Тема: Культура России в 19 веке. Живопись, музыка
Интегрированный урок (музыка, ИЗО, история)
Тип урока
Урок-презентация нового материала с использованием ИКТ
Цели урока
сформировать у учащихся представление о российской культуре 19 века обратив внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения искусства
Задачи урока
Учить:
- Познакомить учащихся с творчеством композиторов и художником данного периода;
- Использовать материал по заданной теме;
- Подбирать материал по теме с использованием ИКТ,
- Представлять материал в виде презентаций.
Развивать:
- развивать навыки самостоятельной работы
- развивать умение работать с информацией;
- развивать воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать словарный запас.
Воспитывать:
- воспитывать интерес к отечественной культуре.
- воспитывать патриотизм.
- Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят / др. ученики в ходе урока научатся анализировать исторические события;
- сформируется познавательный интерес, способность рассуждать, выделять главное;
- в ходе урока воспитывается чуткое отношение к музыке и «звучащему» пространству,
- приобретается навык сбора информации, систематизации, обработки собранного материла;
- развивается память;
- расширяется словарный запас;
- Необходимое оборудование и материалы компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки;
- портреты русских композиторов и художников IX в.;
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
С помощью мультимедийного проектора на доску выводится слайд с темой (Слайд 1):
Ход и содержание урока
1. Вступительная беседа.
Тема нашего урока «Культура России 19 века». Культура многогранна. Что включает она в себя? (образование, наука, скульптура, живопись, музыка, архитектура, бут народа, литература….).
Мы сегодня будем говорить о живописи и музыке. Что такое культура? (ответы учащихся……).
Что мы уже знаем о культуре? (ответы учащихся…….).
Итак, культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определённой эпохой, определённым народом (Слайд 2).
Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (идеи, произведения литературы, живописи, музыки).
Определение цели урока: познакомимся с развитием российской культуры в 19 веке, выделим факторы, оказавшие влияние на неё, определим особенности российской живописи и музыки по сравнению с предыдущим периодом (слайд 3).
2. Изучение нового материала.
Условия формирования русской культуры.
- Какое направление было одним из ведущих в русской культуре первых десятилетий 19 века? (романтизм) (слайд 4).
- Что является отличительной чертой русского романтизма? (русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории, утверждению сильной раскрепощённой личности) (слайд 4).
Одним из ярких представителей романтизма в живописи был Алексей Гаврилович Венецианов (слайд 5). Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20 – х годов «На пашне. Весна» (слайд 6), «На жатве. Лето» (слайд 7) он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. (рассматриваем репродукции картин на экране) (слайд 6, 7).
- Какое ещё направление получает широкое развитие в 20 – 50 годы? (реализм) (слайд 8).
Реализм – направление в искусстве, ставящее своей целью наиболее полное отражение реальности в её наиболее типичных проявлениях (слайд 8). Стремление к реализму проявилось в работе Карла Павловича Брюллова (слайд 9) «Последний день Помпеи». Брюллов впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы (анализ картины на экране) (слайд 10).
- Что же происходит в мире музыки в это время?
В 1815 году Катарино Кавос, итальянец по происхождению, много сделавший для развития русского искусства, пишет оперу «Иван Сусанин», (рассказывающую о подвиге крестьянина села Домнино, близ Костромы, Ивана Осиповича Сусанина, совершённый в начале 1613 года. Москва была тогда уже освобождена от польских интервентов, но отряды захватчиков ещё бродили по русской земле. Что бы помешать полному освобождению страны, один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, жившего тогда неподалёку от Домнина. Но Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завёл захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.)
Эта ранняя опера страдала довольно примитивной драматургией, музыкальные эпизоды чередуются с разговорными диалогами, да и завершается опера благополучно – Иван Сусанин возвращается живым и здоровым домой. Такова была традиция – благодетель должна восторжествовать, несмотря на историческую правду.
- Кто далее развивает эту тему? (слайд 11)
В 1836 году в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», рассказывающая о тех же событиях что и опера Кавоса, но Глинка создаёт первую в истории мировой музыки героическую народную музыкальную драму, где вся музыка проникнута народными песенными оборотами. До Глинки в русской музыке «простой люд» был показан только в повседневной жизни и не представлялся героями важных исторических событий. В этой роли выступали князья, полководцы, сказочные богатыри. В опере Глинки Иван Сусанин не бытовой персонаж, а великий герой, спасающий всю страну и народ выступает как активное действующее лицо (слайд 12, 13, 14 (смена слайдов по времени)).
