МОБУ СОШ № 1 с. Ивановка
Маска, ты кто?
Открытый урок во 2-ом Б классе по изобразительному искусству
Подготовила Герман Татьяна Николаевна,
учитель нач. классов
Урок составлен по УМК «Перспектива». Учебник Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова
ПАСПОРТ УРОКА
Учитель | Герман Татьяна Николаевна |
Тема урока | «Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица.» |
Цель урока: | Формирование ценностного отношения к традициям разных народов мира через знания о происхождении и истории создания масок. |
Программные требования | Ученик по окончанию изучения темы урока: - понятие маска: ее виды, особенности - создать маске лицо, учитывая его пропорции - уметь отражать характер героя через мимику, цвет -уметь делать маску к новогоднему карнавалу |
Планируемые ОР | Личностные результаты | Метапредметные | Предметные | эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру толерантное принятие разнообразия культурных явлений, через знания о происхождении и истории создания масок. | 1.Познавательные: развитие мышления (анализ и синтез, сравнение, обобщение); работа с информацией в разных видах: рисунок, схема, презентация, таблица. 2. Регулятивные: Умение организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; 3. Коммуникативные: умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; умение договариваться с одноклассниками при выполнении задания | Маска как отражение традиций народных культур разных стран. | |
Мировоззренческая идея | Понимание разных культур мира через знания о происхождении и истории создания масок. |
Программное содержание | Маска как отражение традиций народных культур разных стран. Пропорции человеческого лица. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, через цвет и мимику. |
План изучения нового материала | Маски разных народов мира: обрядовые, карнавальные. Пропорции,разные выражения лица. Линейны наброски в творческой тетради. Маски для новогоднего представления. Итоги. |
Основные понятия | Маска, обрядовая, карнавальная, пропорции, образ, эмоции, мимика. |
Тип урока | Усвоение новых знаний |
Форма урока | Урок традиционный |
Технология | Проблемно-развивающего обучения. |
Мизансцена урока | Парты стоят сдвинутые по две: 4 группы. Стулья расставляются так, чтобы за одним столом могли сесть по 6 человек |
Оборудование урока | Гуашь, акварель, кисти, простой и цветные карандаши, фломастеры, баночки с водой, компьютер, видеопроектор, экран, видео «Интервью», презентация «Маски», художественно-дидактическая таблица«Выражение лица». |
Домашнее задание | Узнать в какие праздники в России тоже используют маски? |
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)
- Мы будем на уроке думать?
- А может, будем спать?
- Мы будем рисовать?
- А в облаках летать?
- Друг другу помогать?
- Прочитайте девиз нашего урока.
« Всё что делаем мы сами – называем чудесами»
- Ребята, глазами нужно проверить, все ли готово у вас к уроку: альбомы, краски, баночки с водой, кисточки.
Самоопределение к деятельности
Формулировка задачи.
Загадка.
Наденешь её – и тебя не узнать,
Ты рыцарь, бродяга, ковбой …
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой. МАСКА
- Ребята, у меня для вас есть небольшое видио-интервью, посмотрите («На новогоднем празднике я хочу быть…»)
- Приближается праздник Новый год и все уже начали к нему подготовку.
Актёр в театре играет разные роли. Что помогает ему перевоплощаться, а нам поможет создать желаемый образ на новогоднем утреннике?
Итак, тема урока «МАСКА, ТЫ КТО?»
Создание проблемной ситуации
- Что такое маска?
-Какие знания нам потребуются чтобы создать маску?
-Как передать настроение героя?
- Можем ли мы создать маску?
- Значит, нам необходимо научиться видеть разные выражения лица и передать их в эскизе маски.
(на доске открыть «УЧИСЬ ВИДЕТЬ РАЗНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА»)
Составление плана работы
- Я подготовила для вас пункты плана нашей работы, но надо расставить их по порядку:
- Оценить свою работу
- Нарисовать маску
- Узнать историю возникновения маски
- Научиться определять выражения лиц людей.
2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (1 мин.)
- Итак, сегодня мы узнаем историю возникновения масок, из каких материалов их делают, как художники, создающие маски показывают нам характер, настроение героев спектаклей, подготовимся к самостоятельному изготовлению маски, а затем каждый создаст эскиз карнавальной маски.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)
1. Формулировка определения
- Ребята, когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.
С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. 2 слайд
Работа в группах
- Предлагаю вам поработать в группе с материалом и подготовить для класса небольшое сообщение по теме урока. В 1 конверте вы найдете текст, командир группы распределяет текст, для ознакомления. Когда вы будете готовы рассказать о прочитанном, вам необходимо примерить на себя маски находящиеся в конверте 2.
