СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Из чего состоит опера"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое опера? Из чего состоит опера.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Из чего состоит опера"»

Конспект урока музыки в 5 классе «Из чего состоит опера?»

Этапы урока

Название метода

Подробное описание

Инструкции учителя обучающимся

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

(приветствие, знакомство)


Метод «Музыкальное приветствие»







Метод «Мотиватор на успех»

- Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу, мотивация к учению.

- Необходимое оборудование: фортепиано.

- Технология проведения: Учитель и дети поочередно поют.



- Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу, мотивация на успех.

- Технология проведения: учитель показывает на экране позитивный мотиватор и мотивирует детей на успех.


Дети входят в класс под звучание классической музыки.

- Учитель поет: «Здравствуйте, ребята!»

- Ребята отвечают: «Здравствуйте, учитель!»

- Учитель поет: «Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень!»

- Ребята вторят: «Добрый день, добрый день, заниматься нам не лень!»


(Презентация. Слайд № 2)

Учитель: Для достижения великих целей нужна лишь Вера в себя! Ребята, вы верите, что у вас сегодня все отлично получится? (Да)

Тогда вперед, к успеху!

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в музыкальный театр. Думаю, каждый из вас знает, что в театре разыгрывают представления. В музыкальном театре главная роль принадлежит музыке. Какие спектакли можно в нём увидеть? Это опера, балет, оперетта, мюзикл. Сегодня мы отправимся в оперу.

Вхождение или погружение в тему

Метод «Восстанови информацию»

Предлагается сформулировать цель и тему урока, восстановив фрагменты текста, которые находятся в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке, чтобы получился связанный текст.

- Цель: выяснение образовательных целей учеников.

- Необходимые материалы: компьютерная презентация, листочки с информацией об опере (с предыдущего урока) и музыкальном материале (который будет звучать на данном уроке).

- Технология проведения: ребята формулируют свою цель и восстанавливают информацию, с которой знакомились на предыдущем уроке. Данная работа осуществляется по группам.

Учитель: А с какой целью мы туда отправимся и какова тема нашего сегодняшнего урока, вы определите сами.

Для этого на столе у вас разложены листочки с текстом. Вам необходимо сложить все кусочки воедино, чтобы получился связный текст. Это и будет цель и тема.

Работайте 1 минуту!

(Работают)

Итак, какова же цель и тема? Озвучьте её!

(ответы: цель - узнать, из чего состоит опера и какую роль в ней играют ария и инструментальные эпизоды. Тема урока «Из чего состоит опера?»)


(Презентация. Слайд № 3)


Формирование ожиданий обучающихся

Метод «Билет»

- Цель: выяснение ожиданий и опасений учащихся.

- Необходимые материалы: вырезанные из желтой бумаги билеты, разделенные пополам. Слева написано «Ожидания», справа - «Опасения».

- Предварительная подготовка: заготовка билетов (для всех ребят).

- Технология проведения: учитель вручает каждому ребенку входной билет в театр. Билет состоит из двух частей. На одной части учащиеся пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Затем ребята отрывают область контроля (опасения) и отдают учителю, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у ребят. Все участники прикрепляют свои ожидания на доску. После этого учитель обобщает полученный результат.

Учитель: Ребята, вы, конечно, знаете, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому я приготовила вам билеты, которые разложены на партах, вы видите их? Билеты состоят из двух частей: «Ожидания» и «Опасения». На одной части напишите свои ожидания (чего ожидаете от предстоящего урока-путешествия), а на другой - опасения (чего опасаетесь на предстоящем уроке-путешествии). Я жду вас 2 минуты.

(Работают)

Спасибо! Теперь оторвите ту часть, где написаны опасения, и отдайте её мне. А ту часть, где написаны ожидания, прикрепите на доску. Спасибо! Прочтем, чего же вы ожидаете от урока-путешествия в театр? (зачитывает).

Фаза 2 «Работа над темой»

Интер

активная лекция



Учитель: В путешествии в театр сопровождать нас будет мультипликационный персонаж - Чевостик.

Учитель: Внимание на экран.


Просмотр видеозаписи «Путешествие в театр»


Прора

ботка содержания темы



















































































































Метод «Мудрые совы»
























































































































- Цель: умение работать с информацией.

- Необходимые материалы: карточки с изображением Мудрой совы и определенным текстом, учебники «Искусство» Т.И. Науменко, В.В. Алеева, ручки.

- Предварительная подготовка: напечатать бланки с подробной технологией работы.

- Технология проведения: Участникам предлагается организоваться группами и выполнить задание в соответствии с пунктами.

  • Азы работы над текстом

Задание: Найдите в тексте учебника на стр.92-100 основные понятия (новые) и запишите их в алфавитном порядке.

  • Главная жизненная мудрость

Задание: Постарайтесь выразить главную мысль урока, опираясь на текст на стр. 101.

  • Что, не ждали?

Задание: Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной или новой.

  • Поучительный вывод

Задание: Можно ли из прочитанной информации сделать такие выводы, которые были бы значимы для вас в будущем?