- Послушайте, как мощно звучит хор «Славься», прославляющий землю русскую и народ, победивший своих врагов, вслушайтесь в слова этого хора «Славься, славься ты Русь моя! Славься родная моя земля! Да будет во веки веков сильна любимая наша родная страна» (муз. файл 1_Славься)
- Как общество отнеслось к появлению этой оперы?
Выдающийся музыкальный критик Одоевский писал «С оперой М. И. Глинки является то, что давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период – период русской музыки». Петербургские аристократы не скрывали своей враждебности к Глинке, который сделал героем монументальной исторической оперы простого крестьянина и написал музыку народного склада, они называли эту музыку «кучерской», на что Глинка отвечал «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ» (слайд 15).
- Как же сложилась судьба оперы?
По первоначальному замыслу Глинка назвал оперу «Иван Сусанин», но Николай Первый хотел чтобы народно-патриотическая опера воспринималась как прославление самодержавия, поэтому она была переименована в «Жизнь за царя» и царь милостиво похвалил композитора. В период советской власти опера шла под названием «Иван Сусанин». С изменением политической обстановки в стране сейчас она идёт в театрах России как «Жизнь за царя». Так политическая общественная жизнь оказывает влияние и на культурную жизнь.
Итак, в первые десятилетия 19 века русская культура прошла чрезвычайно важный этап в своём развитии. Если вначале при всём своеобразии она продолжала сохранять несколько подражательный характер по отношению к культуре Западной Европы, то постепенно в разных сферах культурной жизни России всё ярче проявляется интерес к своей стране с её реальными проблемами, к своему народу с его неповторимыми, только ему присущими чертами, всё более настойчивыми становятся попытки разобраться во всех сложностях своего исторического развития. Иными словами, русская культура переживает процесс становления национального самосознания.
- Какие события способствовали пробуждению национального самосознания? (слайд 16) (Отечественная война 1812 года, заставившая европейское образованное общество по новому взглянуть на народ, увидеть не тёмную массу, а героя способного пожертвовать всем ради спасения Родины, далее восстание декабристов, споры между западниками и славянофилами о судьбах России, о перспективах её развития).
Представители культуры, художники, композиторы чутко реагировали на эти споры, откликались на них своими произведениями. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявивший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемены к лучшему.
Одним из крупнейших художников этого направления являлся Василий Григорьевич Перов (слайд 17). Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной жизни. В 1861 году Перов пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе» (слайд 18) (анализ картины на экране).
Особое впечатление производит картина, изображающая нелёгкую жизнь детей– «Тройка» (слайд 19) (анализ картины на экране).
Какие чувства вызывает картина? (сострадание, чувство жалости, желание чем-то помочь).
Нелёгкий, подневольный труд отражён и на картине Репина (слайд 20) «Бурлаки на Волге» (слайд 21) (анализ картины на экране)
И Перов, и Репин входили в содружество художников «Передвижники». Кто такие «Передвижники»? (ответы учащихся) (слайд 22, 23)
– Что же происходит в мире музыки?
В 1860 году в Петербурге создаётся содружество русских композиторов, получившее название Балакиревский кружок. В него вошли Милий Алексеевич Балакирев (глава кружка), Александр Бородин, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков (слайд 24).
- Посмотрите на портреты этих композиторов и посчитайте сколько было каждому в 1860 году: Балакиреву – 23, Бородину – 27, Кюи – 25, Мусоргскому – 21, Римскому-Корсакову – 16.
Это молодые люди. Балакирев учился в Казанском университете на математическом факультете. В 1855 году он встречается с Глинкой. Эта встреча изменила всю жизнь молодого человека. Он становится последователем и продолжателем дела Глинки. Бородин только что закончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и не был ещё известным ученым.
Кюи специалист в области фортификации. Мусоргский учился в школе гвардейских прапорщиков, был произведён в офицеры. Римский-Корсаков молодой выпускник Петербургского морского корпуса. Как видите все члены «Могучей кучки» молодые люди, не профессиональные музыканты, получившие домашнее музыкальное образование, как было принято во всех дворянских семьях того времени. Что же их всех объединяло?
