СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 7 -ом классе по теме: "Территория, население и хозяйство в начале 16 в".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 7 -ом классе по теме: "Территория, население и хозяйство в начале 16 в".»

Конспект урока истории в 7 классе по теме: «Территория, население и хозяйство России в начале 16 века».

Цели

Предметные УУД

Научатся определять термины: мелкотоварное производство, таможенные пошлины

Получат возможность научиться: давать общую характеристику экономического развития России, характеризовать особенности развития экономики в данный период

Метопредметные УУД

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные УУД

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверяет готовность к уроку
II. Актуализация знаний.

Ребята мы начинам изучать с вами историю России . Вспомните деятельность какого царя мы изучали в гонце 6 класса.

А кто вспомнит, чем он нам запомнился?

III. Постановка учебной задачи

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Вспомните, какую территорию занимало Московское княжество в середине 15 века?

Перечислите основные слои населения Московского княжества в 15 веке и их занятия?


1.Земледелие, крестьянство

В XVI веке Российское государство значительно расшири­ло свои рубежи. Были освоены новые земли. В начале XVI века населе­ние России составляло около 6 миллионов человек.

Как и в прежние времена, главным занятием россиян оставалось па­шенное земледелие. Ранее на просторах северо-восточной и северной Руси господствовала подсечно-огневая система.

?-вспомним? что собой представляла подсечно-огневая система?

На смену ей пришло пашенное земледелие, которое на Руси называли трехполье.

?-давайте вспомним, что собой представляло трехполье ?

?-что такое яровые культуры(c 21 словарь)

?-озимые культуры(c 21словарь)

? Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами

?-Подумайте, что означает понятие «зона рискованного земледелия».

?-почему крестьяне в Росси занимались земледелием больше, чем скотоводством

?- как жили крестьяне, что такое крестьянская община

(с 15 последний абзац п.1) Дополнительно с 20


2.Казачество

?-кто такие казаки (определение с 15)

В XVI веке, в связи с наступлением на личные права крестьян, продолжала увеличиваться численность казачества. Возникали общины волж­ских, донских, терских и яицких вольных казаков, состоявшие главным образом из беглых крестьян. Ос­нову хозяйственной жизни казачества составляли промыслы — охота, рыболовство, бортничество, а также скотоводство. Важнейшим источником суще­ствования была также военная добыча. В то же вре­мя казаки охотно принимали и «жалованье» деньга­ми, хлебом и боеприпасами от государства, заинтере­сованного в охране своих рубежей от набегов крым­ских и казанских татар.

Все казаки считались свободными и равноправны­ми. В общинах существовало самоуправление. Наибо­лее важные дела обсуждались на «кругу» (казачьем сходе). Во главе общин стояли выборные атаманы и старшины.

В первой половине XVI века казацкие поселения, расположенные на лесистых островах в низовьях Днепра, за его порогами, объединились в своеобраз­ную казацкую республику — Запорожскую Сечь. - показать на карте

3)Города и горожане

В начале XVI века на огромных просторах Российского государства было разбросано около 130 городов и городков.  С конца XV века наблюдался быстрый рост числа горожан, а города переживали свой расцвет. Но доля городского населения была невелика. Россия значительно уступала по этому показателю развитым странам Западной и Центральной Европы.

С формированием единого государства изменилось значение русских городов. Многие города уже не были столицами независимых княжеств, но при этом усиливалось их значение как центров ремесла и торговли.

? Крупными торговыми городами были ?( Псков, Архангельск, Холмогоры, Ярославль, Костро­ма, Тверь, Серпухов, Тула, Смоленск, Нижний Новго­род и др)

Значительную роль в жизни страны продол­жал играть Новгород, но все больше и больше возрас­тало политическое и хозяйственное значение Москвы. Иностранцы сравнивали русскую столицу с крупней­шими городами Западной Европы. Современники счи­тали, что в Москве проживало примерно 100 тысяч че­ловек, тогда как в Новгороде — всего 25-30 тысяч.

Основную часть городского населения составляли ремесленники, которые платили налоги и несли раз­личные повинности в пользу государства — так назы­ваемые «черные» горожане, а также купцы. В горо­дах размещались и княжеские наместники. Они воз­главляли   городское   управление,   судили   «черных»

горожан, следили за крепостными сооружениями, правильным сбором торговых пошлин. В городских усадьбах проживали бояре, а также различные кате­гории служилых людей.

4)Ремесло.

? какие ремесла были наиболее распространены в русских городах (самостоятельная работа с учебником с 17)

5-6)Городское самоуправление и купеческие организации. Торговля.

(самостоятельная работа с учебником с 17-18)


?-Кого на Руси называли гостями (купцов)

7) Денежная реформа

Рост торговых связей между раз­личными территориями страны, а также расширение внешней торговли настоятельно требовали изменений в области денежного обращения.

До конца XV — начала XVI века на Руси сущест­вовала система с двумя основными денежными еди­ницами: новгородским и московским рублем. Рост товарооборота требовал все больше денег, но в стране был очень мал запас драгоценных металлов. В горо­дах появилось большое количество фальшивомонет­чиков. И хотя виновных жестоко преследовали, отру­бали им руки, лили олово в горло, ничего не помога­ло. В 1535—1538 годах все старые монеты были за­прещены. Вводилась единая для всей России денеж­ная единица — московский рубль. Появилась также монета, равная одной сотой рубля, с изображением всадника с копьем, получившая название копейки. В 1534 году в Москве был основан первый в России казенный Монетный двор, где изготавливались моне­ты для всей страны.

IV Закрепление

Задание 3


V Д\з пар 2 , термины, даты






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!