Конспект урока истории в 9 классе Дата:06.02.2024 Учитель:Васильева Т.Н.
Тема урока: Япония и Китай в 19 в.- начале 20 в.
Цель урока: выявление особенностей развития стран Востока в XIX в –нач.20в.:Японии и Китая.
Задачи:
1) целостное восприятие мира, развитие субъективного опыта личности ученика путем включения его в различные виды деятельности;
2) формирование компетентности в сфере навыков самостоятельной работы с различными источниками, обобщения материала в виде структурно-логической схемы;
3) уяснить причины и истоки быстрых изменений, происходивших в странах Востока в Новое время, выяснить общее и особенное в развитии страны.
Предметные:
Научатся: Объяснять своеобразие уклада Японии; устанавливать причины неспособности противостоять натиску западной цивилизации; раскрывать смысл реформ Мэйдзи и их последствия для общества; сравнивать способы и результаты «открытия» Китая и Японии европейцами на конкретных примерах; рассказывать о попытках модернизации и причинах их неудач.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы использования задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы обучения, приемы и формы организации учебной деятельности:
Проблемный или частично поисковый метод, технология критического мышления
Приемы:
- сюжетный повествовательный рассказ; эвристическая беседа; «Данетка»
Формы организации учебной деятельности:
- работа в группах.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Мотивационно-целевой этап.
2.1.Работа по вопросам учителя.
В XIX веке Восток стал добычей Запада.
- Каковы были последствия колониальных захватов и территориального раздела мира для колоний и для стран-метрополий? (Ответы детей)
Учитель: В XIX веке Запад не только грабил колонии, но и внедрялся во все сферы жизни общества. Развитие капиталистического хозяйства, втягивание в мировой рынок
-Называю столицу, а вы страну: Токио, Пекин (Япония, Китай)
2.2.Метод «Слова –ассоциации»
Соотнесите, с чем у вас ассициируются изучаемые страны).
Япония вступила в XIX век, будучи отсталой феодальной окраиной, не освоенной европейцами. Как и другие страны Азии, она стала объектом экспансии западных государств. Заканчивался же для Японии XIX век стремительным выходом в число великих держав.
2.3.Формулируют тему урока, цели
Сформулируйте тему урока. На какой главный вопрос мы должны будем ответить?
Проблемный вопрос
-Почему Япония оказалась одной из немногих стран Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада?
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие и в пространстве и во времени. При помощи карты-вкладыша, учебника, слайдов нашего компьютера, мы переносимся в Китай, Японию периода 19 в.-начала 20 в
2.4.Постановка учебной задачи.
Образование 2 групп, выбор спикера группы и распределение стран, которые они будут представлять.
3.Работа по теме урока (15 мин)
3.1.Работа с материалами учебника – параграф 15 стр.140-145, картами-вкладышами учебника,
1группа:Япония (1-5 вопросы Плана)
2 группа: Китай (6-12 вопросы Плана)
Работу предоставить в виде кластера, схемы-конспекта
3.2.Представление работы. (спикер группы, остальные дополняют)
4.Закрепление материала
4.1.Эвристическая беседа:
1)Какие государства наиболее активно проводили колониальную политику? С чем это связано?
2)какими методами действовали государства, проводя колониальную политику?
3)Какие перспективы в конце XIX в. имели азиатские страны?
4.2. Игра « крестики –нолики» (Используется прием «Данетка» ( Да-х, нет-0)
В XIX веке произошло насильственное «открытие» Японии. (да)
Император Японии провел много реформ, способствующих модернизации страны. (да)
Движение тайпинов выступало против вторжения европейцев в Китай. (Да)
Восстание ихэтуаней было направлено против Индии. ( Нет)
США предложили доктрину «открытых дверей», т.е. равного экономического доступа держав ко всей территории Китая.(Да)
Восстание «боксёров» поддержали англичане и Китай стал независимым государством ( нет)
После реформ Мейдзи Япония не проводила захватнические войны (нет)
В 1904-1905 году проходила Русско-японская война, в которой одержала победу Япония. (да)
Единственным государством, вставшим на путь успешной модернизации, являлась Япония. (да)
1.х | 2.х | 3.х |
4.0 | 5.х | 6.0 |
7.0 | 8.х | 9.х |
5.Итог урока. Ответ на проблемный вопрос
-Почему Япония оказалась одной из немногих стран Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада? Предполагаемый ответ: В результате ускоренной модернизации и реформ были разрушены устои традиционного общества. Японцы использовали передовой европейский опыт, технику и технологии и приспособили их к национальным традициям. Поэтому реформы не вызывали протеста в Японии.
6.Рефлексия: составить синквейн: 1 вариант -Китай, 2 вариант-Япония
7.Инструктаж по домашнему заданию: пар.15 стр.140-145;
* Как вы думаете, почему на жетоне каждой страны изображён тот или иной предмет:
Китай – панда? Индия – корова? Япония – самурай?
ЯПОНИЯ
Реставрация Мэйдзи (Революция Мэйдзи) — комплекс политических, военных и социально экономических реформ в Японии 1868—1889 годов, превративший отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира.
Мейдзи – буржуазная революция 1867-1868 гг. в Японии; реставрация монархии и уничтожение сёгуната.
Реформ Мэйдзи :
Административная реформа уничтожила власть князей, ликвидировала раздробленность страны, страна разделена на губернии и префектуры. Вов главе с назначаемыми правительством чиновниками
Сословная реформа - отменено многовековое деление общества на четыре сословия: самураев, крестьян, ремесленников и купцов
Военная реформа 1872 г. вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Новая армия создавалась по европейскому образцу и приобрела высокую боеспособность.
Реформа в области государственного управления 1889 г. вводила в стране Конституцию (конституционная монврхия, двухпалатный парламент)
Школьная реформа в 1872 г. вводила единую систему всеобщего и обязательного образования по европейскому типу
В 1869 г. столицей Японии стал город Токио.
Финансовая реформа ввела единую денежную единицу-иену.
Военная – введена всеобщая воинская повинность
Аграрная реформа – установление частной собственности на землю, развитие капитализма
Интересное:
( Китай – великая китайская стена, Построили более 2000 лет назад для защиты от захватчиков. Чтобы пройти по ней понадобится не менее 6 месяцев.
На строительстве стены трудились сотни тысяч крестьян. Многие умирали от непосильного труда, истощения, болезней. Умерших замуровывали в стену. Стена протянулась на 3500 км, её высота-9 м, 25 000 сторожевых башен были расположены через равные интервалы.
К сожалению, в современное время Великая Китайская стена исчезает. Резкое ухудшение экологической обстановки, возникновение песчаных бурь ведут к разрушению Великой Китайской стены.
(Япония - святилище Синто. В нём японцы совершают .религиозные обряды.)