СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО 2 класс "Маска, кто ты? Учитесь видеть разные выражения лица"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  составлен по УМК "Перспектива". Учебник Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ерщова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО 2 класс "Маска, кто ты? Учитесь видеть разные выражения лица"»

МОБУ СОШ № 1 с. Ивановка











Маска, ты кто?




Открытый урок во 2-ом Б классе по изобразительному искусству






Подготовила Герман Татьяна Николаевна,

учитель нач. классов




























Урок составлен по УМК «Перспектива». Учебник Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова


ПАСПОРТ УРОКА

Учитель

Герман Татьяна Николаевна

Тема урока

«Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица.»

Цель урока:

Формирование ценностного отношения к традициям разных народов мира через знания о происхождении и истории создания масок.


Программные требования


Ученик по окончанию изучения темы урока:

- понятие маска: ее виды, особенности

- создать маске лицо, учитывая его пропорции

- уметь отражать характер героя через мимику, цвет

-уметь делать маску к новогоднему карнавалу

Планируемые ОР

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру толерантное принятие разнообразия культурных явлений, через знания о происхождении и истории создания масок.







1.Познавательные: развитие мышления (анализ и синтез, сравнение, обобщение); работа с информацией в разных видах: рисунок, схема, презентация, таблица.

2. Регулятивные:

Умение организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

3. Коммуникативные: умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; умение договариваться с одноклассниками при выполнении задания


Маска как отражение традиций народных культур разных стран.



Мировоззренческая идея

Понимание разных культур мира через знания о происхождении и истории создания масок.

Программное содержание

  1. Маска как отражение традиций народных культур разных стран.

  2. Пропорции человеческого лица.

  3. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, через цвет и мимику.

План изучения нового материала

  1. Маски разных народов мира: обрядовые, карнавальные.

  2. Пропорции,разные выражения лица.

  3. Линейны наброски в творческой тетради.

  4. Маски для новогоднего представления.

  5. Итоги.

Основные понятия

Маска, обрядовая, карнавальная, пропорции, образ, эмоции, мимика.

Тип урока

Усвоение новых знаний

Форма урока

Урок традиционный

Технология

Проблемно-развивающего обучения.

Мизансцена урока

Парты стоят сдвинутые по две: 4 группы. Стулья расставляются так, чтобы за одним столом могли сесть по 6 человек

Оборудование урока

Гуашь, акварель, кисти, простой и цветные карандаши, фломастеры, баночки с водой, компьютер, видеопроектор, экран, видео «Интервью», презентация «Маски», художественно-дидактическая таблица«Выражение лица».


Домашнее задание

Узнать в какие праздники в России тоже используют маски?


ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

- Мы будем на уроке думать?

- А может, будем спать?

- Мы будем рисовать?

- А в облаках летать?

- Друг другу помогать?

- Прочитайте девиз нашего урока.

« Всё что делаем мы сами – называем чудесами»

- Ребята, глазами нужно проверить, все ли готово у вас к уроку: альбомы, краски, баночки с водой, кисточки.

Самоопределение к деятельности

  1. Формулировка задачи.

Загадка.

Наденешь её – и тебя не узнать,

Ты рыцарь, бродяга, ковбой …

Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.

А снимешь – вновь станешь собой. МАСКА

- Ребята, у меня для вас есть небольшое видио-интервью, посмотрите («На новогоднем празднике я хочу быть…»)

- Приближается праздник Новый год и все уже начали к нему подготовку.

Актёр в театре играет разные роли. Что помогает ему перевоплощаться, а нам поможет создать желаемый образ на новогоднем утреннике?

Итак, тема урока «МАСКА, ТЫ КТО?»

Создание проблемной ситуации

- Что такое маска?

-Какие знания нам потребуются чтобы создать маску?

-Как передать настроение героя?

- Можем ли мы создать маску?

- Значит, нам необходимо научиться видеть разные выражения лица и передать их в эскизе маски.

(на доске открыть «УЧИСЬ ВИДЕТЬ РАЗНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА»)

Составление плана работы
- Я подготовила для вас пункты плана нашей работы, но надо расставить их по порядку:
- Оценить свою работу
- Нарисовать маску
- Узнать историю возникновения маски
- Научиться определять выражения лиц людей.

2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (1 мин.)

- Итак, сегодня мы узнаем историю возникновения масок, из каких материалов их делают, как художники, создающие маски показывают нам характер, настроение героев спектаклей, подготовимся к самостоятельному изготовлению маски, а затем каждый создаст эскиз карнавальной маски.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)

1. Формулировка определения

- Ребята, когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. 2 слайд

Работа в группах

- Предлагаю вам поработать в группе с материалом и подготовить для класса небольшое сообщение по теме урока. В 1 конверте вы найдете текст, командир группы распределяет текст, для ознакомления. Когда вы будете готовы рассказать о прочитанном, вам необходимо примерить на себя маски находящиеся в конверте 2.

