СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 8 классе по теме "Правление Елизаветы Петровны: социальная политика, развитие культуры и образования ".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 8 классе по теме "Правление Елизаветы Петровны: социальная политика, развитие культуры и образования ".»

8 класс. Правление Елизаветы Петровны: социальная политика, развитие культуры и образования

Задачи урока:

  • образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;

  • воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

  • развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

III. Усвоение новых знаний

Воцарение дочери Петра Елизаветы. 2. Дела государственные

Елизавета Петровна родилась в 1709 г. Красивая, весе­лая, влюбчивая («в обращении ее много ума и приятно­сти»), она была грамотна, в совершенстве владела фран­цузским и немецким языками, понимала итальянский, шведский, финский, а танцевала лучше всех в Санкт-Пе­тербурге. У нее сложились хорошие отношения с племян­ником — Петром II. Попытки придворных выдать Елиза­вету замуж и удалить от двора не увенчались успехом. После неожиданной смерти Петра II в 1730 г. Елизавета по завещанию Екатерины I должна была наследовать престол, но Верховный тайный совет признал ее неза­коннорожденной и пригласил Анну Иоанновну.

В свою очередь, Елизавета Петровна при поддержке ряда дипломатов и гвардейцев в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. совершила государственный переворот. В своем Манифесте она указала, что вступила на престол «по за­конному праву». Английский дипломат М. Виш писал о новой императрице: «Провидение ее достаточно одари­ло всеми качествами и всеми талантами... но ее любовь к удовольствиям портит все». Увеселительные поездки, балы, маскарады, бесконечные наряды (оставила после себя более 15 тысяч платьев, «частью один раз надеван­ных, частью совсем не ношенных, 2 сундука шелковых чулок»), фавориты, главными из которых были А. Е. Разу­мовский и И. И. Шувалов, и неспешное течение госу­дарственных дел создали ей соответствующую репута­цию.

По мнению Н. М. Карамзина, при Елизавете «Россия пришла в себя











Внутренняя политика. Социальная политика

Учащимся следует поработать с учебником и от­ветить на вопросы. Обобщая их ответы, учитель предлага­ет учащимся ознакомиться с документами.

  • Изменение некоторых структур госу­дарственного управления:

  • ликвидация Кабинета министров и вос­становление роли Сената как высшего орга­на исполнительной и судебной власти;

  • создание личной императорской Канце­лярии.

  • Замена смертной казни каторгой, нака­занием кнутом, клеймением, пожизненным заковыванием в кандалы.

  • Упорядочение системы налогообложе­ния (1744-1747 гг. — проведение переписи податного населения).

  • 1753 г. — учреждение первых в России государственных заёмных банков — Дво­рянского и Купеческого.

1754 г. — отмена внутренних таможен­ных пошлин.

— 1754 г. — начало Генерального межевания помещичьих владений.

— Усиление крепостничества:

• 1742 г. — запрет крепостным крестьянам по собственной воле поступать на военную службу;

• 1747 г. — разрешение дворянам продавать своих крестьян в рекруты;

• 1760 г. — предоставление права помещикам ссылать неугодных крестьян в Сибирь.

Русско-шведская война (1741-1743 гг.)— Абоский договор (1743 г.): сохранение Россией своих позиций на Балтике, подтверждение условий Ништадтского мира.

Участие России в Семилетней войне (1756—1763 гг.) (крупнейшие сражения:

1757 г. — у деревни Гросс-Егерсдорф,

1758 г. — у Цорндорфа, 1759 г. — при деревне Кунерсдорф, 1760 г. — русские войска вошли в Берлин, 1761 г. — взятие русскими крепости Кольберг) —» присоединение к России Восточной Пруссии (г. Кёнигсберг и окрестности).

— Продолжение процесса присоединения Казахстана к России:

• 1740-1743 гг. — добровольное вхождение Среднего жуза





IV. Закрепление, формирование умений и навыков Какие меры, предпринятые Елизаветой Петровной для развития государства, позволили считать императрицу продолжательницей дела ее отца?

Домашнее задание: § 10-11, вопросы и задания. Допол­нительное задание: по желанию учащиеся могут подгото­вить проект на тему: «М. В. Ломоносов — ученый-энцик­лопедист».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!