Никон – Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.
Богдан Хмельницкий – Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.
Разин Степан Тимофеевич – Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.
Налоги – Обязательные платежи жителей страны в казну государства.
Иван Сусанин – Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.
Подведение итогов.
Домашнее задание: подготовить сообщение о детстве Петре 1, о Великом посольстве, о регентстве царевны Софьи ( на выбор)
Рабочий лист
Тема урока: «…………………………………………………………………………………………………»
План урока:
1. Правление нового царя.
2. Изменение в системе центрального управления:
а)Земский собор
б)Боярская дума
в)Приказы.
3. Соборное Уложение – новый свод законов.
Задание 1.
Соотнесите понятие и определение.
ПОНЯТИЕ
А) Абсолютная монархия
Б) Сословно-представительная монархия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. Разновидность монархической формы правления, при которой в управлении государством и составлении законов принимают участие представители сословий.
2. Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках правителя-монарха.
Задание 2.
Сгруппируйте пристрастия царя. Запишите в таблицу цифры с подходящими номерами.
1. Царь был очень набожным. 2. Привечал богомольцев. 3. Раздавал должности родственникам. 4. Приглашал иноземных врачей и мастеров. 5. Приказал печатать переводные европейские книги. 6. Царь вел размеренный образ жизни. 7. Носил традиционную одежду. 8. Впервые в России во время правления Алексея Михайловича появляется театр. 9. Жена и дочери царя с удовольствием посещали спектакли. 10. Оружие для армии закупал за границей.
Отеческая старина | Европейские новшества |
| |
Задание 3.
Заполните пропуски в схеме, используя слова для справки.
Схема «Управление Русским государством в конце XVI века»
Слова для справки: приказы, воеводы, губные старосты, Земский собор, Боярская дума, царь.
Задание 4.
Откройте учебник на странице 50, прочитайте от слов первого абзаца «На протяжении всего царствования …» до пункта «Боярская дума», заполните пропуски в таблице.
Орган центрального управления | Функции | Изменения |
Земский собор | Сословно-представительный орган | |
Задание 5.
Прочитайте пункт «Боярская дума» (с. 50 – 51), заполните пропуски в таблице.
Орган центрального управления | Функции | Изменения |
Боярская дума | Совещательные при царе | |
Задание 6.
Прочитайте пункт «Приказы» на странице 51, заполните таблицу.
Название приказа | Чем ведал? |
| Вопросами внешней политики, освобождения пленных за выкуп. |
| Распределением дворян и бояр на царскую службу. |
| Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин. |
| Рассмотрением прошений и жалоб царских подданных. |
| Контролем деятельности всех государственных учреждений и хозяйством царской семьи. |
Закрепление
Тест «Государственное устройство России при первых Романовых»
1. Что стало причиной создания «ближней» («малой») думы в XVII веке?
1. Учреждение опричнины.
2. Принятие нового Судебника.
3. Увеличение численности Боярской думы.
4. Увеличение числа представителей низших слоев населения в центральных органах власти.
2. Прекращение созывов Земских соборов во второй половине XVII века свидетельствовало об усилении роли:
1. Боярской думы 2. Царя 3. Приказов 4. Местной власти
3. Продолжите логический ряд и укажите недостающую дату.
1. «Русская Правда» – XI век.
2. Судебник Ивана III – 1497 год.
3. Соборное уложение – ________ год.
4. Как называлось правительственное учреждение в России XVII в., учрежденное для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам
1. «Изба» 2. Министерство 3. Коллегия 4.Приказ тайных дел
5. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к названиям органов государственной власти в России в XVII веке.
Приказы, министерства, Боярская дума, Земский собор.
Найдите и укажите понятие, выпадающее из общего ряда.
Ответы:
1. –
2. –
3. –
4. –
5. –