СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. История 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. История 5 класс»

ТЕМА УРОКА:   Греки и критяне.

ТИП УРОКА:  Урок введения нового знания.

        

ЗАДАЧИ УРОКА:

Личностные: формирование  коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории  как к науке.

Предметные: познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории, объяснять и конкретизировать примерами смысл новых терминов и понятий

Метапредметные:

  • регулятивные: формулировать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.

  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.

  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.



ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на рабочий лад.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся.

-Изучая страны Древнего мира,  мы с вами познакомились с историей многих государств, ранее существовавших.

Но сегодня на уроке мы познакомимся с первой европейской страной, существующей и сегодня, с цивилизацией, которая дала человечеству, очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись и науку; Олимпийские игры и многие виды спорта. Со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

О какой стране идет речь? (Древняя Греция)

Итак, наша тема урока « Греки и критяне» (запись в тетрадь)


- С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны? Давайте составим план урока, и в помощь нам наш параграф. Быстренько глазками пробегаем пункты параграфа, которые и послужат этапами изучения сегодняшней нашей темы (запись на доске)

План:

1.Географическое положение.

2.Миф о Тесее и Минотавре.

3.На Древнем Крите.

4. Гибель Критского царства.


III. Актуализация знаний.

- Вспомните, что такое карта? ответы учащихся

IV. Первичное усвоение новых знаний.


- Итак, давайте поближе познакомимся с Древней Грецией.


- Как вы думаете, с чем нам сейчас предстоит работать для ответа на первый вопрос плана урока?


Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с природными усло­виями Древней Греции.


Внимательно изучите карту и ее легенду.

- Древняя Греция занимает юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье западной Малой Азии.

Условно Древняя Греция делилась на три части. Посмотрите внимательно на карту и назовите их. ( Северная Греция, Средняя Греция, Южная Греция).

- В Южной  и Средней Греции выделялись области. Каким условным значком они

обозначены? (красной линией)

 - Назовите эти области (Средняя Греция - Беотия, Аттика; Южная Греция -

Мессения, Лакония). ( показать на карте)

-Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите некоторые из

них (Розовой  точкой- Афины, Спарта, Тиринф и т.д.). Почти все крупные города стоят

у моря.

- Назовите: моря, омывающие Грецию; крупнейший остров, расположенный рядом с

Грецией. (Ионические, Средиземное, Эгейское моря; о. Крит.)

1) Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. В жизни древних греков, море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Ещё будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. В древности греки плавали вдоль берегов, избегая выходить в открытое море. На это были причины: во-первых, штормы и бури были опасны для деревянных судов; во-вторых, без компаса, который был известен только китайцам, легко было заблудиться; в – третьих, постоянно нужно было пополнять запасы воды и продовольствия.

- Смотрим, а в чем еще отличие древневосточных государств, которые мы с вами уже изучили и греческих? Ваше мнение? Рассмотрите карту. (предположения учащихся).

2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Горные хребты пересекают страну вдоль и поперёк. Самая высокая гора – Олимп.

Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Это медная, железная, серебряная руды, большие запасы хорошей глины, разнообразные породы камня.

Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.

3) Третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются и клокочут. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40 ˚ (в тени), когда выгорает трава склоны гор приобретают желтоватый оттенок.

- Как природа влияла на занятия населения?

- Так какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: природа Греции иная, нежели природа стран древнего Востока. Греция – страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды. Морская торговля. Из-за скудности почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней.

V. Первичная проверка понимания. 

 Самостоятельная работа в рабочей тетради, стр. 4-5, выполнить №4. Учащиеся работают с рабочими тетрадями и картой, выборочная проверка.

- Молодцы, ребята, все справились.

- Продолжаем курс на Балканский полуостров!

- На одном из самых крупных островов возникло во II тысячелетии до н.э. самое древнее из известных нам государств, существовавших на территории Греции. Где оно было расположено? (о. Крит). Этот гористый остров был богат пастбищами и виноградниками. Цари Крита обладали сильнейшим флотом и владычествовали на Эгейском море. Об отношениях между греками и критянами рассказывают древние сказания - мифы.

Миф - это фантастическое сказание о богах и героях. Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре, с которым мы сейчас с вами познакомимся!

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание: прочитать миф о Тесее и Минотавре, заполнить таблицу, которая находится на партах.

Вопросы:

Ответы:

1. Кто такой Минотавр?


2. Кто такой Эгей?


3. А как звали сына царя Эгея?


4. Какой подвиг совершил Тесей?


5. Что такое лабиринт?


6. Кто такой Минос?


7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?


8. К кому за помощью обратилась девушка?


Взаимопроверка в парах после выполнения.

Оценивание по итогам выполнения 3-х заданий:

- выполнено без ошибок «5»

- при наличии 1, 2 ошибки  «4»

- 3 и более – «3».

- Что сказочного в мифе о Тесее? (Чудовище Минотавр, имев­шее голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря.)

- Что могло соответствовать исторической действительности? (Наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», «дань». Существование городов, дворцов, ис­кусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей.)

Дети выдвигают свои гипотезы.  

Сообщение учащегося о том, как мы узнаем о жизни древних греков (на примере раскопок на о. Крит.)

- Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

Более ста лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъёмов  и спусков. Окон же было немного: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы – отверстия на крыше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшемся на Крите священным животным.

- Давайте с вами рассмотрим иллюстрации в нашем учебнике на стр. 119 «Игры с быком», и на стр.118 изображение «Световой колодец во дворце на Крите».

- представьте себе, как зрители наблюдали такие игры с быком, основываясь на иллюстрации! (ответы учащихся).

- Переходим к последнему вопросу нашего плана: Гибель Критского царства.


 В XV в. до н.э. на о. Крит произошла катастрофа. Предполагают, что случилось землетрясение, вызванное извержением вулкана на соседнем острове Фера. Чудовищной величины волны и тучи пепла обрушились на Крит. Постройки на нем были разрушены, население спасалось бегством. С этого времени начинается упадок минойской цивилизации.

VI. Первичное закрепление. (4 мин)

-  Давайте ознакомимся с результатами вашей работы.  Для этого откроем вновь наши рабочие тетради и выполним задания №1, 2, 3, вместе проговаривая. (Задания одновременно выводятся на экран проектора).

Рабочая тетрадь на печатной основе

1. Впишите недостающие слова.

Греция расположена в Европе, в южной части

_______________________ полуострова. На морях, омывающих Грецию много островов, самый большой из них ____________ .

Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: _______________________________________________ .

2. Зачеркни неправильный ответ:

Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство.

3. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

1.М_ _ _ с – царь Крита      3. А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.

2.Э __ _ й – царь Афин.      4.  М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.

VII. Рефлексия. (4 мин)

Ребята, а давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились. Предлагаю вам начать краткий пересказ с предложения «Древняя Греция.» (слушаем ответы учащихся)

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Базовый: §24, пересказ, р.т. стр. 6 № 6.  

Повышенный: Объяснить значение выражения «Нить Ариадны».

Творческий: Рисунок к мифу о Тесее и Минотавре.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Давайте подведем итог урока:

  1. Что мы выяснили с вами сегодня на уроке?

  2. Что вам больше всего понравилось на уроке? Что вызвало наибольшие трудности?

  3. Выставление и комментирование оценок за урок.

X. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы

-Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 3 секунд
Комплекты для работы учителя