1 группа.
Что такое маска? МАСКА (личина) — предмет, накладка на лицо. Надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица или создания образа (реального, фантастического или звериного). Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и реже рта и носа. История маски уходит в глубокую древность, в язычество, когда маски использовали в ритуалах, например, чтобы вызвать дождь и прекратить засуху, задобрить богов, а также в различных обрядах и играх языческих племен. СЛАЙ 2
2 группа.
У каждого народа были свои маски. Их делали из разных материалов: кусков дерева, шкур животных, тканей и бумаги, металла: золота и серебра. Украшали перьями, камушками (иногда даже драгоценными камнями), разрисовывали природными красками. Сейчас используют легкие материалы – пластик, папье-маше, ткань. Было выяснено, что разновидностей масок на самом деле множество. Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Карнавальную полумаску разрисовывают, украшают узорами, блестками, лентами. СЛАЙД 3
3 группа.
Венецианский Карнавал Масок - самый известный и самый старинный карнавал в мире. Карнавал в переводе с французского — потешная колесница, корабль праздничных процессий. Карнавал- это вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми. Он известен с 1094 года. В прошлом карнавал в Венеции длился полгода, и в маске ходили повсюду: на рынок, в гости, в казино, по делам и даже на судебные заседания! К маскам привыкали настолько, что рассматривали их как предмет повседневной одежды. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. СЛАЙД 4
4 группа.
В России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в эти костюмы и маски, а потому так и назывались - ряжеными.
В Древней Руси маска была у скоморохов, которые с помощью притч и сказок высмеивали жадность, зло, зависть. С помощью маски изображали дьявола или черта, которые всегда смешили зрителей своими шутками и устрашающим видом и, как ни странно, становились любимцами публики.
Маски в России именовались «харями» или «рожами».
Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.
В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами и маскарадами. СЛАЙД 5
- Спасибо, ребята, за интересную информацию. Кстати, каждая маска несла в себе смысл, например:
маска медведя - богатство;
маска козы - плодородие;
маска коровы - долгую жизнь;
маска лисы - хитрость. СЛАЙД 6
- Маска была основным элементом греческого актёра. Театральная маска помогала легче войти в роль, перевоплотиться. Каждая маска увеличивала черты лица и определяла, какой будет характер у героя. Значение имела и окраска. Например, по тёмно-красному цвету зритель определял раздражительность, а по рыжему цвету – хитрость и коварство. СЛАЙД 7
В театре артист, стремясь изменить лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парик. В театрах стран Востока до сих пор пользуются масками, хотя часто заменяют их красками для лица – гримом. СЛАЙД 8
- Среди специальных масок можно выделить защитные (у вратаря – хоккеиста), боевые маски использовались воинами во время боя (маска-шлем), медицинские. СЛАЙД 9
-Сегодня вам предлагаю создать каждому свою карнавальную маску, но сначала научимся определять выражения лиц людей. СЛАЙД 10
Физминутка «Мимика лица».
Что бы маску изготовить,
Себя нам надо подготовить.
Физминутку проведем
И немного отдохнем.
Встали, плечи опустили,
Грусть – печаль изобразили.
Развели подальше руки,
Не будем умирать от скуки.
Радость на лице у вас –
Покажите мне сейчас!
Если чем-то удивились,
То в лице вы изменились.
Руки кверху поднимите –
Удивленье покажите.
Рассердились вы на что-то
Сделайте мне три притопа.
Брови сдвинули, оскал.
Ну, и «злючим» класс наш стал!
Если хитрый весельчак,
Сделает он просто так:
Подмигнули, улыбнулись.
И на место все вернулись.
- Что происходило с нашими лицами во время физминутки?
4.ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)
1.Игра «Отгадай эмоцию» СЛАЙД 11
Работа в группах
- Каждая группа получает карточки с разными выражениями лиц (радостное, грустное, злое и т.д.) и карточку с описанием эмоции. Вы должны по описанию отгадать какую эмоцию я загадала.
1 группа: Брови приподняты, глаза расширены, рот улыбается (радость).
2 группа: Брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот слегка приоткрыт, видны зубы (злость).
3 группа: Брови нахмурены, глаза прищурены, высунут язык (отвращение)
4 группа: Внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены (печаль).
5 группа: Брови высоко подняты, глаза округленные, рот открыт (страх).
