СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока История моего народа в музыке.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной разработке повторяются типы русской народной музыки,опираясь на зрительный ряд.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока История моего народа в музыке.»

М униципальное общеобразовательное учреждение

«Ряжская средняя школа №2»









План-конспект

урока музыки в 4 классе

по теме: «История моего народа в музыке»







Учитель: Толкачева Елена Алексеевна























2019 - 2020 уч. год



1. Тема урока: «История народа в музыке»

2. Дидактическая цель: Создать условия для формирования представления о разнообразии, сходстве и значимости типов музыки русского народа.

3. Тип урока: повторение и закрепление пройденного и изучение нового материала.

4. Планируемые результаты:

4.1. предметные - знать жанры народной музыки, народные инструменты; понимать значение терминов «этномузыка», «бас», «опера»;

- различать интонационное своеобразие музыкального фольклора;

-понимать значение фольклора как части общей культуры народа; выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре; понимать связь народной и профессиональной музыки;

-уметь выражать свое отношение к искусству, высказываться на музыкальную тему;

4.2 метапредметные:

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации, уметь выделять главную мысль при работе с презентацией;

Коммуникативные:

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

высказывать свое суждение в процессе решения ситуативной задачи.

Регулятивные:

Ставить, принимать и сохранять учебную задачу;

уметь выполнять интеллектуальную работу в команде, уметь контролировать и оценивать свои действия

4.3. личностные:

осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества;

уметь уважительно относиться к мнению одноклассников;

развивать эстетический вкус, художественное мышление, сопереживание.

5. Методы обучения: проблемное обучение, творческого мышления при работе с текстом песни, ассоциации.

6. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

7. Средства обучения: презентация, ПК, тексты, музыкальный материал: Русские народные песни: - «Вниз по матушке, по Волге», «Во поле береза стояла», «Солдатушки, бравы-ребятушки», «Светит месяц», «Иван Сусанин», «Эй, ухнем!», фрагмент «Арии Сусанина» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя».





Ход урока.

1. Оргмомент.

Приветствие учителя.

Ученики настраиваются на урок, проверяют готовность рабочего места.

2. Актуализация знаний и умений.

Организация познавательной деятельности учеников.

3. Целеполагание и введение в тему урока

-Ответьте на вопрос: зачем люди изучают историю? (знать своё прошлое, быть грамотным…) какое ключевое слово в вопросе?- История

-Кем мы являемся по отношению к стране? (жители, народ)

-Как можно изучать историю? (по книгам, фильмам, путешествуя, слушая музыку…) Сформулируйте из ключевых слов тему нашего урока. Итак,

тема нашего урока «История моего народа в музыке».

-Ребята, как вы думаете, что мы сегодня должны сделать? (вспомнить всё, что узнали о народной музыке, исполнить песни, что-то новое узнать)

-какая музыка называется народной? (музыка, которую сочинил народ)

-такая музыка ещё называется этнической или этномузыка («этнос» греч.- народ). Правда чаще этот термин относится к азиатской и африканской музыке.

-Почему имена создателей не дошли до наших времён? (очень часто это были неграмотные или малограмотные люди)

-как называют народных музыкантов? (самоучки)

Вспомнить любимые песни нам поможет зрительный ряд (ассоциации)


Слайд №1 (изображение реки Волга)

Посмотрите на слайд: какая музыка вам слышится? («Вниз по матушке, по Волге»)

-как называются такие песни? (лирические)

-по каким признакам можно узнать лирическую песню? (медленный темп, плавное звучание, минорный лад)

Исполняется куплет песни «Вниз по матушке, по Волге».


Слайд №2 (хоровод вокруг берёзки)

-Какую теперь слышите музыку? («Во поле берёза стояла»)

-как её отличить от лирической? (хороводные песни тоже певучие, темп- умеренный, но не медленный, под них хочется двигаться)

Исполняется песня «Во поле берёза стояла».


Слайд №3 (пляска)

-соответствует музыка изображению? Звучит фрагмент «Светит месяц» в медленном темпе и на легато (не соответствует)

-почему? Что я сделала неправильно? (медленный темп, легато вместо стокатто; плясовые песни – быстрые, весёлые, мажорные, остренькие)

Проведём физкульт минутку под плясовую песню «Светит месяц»

1 куплет- хлопки на сильную долю

2 куплет- пульсация музыки (хлопки 2х пальчиков об ладошку)

3куплет- приседания с поворотом корпуса вправо и влево с энергичными наклонами головы в ритме музыки.

4 куплет- движения ногами: носок-пятка, перебор ногами.

5 куплет- движения плечами вверх- вниз.

-какие инструменты исполнили музыку? (балалайка, гармонь)


Слайд №4 (идущие солдаты)

-какие ассоциации с этой картиной? (песня «Солдатушки, бравы ребятушки») -к какому типу она относится? (солдатские песни – признаки: чёткий маршевый ритм, громкая динамика, умеренный темп, бодрый настрой). Такие песни ещё называются «походными». Догадались почему? (их пели, шагая в поход).

Исполняется куплет «Солдатушки, бравы ребятушки» - запевают девочки, продолжают мальчики.


Слайд №5 (картина И.Е. Репина «Бурлаки»)

-какая песня слышится? (это трудовая песня «Эй, ухнем»)

-назначение, особенности? (помогали трудиться, организовывали движение)

-назвать исполнителя самой известной трудовой песни (Ф.И.Шаляпин) Звучит фрагмент песни.

-как называется голос певца? (бас - низкий голос)

-какие ещё голоса знаете? (баритон- средний голос, тенор- высокий голос, октавист- самый низкий голос) Игра- разминка – проводят ребята.


Слайд № 6 (исторические песни)

-кому посвящён следующий слайд? (Ивану Сусанину- герою, спасшему русский престол и землю от польских захватчиков)

-Как называются такие песни? (исторические)

-как назывались по- другому и былины, и исторические песни? (называли «Старинами», но потом этот термин остался за былинами.)

-когда появились былины? (1000 лет назад), а когда исторические песни? (в 14-15вв.)

-в чём разница между былинами и историческими песнями? (в былинах есть доля вымысла, в исторических – правда.)

-кто написал слова песни? (К.Рылеев)

Повторяем слова и исполняем песню «Сусанин».

-был ли повторён подвиг Сусанина? (да, в годы Великой Отечественной войны)

Подвиг Сусанина вдохновил и великого русского композитора М.И. Глинку: в 1836г. состоялась премьера оперы «Жизнь за царя», впоследствии переименованная в «Иван Сусанин».

Слайд №7 (портрет Глинки)

-что такое опера? (музыкальное произведение, в котором персонажи передают свои мысли и чувства пением).

Звучит фрагмент Арии Сусанина.

-как вы думаете, когда в опере звучит этот фрагмент? (перед смертью героя)

-как вы это поняли? (печальный характер, тоска...)

Это последняя ария (песня) Сусанина «Ты взойдёшь моя заря». Герой поёт её на рассвете, чувствуя приближение смерти…

Вернёмся к теме нашего урока «История моего народа в музыке» - как вы понимаете эти слова?

-что нового вы узнали? (ответы)



Рефлексия.

Какое настроение осталось от урока? Пропойте фразу песни, звучавшей на уроке, соответствующей вашему настроению.

Оцениваю ребят.



Литература: учебник Музыка 4 класс для общеобразовательных школ (ред. М.Румер, Е.Домрина, Н.Куликова), Спутник музыканта (словарь- справочник ред. А.Л.Островский), Музыкальная энциклопедия, интернет ресурсы, пластинки с народной и композиторской музыкой.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!