СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока изобразительного искусства "Посуда в твоём доме".

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Посуда в твоём доме".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства "Посуда в твоём доме".»

Конспект урока по теме: «Посуда у тебя дома».

УМК: Школа России

Учебный предмет: Изобразительное искусство

Класс: 3

Тема: «Посуда у тебя дома»

Цель: Научиться применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно- творческих работ.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знания: - Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды.

- Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая).

-Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло).

-Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).

-Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды.

-Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция — форма, украшение, роспись.

Умения: - Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

- Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из

Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

- Овладевать также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.

Метапредметные:

Познавательные УУД: - овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать,

выделять главное, обобщать;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных

творческих результатов.

Регулятивные УУД: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;



- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;



Коммуникативные УУД: - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной

творческой работы;

Личностные УУД: - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде

одноклассниковпод руководством учителя.

- самоопределение к деятельности.



Оборудование: Учебник, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Посуда у тебя дома», картинки с изображением предметов посуды, кисти, краски, палитры, карандаш, альбом для рисования.



















Ход урока:

I.Самоопределение деятельности.

Личностные УУД:

самоопределение к деятельности.


Здравствуйте, ребята!


Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Здравствуйте!

30 с

II.Актуализация знаний.

Познавательные УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;



Давайте вспомним тему прошлого урока. Кто мне скажет, как она звучала?


Для того чтобы повторить все что мы изучили на прошлом уроке, нам нужно ответить на вопросы.

              1. Кто делает игрушки?

              2. Как назывались игрушки на Руси, которые делали народные умельцы?

              3. Из чего делали игрушки?

              4. Какая игрушка прославилась на весь мир?



«Твои игрушки» - это тема прошлого урока.




Художник

Они назывались по имени селений, где их изготавливали.

Из дерева, глины, ткани.

Матрешка.


1 мин.

III.Постановка учебной задачи.

Коммуникативные УУД: - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Регулятивные УУД: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;



Русский художник Б.М. Неменский говорил:

«Создание каждой вещи – это большая работа.

Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,

как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».

Мы продолжаем с вами изучать раздел «Искусство в твоём доме».

Рассмотрите предметы изображенные на слайде

Кто догадался, о чем пойдет речь?

Где вы можете встретить предметы посуды?

Значит какова тема нашего урока?

Какую цель поставим перед собой?

(Слайд №1).













О посуде.

Дома.

Посуда у тебя дома.

Научиться применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно- творческих работ.

3,5 мин

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Регулятивные УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;


Как вы думаете, что вам предстоит узнать о посуде для достижения нашей цели?

Это и будет пунктами плана нашего урока.



              1. Из каких материалов делают посуду.

              2. Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды?

              3. Как называется набор посуды?

              4. Какая роспись существует, как элемент декора для предметов посуды?

5 мин

V.Реализация проекта.

Регулятивные УУД:

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Познавательные УУД: - овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Коммуникативные УУД: - овладение умением вести диалог;

Личностные УУД: понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии;




- Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме.  

-Рассмотрите предметы посуды изображенные на слайде. Посуда  бывает разной.  

- Из каких материалов делают посуду? 

(Слайд №2).

 В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем ею дома.

- Что напоминает вам этот ковш?.

  Действительно – это красивый ковш-птица из дерева. Такие ковши на свадьбу дарили как пожелание мирной, долгой жизни, добра и достатка в семье.  

-(Слайд №3). .

-Из какого природного материала она сделана?

Действительно её делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью.

-(Слайд №4). А бывает металлическая посуда: алюминиевая,  чугунная, серебряная и даже золотая. Перед вами предметы царской  посуды, выполненной из золота.  Очень причудливы вазы из стекла. Их выдувает из большой капли раскалённого стекла художник-стеклодув.

 Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда.

-Какая чашка подойдёт для праздничного стола?

- (Слайд №5)

-Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды?   

- А кто из вас знает, как называется набор посуды?

- (Слайд№6). Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения. 

- Какие бывают сервизы по назначению? 

- Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Братья – Мастера.