Учитель: Чтобы запомнить то, о чем говорил нам Чевостик, попробуем разгадать кроссворд. (Презентация. Слайд № 4)

(разгадывают)

 Учитель: Подумайте, какие виды искусства объединяет опера?

(Ответы: опера объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец).

Учитель: Итак, что такое опера? (презентация. Слайд №5 )

Опера - самый богатый и сложный жанр музыки. Переводится слово «опера» с итальянского «труд», «сочинение». В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Теперь смело отправляемся в оперу! 

(презентация. Слайд №6 )

В фойе театра можно приобрести небольшую брошюру-программу. Она называется либретто, в переводе с итальянского означает «книжечка».

Либретто – это краткое изложение сюжета музыкального спектакля. В его основу может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение - роман, повесть, сказка, былина. Либреттист - человек, который сочиняет текст спектакля в стихах или прозе.

В опере много вокальных музыкальных номеров – сольные, ансамбли, хоры.

(презентация. Слайд №7 )

Инструментальную музыку исполняет симфонический оркестр.

Учитель: Сколько же людей участвуют в сочинении и исполнении оперы? Перечислите их по профессиям.

(Презентация. Слайды №8,9, )

Итак… Мысленно пройдём в зрительный зал, сядем в удобные бархатные кресла. Гаснут люстры, слышатся последние звуки настраивающихся инструментов. Занавес пока закрыт. Вышел дирижер, взмахнул палочкой, и зазвучала музыка…

Опера начинается с увертюры. Увертюра - это оркестровое вступление к музыкальному спектаклю. В переводе с французского «открывать». Она передает главную идею оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля. (презентация. Слайд №10 )

Сегодня мы познакомимся с шедеврами оперной классики! Это опера «Снегурочка» и опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. (презентация. Слайд № 11)

Снегурочка – один из самых пленительных и нежных персонажей мирового оперного искусства.

(презентация. Слайд № 12)

Она проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа в живую, страдающую девушку. Полученный от матери-Весны дар любви губит Снегурочку, она тает от беспощадных лучей солнца. Но одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой подлинного блаженства, когда её любовь, её живая душа достигают наивысшего расцвета. Эта двойственность состояния выражена и в ее словах – «люблю и таю».

Смотрим фрагмент оперы.


Просмотр видеозаписи «Сцена таяния Снегурочки»


Учитель: Какую роль в опере играет ария? Какова музыка арии по характеру, какой образ у Снегурочки? (Ответы детей)


Учитель: Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передает настроения и характеры действующих лиц.

Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.

Один из таких примеров – «Сеча при Керженце», фрагмент оперы Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

(презентация. Слайд № 13)

Слушаем музыку из оперы и смотрим фрагмент мультфильма.


Просмотр мультфильма «Сеча при Керженце»


Учитель: Что же мы слышим в музыке? Какие образы, какие характеры представлены? Подсказка есть в учебнике, можете найти.

В музыке отчётливо слышно, как сходятся две борющиеся силы, каждая из которых выражена своей музыкальной темой. В процессе развития, тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается вплоть до кульминации, когда становится ясным её трагический исход.

Спасибо, ребята! Молодцы! Наше путешествие в музыкальный театр подходит к концу.



Учитель: Ребята, на столах лежат карточки с изображением Мудрой совы. Сегодня вы станете такими же Мудрыми совами. Вам необходимо выполнить все задания, представленные в карточке. Работайте группами по два человека, времени дается 5 минут.

Учитель: Каковы же ваши ответы? Давайте озвучим их! (Дети отвечают по пунктам).



Давайте закрепим ваши знания, полученные сегодня на уроке, ответив на вопросы викторины «Из чего состоит опера?» (презентация. Слайд № 14)

Спасибо, ребята! Молодцы!




Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

Метод «Танцевальная разминка»

- Цель: сбросить излишнее напряжение, восстановить физические силы учащихся.

- Технология проведения: учитель включает запись мелодии, показывает танцевальные движения, движения на координацию, ребята повторяют.

Учитель: Спасибо, ребята, за активную работу! А теперь – антракт! Пора провести активную танцевальную разминку! Встаём и двигаемся!


Подведение итогов

Метод

«Что у меня на сердце?»

-Цель: определить эмоциональное состояние учащихся.

- Технология проведения: Ребята пишут на бумажных сердечках отзывы об уроке, о своих эмоциях.

Учитель: Ребята, перед вами на столах лежат листочки с изображением театральных масок. Напишите свой отзыв об уроке на них и прикрепите на доску.

(Ребята пишут отзыв, прикрепляют маски).

Учитель: Подводя итог нашего урока, вернёмся к театральным билетикам. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале урока, подтвердились ли опасения или вам было уютно и комфортно на уроке? (Ответы детей).

Домашнее задание

(если имеется)



А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: нарисовать рисунок-отклик к фрагментам оперных произведений «Снегурочка» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Учитель: Спасибо за творчество и сотрудничество. До новых встреч!



На протяжении всего урока должна присутствовать ситуация успеха для детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!