2. Игра « Собери лицо» СЛАЙД 12
Командир группы у доски должен из разрезанных карточек собрать выражение лица с подходящей мимикой и назвать эмоцию.
Вывод: выражение эмоций лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз.
3. Практическая работа.
- Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное. На уроке мы с вами должны придумать и нарисовать карнавальную маску. Карнавальная маска — декоративный, обобщенный образ. Он может напоминать нам черты диких и домашних животных или сказочных героев, которые предстают добрыми или злыми, прекрасными или страшными и т. д.
Перед вами декоративные маски.
- Какие детали лица наиболее выразительно передают характер человека?
Верно, это в первую очередь глаза и рот, а вот нос, уши, волосы не играют ведущей роли в передаче облика.
- Как вы считаете, какие приемы использует художник, чтобы усилить выразительность образа?
Правильно, для усиления выразительности образа художник часто уменьшает или увеличивает детали, даже искажает их. Например, вспомните нос у Буратино. По этому носу мы сразу определяем этого героя. А вот у Бабы Яги большой нос и подбородок, всклокоченные седые волосы.
- А как можно создать смешной образ?
- Какие приемы мы используем для выполнения грозного героя?
Изобразите на эскизе радость, угрозу, смешную гримасу. Для того чтобы образ получился смешным и выразительным, достаточно увеличить или уменьшить нос, брови, глаза, уши, складки морщин.
Посмотрите, как образ передан в театральных и карнавальных масках, которые я вам принесла.
- Ваше задание сконструировать выразительную, острохарактерную маску по следующему плану:
СЛАЙД 13
1. Придумать образ (название маски).
2. Выполнение маски карандашом (можно воспользоваться шаблоном)
3. Работа цветом .
4. Декорирование.
5. Оформление.
6. Выставка работ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)
Рефлексия
- Ребята, кто закончил, уберите своё рабочее место и давайте посмотрим на ваши маски.
Едва наденете Вы маску,
Как попадете сразу в сказку.
Перед глазами хоровод
Причудливых ваших работ,
Выставка и обсуждение работ
- Вы очень хорошо поработали. Молодцы! Спасибо!
- Сделайте вывод о своей работе на уроке, опираясь на начало фраз: СЛАЙД 14
Сегодня на уроке я ... (Сегодня на уроке я представлял себя художником.)
Сегодня на уроке я узнал:(какие бывают маски,с помощью чего достигается выразительность… и т.д. )
- Что вызвало у вас трудности?
- Ребята, вы довольны результатом своего труда?
Самооценка.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? У каждого из вас на столе смайлик, нарисуйте эмоции на смайлике.
- Спасибо за урок!
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок. СЛАЙД 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 группа.
Что такое маска? МАСКА (личина) — предмет, накладка на лицо. Надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица или создания образа (реального, фантастического или звериного).
Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и реже рта и носа.
История маски уходит в глубокую древность, в язычество, когда маски использовали в ритуалах, например, чтобы вызвать дождь и прекратить засуху, задобрить богов, а также в различных обрядах и играх языческих племен.
2 группа.
У каждого народа были свои маски. Их делали из разных материалов: кусков дерева, шкур животных, тканей и бумаги, металла: золота и серебра. Украшали перьями, камушками (иногда даже драгоценными камнями), разрисовывали природными красками.
Сейчас используют легкие материалы – пластик, папье-маше, ткань. Было выяснено, что разновидностей масок на самом деле множество.
Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, весельчаков, ведьм, красавиц.
Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска. Карнавальную полумаску разрисовывают, украшают узорами, блестками, лентами.
3 группа.
Венецианский Карнавал Масок - самый известный и самый старинный карнавал в мире. Карнавал в переводе с французского — означает потешная колесница, корабль праздничных процессий.
Карнавал- это вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми. Он известен с 1094 года.
В прошлом карнавал в Венеции длился полгода, и в маске ходили повсюду: на рынок, в гости, в казино, по делам и даже на судебные заседания! К маскам привыкали настолько, что рассматривали их как предмет повседневной одежды.
Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд.
4 группа.
В России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в костюмы и маски, а потому так и назывались - ряжеными.
В Древней Руси маска была у скоморохов, которые с помощью притч и сказок высмеивали жадность, зло, зависть.
С помощью маски изображали дьявола или черта, которые всегда смешили зрителей своими шутками и устрашающим видом и, как ни странно, становились любимцами публики.
Маски в России именовались «харями» или «рожами». Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться.
В 1700 году по приказу Петра I Новый год стали отмечать 1 января с ёлкой, с гуляниями, с фейерверком, кострами и маскарадами.