1 группа.

Что такое маска? МАСКА (личина) — предмет, накладка на лицо. Надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица или создания образа (реального, фантастического или звериного). Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и реже рта и носа. История маски уходит в глубокую древность, в язычество, когда маски использовали в ритуалах, например, чтобы вызвать дождь и прекратить засуху, задобрить богов, а также в  различных обрядах и играх языческих племен. СЛАЙ 2

2 группа.

        У каждого народа были свои маски. Их делали из разных материалов: кусков дерева, шкур животных, тканей  и бумаги, металла: золота и серебра. Украшали перьями, камушками (иногда даже драгоценными камнями), разрисовывали природными красками. Сейчас используют легкие материалы – пластик, папье-маше, ткань. Было выяснено, что разновидностей масок на самом деле  множество. Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Карнавальную полумаску разрисовывают, украшают узорами, блестками, лентами.  СЛАЙД 3

3 группа.

Венецианский Карнавал Масок - самый известный и самый старинный карнавал в мире. Карнавал  в переводе с французского — потешная колесница, корабль праздничных процессий. Карнавал- это вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми. Он известен с 1094 года. В прошлом карнавал в Венеции длился полгода, и в маске ходили повсюду: на рынок, в гости, в казино, по делам и даже на судебные заседания! К маскам привыкали настолько, что рассматривали их как предмет повседневной одежды. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. СЛАЙД 4

4 группа.

В России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в эти костюмы и маски, а потому так и назывались - ряжеными.

В Древней  Руси маска была у скоморохов, которые с помощью притч и сказок высмеивали жадность, зло, зависть. С помощью маски изображали дьявола или черта, которые  всегда смешили зрителей своими шутками и устрашающим видом и, как ни странно, становились любимцами публики.

Маски в России именовались «харями» или «рожами».

Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.

В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами и маскарадами. СЛАЙД 5

- Спасибо, ребята, за интересную информацию. Кстати, каждая маска несла в себе смысл, например:

маска медведя     -        богатство;

маска козы           -        плодородие;

маска коровы      -        долгую жизнь;

маска лисы          -         хитрость. СЛАЙД 6

- Маска была основным элементом греческого актёра. Театральная маска помогала легче войти в роль, перевоплотиться. Каждая маска увеличивала черты лица и определяла, какой будет характер у героя. Значение имела и окраска. Например, по тёмно-красному цвету зритель определял раздражительность, а по рыжему цвету – хитрость и коварство. СЛАЙД 7
В театре артист, стремясь изменить лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парик. В театрах стран Востока до сих пор пользуются масками, хотя часто заменяют их красками для лица – гримом. СЛАЙД 8

- Среди специальных масок можно выделить защитные (у вратаря – хоккеиста), боевые маски использовались воинами во время боя (маска-шлем), медицинские. СЛАЙД 9

-Сегодня вам предлагаю создать каждому свою карнавальную маску, но сначала научимся определять выражения лиц людей. СЛАЙД 10

Физминутка «Мимика лица». 

Что бы маску изготовить,

Себя нам надо подготовить.

Физминутку проведем

И немного отдохнем.


Встали, плечи опустили,

Грусть – печаль изобразили.

Развели подальше руки, 
Не будем умирать от скуки.

Радость на лице у вас –

Покажите мне сейчас!


Если чем-то удивились,

То в лице вы изменились.

Руки кверху поднимите –

Удивленье покажите.


Рассердились вы на что-то

Сделайте мне три притопа.

Брови сдвинули, оскал.
Ну, и «злючим» класс наш стал!


Если хитрый весельчак,

Сделает он просто так:

Подмигнули, улыбнулись.

И на место все вернулись.

- Что происходило с нашими лицами во время физминутки?

4.ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)

1.Игра «Отгадай эмоцию» СЛАЙД 11
Работа в группах
- Каждая группа получает карточки с разными выражениями лиц (радостное, грустное, злое и т.д.) и карточку с описанием эмоции. Вы должны по описанию отгадать какую эмоцию я загадала.
1 группа: Брови приподняты, глаза расширены, рот улыбается (радость). 
2 группа: Брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот слегка приоткрыт, видны зубы (злость).
3 группа: Брови нахмурены, глаза прищурены, высунут язык (отвращение)
4 группа: Внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены (печаль).
5 группа: Брови высоко подняты, глаза округленные, рот открыт (страх).
2. Игра « Собери лицо» СЛАЙД 12
Командир группы у доски должен из разрезанных карточек собрать выражение лица с подходящей мимикой и назвать эмоцию.
Вывод: выражение эмоций лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз.