Прежде всего идея народности и правды искусства, приверженность к родной русской культуре, её истории, традиции, фольклору.
(слайд 25)
- Обращаясь к историческим событиям, как и Глинка, Бородин пишет оперу «Князь Игорь», которая рассказывает о неудачном походе князя Игоря против половцев.
- Послушайте фрагмент симфонии Бородина и посмотрите картины Васнецова. Можно ли сказать, что и музыка и живопись дополняют друг друга? (слайд 26, 27, 28) (муз. фрагмент 2_bogotirskay)
- Приверженность идеям Глинки можно встретить и в творчестве Мусоргского.
Знаменитая опера «Хованщина» переносит нас в 17 век, время правления Петра Первого о восстании в 1682 стрельцов и солдат Москвы. Послушайте вступление к этой опере. Какое впечатлении складывается у вас, слушая эту музыку и рассматривая картины (слайд 29 - 33 (смена слайдов по времени)) (муз. фрагмент 3_rassvet)
(Слайд 34)
- Римский-Корсаков обращается в своём творчестве к сказочной и былинной тематике. Это оперы «Садко», «Снегурочка». Как моряк Николай Андреевич великолепно рисовал звуковые картины моря.
- Послушайте и посмотрите как перекликаются картины Айвазовского и музыка Римского-Корсакого (слайд 35 – 40 (смена слайдов по времени)) (муз. фрагмент 4_ okean more sinee)
Высказывания детей.
- Так же можно сказать и о картинах Левитана и музыки Чайковского (Слайд 41)
Слушая музыку и рассматривая картины, скажите, какое появляется настроение?
(Слайд 42 – 49 (смена слайдов по времени)) (муз. фрагмент 5_ osennia pesnia)
- Обратите внимание на картину Сурикова «Взятие снежного городка». Во что одеты люди (полушубки, валенки) (Сдлайд 50)
- Сравните валенки на картине и валенки на нашей первокласснице (входит девочка в русском костюме и в валенках) (Слайд 50) (муз. фрагмент 6_ valenki)
- Это валенки 21 века. Именно в 19 веке изделии народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. Эта традиция дошла и до наших дней, а народные песни приобретают новое звучание (звучит песня «Валенки»).
3. Итог. Итак, мы с вами проследили этапы развития культуры России в 19 веке, связь времени и пришли к выводу, что с окончанием века не останавливается развитие культуры. Новый век вбирает в себя всё лучшее и развивает её дальше. И мы представители 20 и 21 века с удовольствием рассматривали картины и слушали музыку прошлого столетия.
Проверка и оценивание ЗУН Проверка ЗУН проводится во время беседы, в процессе представления учащимися докладов, презентаций
Рефлексия деятельности на уроке
Учитель перед началом урока раскладывает на партах палитру цветов. В конце урока каждый ученик выбирает цвет, соответствующий его эмоциональному состоянию и поднимает, демонстрируя всему классу и учителю. Демонстрация показывает светлые тона, соответствующие положительным эмоциям.
Домашнее задание
Написать сообщение и презентацию (в программе Power Point) на тему «Литературные произведения IX века?», использованием интернет-ресурсов
Дополнительная необходимая информация Урок является повторительно-обобщающим по курсу «История России IX века», проводится в 8 классе.
При подготовке урока учителя истории и музыки предлагают ученикам выбрать направления своей работы – подготовка презентации, подготовка музыкального материала, подготовка текстовых сообщений. Класс разбивается на группы. С учителем музыки анализируется музыкальный материал, прослушанный на предыдущих уроках музыки и предложенный дополнительно, предлагается самим посмотреть в интернете музыкальный материал по 19 веку.
Учитель истории даёт задания по текстовому материалу, рекомендует дополнительную литературу, интернет.
Во вне урочное время учителя просматривает подготовленный материал, вместе с ребятами решают, что целесообразно или нет выносить на урок, что особенно интересно. На пример, просчитав возраст каждого композитора «Могучей кучки», все были очень удивлены, что на момент её образования все были молодыми людьми, ведь на традиционных портретах все они в возрасте, а так же не были профессиональными музыкантами. Этот момент было решено подчеркнуть особо.