- Назовите их

- (Слайд №7).

 -Мастер Изображения помогает увидеть природный мотив.

- Мастер Постройки помогает создать форму.

- Мастер украшения придумывает узор. 

- Ребята, как вы думаете, где производят посуду?

Действительно, есть много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. А  мы сегодня познакомимся с посудой из города Гжель. (Слайд №8).

Ах, ребята, верь - не верь,
Есть в России город Гжель.

Привезла я вам оттуда…

Посмотрите, вот так чудо!

В белом небе, словно птицы,
Всем на загляденье
Голубых цветов поляна –

Дивных рук творенье.

Здесь и кружки, и кувшины,
Как весной капель, 
С красотою несравненной

Чудо – наша Гжель.

Рассмотрим  гжельскую посуду.

Из чего она делается?

-(Слайд№9).

 Гжелью  называлась местность богатая залежами глин, из  которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе. 

Вначале посуду расписывали синим, зелёным и жёлтым цветом.

Постепенно мастера пришли к росписи изделий только каким цветом? 

 - (Слайд№10). Рассмотрим технику гжельской  росписи. Вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает  эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии.


-Что является  излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели? 

- (Слайд №11).

Цветы можно изобразить, используя оттенки синего  цвета, можно использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы)

 - (Слайд№12). 

Элементы гжельской росписи – «точки и прямые линии» (демонстрируются приемы).

-(Слайд№13).

Элементы гжельской росписи – «бордюры».

- Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию?

(демонстрируются приемы)


Тарелка, чайник, блюдце, чашка.





Дерево, металл, стекло, пластмасса.






Утку.






Из глины.











Для праздничного стола подойдет чашка, которая расписана красивым узором.


Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная.


Сервиз.


Нет.



Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные



Мастер Изображения, Украшения, Постройки






В разных городах.


















Она лепится из глины.









Кобальтом – это синий цвет и его оттенки.      








Цветы, травы, птицы.











По краям.

6 мин

VI.Первичное закрепление.

Познавательные УУД: - овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;


 Гжельская посуда будничная или праздничная?

-Назовите предметы чайного сервиз




физминутка.

Праздничная


Это чайная пара, чайник для заварки, сосуд для молока и масла, розетки для варенья, вазочка для конфет и блюдо для торта.


1 мин

VII.Самостоятельная работа.

Регулятивные УУД:

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Познавательные УУД: - овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;


-(Слайд №14). 

(демонстрируется готовый образец)

Сегодня мы с вами будем изображать и украшать по мотивам гжельской росписи праздничную  посуду для чая.

Можно воспользоваться шаблоном, можно форму чайной посуды придумать и нарисовать самостоятельно. Затем украсить синей краской без предварительной прорисовки карандашом.

Оценивать работу я буду по 3 критериям.

  1. Аккуратность и частота выполненной работы.

  2. Правильность выполнения задания.

  3. Композицию рисунка.

Приступайте к работе, время на выполнение задания 20 мин.

Рисуют праздичную посуду для чая.

21 мин

VIII.Включение в систему новых знаний.

Коммуникативные УУД: - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;


Какие 3 мастера участвуют в создании посуды?





-Как называют полный набор посуды?

- Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную  посуду.  

 - Как называются элементы гжельской росписи?


Мастер Изображения помогает увидеть природный мотив.

Мастер Постройки помогает создать форму.

Мастер украшения придумывает узор


Сервиз.

Гжель.


Цветы, травы, птицы, «точки и прямые линии»,«бордюры».


1 мин.

IX.Рефлексия.

Регулятивные УУД: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;


Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. А без участия наших  Братьев Мастеров  не создается никакая посуда, будь то праздничная или повседневная.

Закончите фразу:

 -Я знаю…

-Я понимаю….

-Для меня было открытием…

 -Мне понравилось…

Выставление оценок.

Приводим свои рабочие места в порядок.

Домашнее задание.  Рассмотреть дома посуду. Придумать форму вазы для цветов.








Дети отвечают.

2 мин.