3. Практическая работа.

- Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное. На уроке мы с вами должны придумать и нарисовать карнавальную маску. Карнавальная маска — декоративный, обобщенный образ. Он может напоминать нам черты диких и домашних животных или сказочных героев, которые предстают добрыми или злыми, прекрасными или страшными и т. д.

Перед вами декоративные маски.

-  Какие детали лица наиболее выразительно передают характер человека?

Верно, это в первую очередь глаза и рот, а вот нос, уши, волосы не играют ведущей роли в передаче облика.

-  Как вы считаете, какие приемы использует художник, чтобы усилить выразительность образа?

Правильно, для усиления выразительности образа художник часто уменьшает или увеличивает детали, даже искажает их. Например, вспомните нос у Буратино. По этому носу мы сразу определяем этого героя. А вот у Бабы Яги большой нос и подбородок, всклокоченные седые волосы.

-  А как можно создать смешной образ?

- Какие приемы мы используем для выполнения грозного героя?

Изобразите на эскизе радость, угрозу, смешную гримасу. Для того чтобы образ получился смешным и выразительным, достаточно увеличить или уменьшить нос, брови, глаза, уши, складки морщин.

Посмотрите, как образ передан в театральных и карнавальных масках, которые я вам принесла.



- Ваше задание сконструировать выразительную, острохарактерную маску по следующему плану:
СЛАЙД 13
1. Придумать образ (название маски).
2. Выполнение маски карандашом (можно воспользоваться шаблоном)
3. Работа цветом .
4. Декорирование.
5. Оформление. 
6. Выставка работ. 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)
Рефлексия

- Ребята, кто закончил, уберите своё рабочее место и давайте посмотрим на ваши маски.

Едва наденете Вы маску, 
Как попадете сразу в сказку. 
Перед глазами хоровод
Причудливых ваших работ,
Выставка и обсуждение работ

- Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Спасибо!

- Сделайте вывод о своей работе на уроке, опираясь на начало фраз: СЛАЙД 14

  • Сегодня на уроке я ... (Сегодня на уроке я представлял себя художником.)

  • Сегодня на уроке я узнал:(какие бывают маски,с помощью чего достигается выразительность… и т.д. )

- Что вызвало у вас трудности?

- Ребята, вы довольны результатом своего труда? 

Самооценка.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? У каждого из вас на столе смайлик, нарисуйте эмоции на смайлике.

- Спасибо за урок!

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок. СЛАЙД 15


































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1 группа.

  1. Что такое маска? МАСКА (личина) — предмет, накладка на лицо. Надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица или создания образа (реального, фантастического или звериного).



  1. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и реже рта и носа.



  1. История маски уходит в глубокую древность, в язычество, когда маски использовали в ритуалах, например, чтобы вызвать дождь и прекратить засуху, задобрить богов, а также в  различных обрядах и играх языческих племен.



2 группа.



  1. У каждого народа были свои маски. Их делали из разных материалов: кусков дерева, шкур животных, тканей  и бумаги, металла: золота и серебра. Украшали перьями, камушками (иногда даже драгоценными камнями), разрисовывали природными красками.



  1.  Сейчас используют легкие материалы – пластик, папье-маше, ткань. Было выяснено, что разновидностей масок на самом деле  множество.



  1. Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц.



  1. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Карнавальную полумаску разрисовывают, украшают узорами, блестками, лентами. 



3 группа.



  1. Венецианский Карнавал Масок - самый известный и самый старинный карнавал в мире. Карнавал  в переводе с французского — означает потешная колесница, корабль праздничных процессий.



  1. Карнавал- это вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми. Он известен с 1094 года.



  1. В прошлом карнавал в Венеции длился полгода, и в маске ходили повсюду: на рынок, в гости, в казино, по делам и даже на судебные заседания! К маскам привыкали настолько, что рассматривали их как предмет повседневной одежды.



  1. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд.









4 группа.



  1. В России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в костюмы и маски, а потому так и назывались - ряжеными.


  1. В Древней  Руси маска была у скоморохов, которые с помощью притч и сказок высмеивали жадность, зло, зависть.



  1. С помощью маски изображали дьявола или черта, которые  всегда смешили зрителей своими шутками и устрашающим видом и, как ни странно, становились любимцами публики.



  1. Маски в России именовались «харями» или «рожами». Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.



  1. В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами и маскарадами.