— Ребята, какое может быть настроение? (Плохое, хорошее)(Рисунок 1)  Рисунок 1 — Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в VII веке появились пейзажи — картины, в которых природа стала их главным содержанием. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката — зыбкие и тонкие изменения в природе — приходят в искусство пейзажной живописи. Понятие «пейзаж настроения» в XIX веке ввели импрессионисты. Название этого движения возникло от французского слова «впечатление». Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать картины на воздухе — на пленэре. Он создавал целые живописные циклы — серии картин, в которых один и тот вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток. Импрессионисты первые начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгое время (месяца, годы) писали свои картины, то импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа. Художники открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее мы видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании. На открытом воздухе мы не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов. Четкие контуры предметов исчезают. На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно. У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени разводить краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления. В природе все предметы имеют свой цвет. Этот цвет может меняться от воздействия цвета других предметов, освещения, расположения в пространстве, состояния воздуха. Все богатство красок окружающего мира и передают художники в живописных картинах красками. С помощью цвета, гармонии холодных и теплых цветов, цветового сочетания художник может передать разнообразные чувства и настроение (радость, грусть, тревогу, ожидание). Ярким примером передачи настроения могут служить красоты осенних пейзажей на картинах известных художников. — Как вы думаете, почему роль цвета в живописи важна? — Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке? От чего зависит подбор красок для работы над пейзажем? — Что же такое колорит? — Колорит — богатство и согласованность цветов. Важнейший компонент художественного образа. Колорит — это одно из средств художественной выразительности в живописи. Он помогает передать художнику настроение: грустное, тревожное, спокойное, радостное, веселое... Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Чувство колорита очень ценный дар. — Непревзойденным мастером создания пейзажа настроения был художник Исаак Ильич Левитан. На какой картине И.И. Левитана изображен следующий сюжет? «По колено застыли в воде, Как неловкие сестры-подростки, И дрожат на весеннем ветру Тонкоствольные эти березки» — Правильно, это картина «Весна. Большая вода». (Приложение 1) Какое настроение пробуждает в вас эта картина? Какие цвета создают радостное настроение? — В Тверском озерном крае нашел Исаак Ильич Левитан мотив, который превратился в картину «Весна. Большая вода». Лирическое настроение этого полотна рождает в нас чувство просветленной радости, оживления, всё наполнено жизнью. Это одно из самых музыкальных творений Левитана. Тончайшая гармония мягких цветовых отношений — неба, земли, воды, деревьев — рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Ритм тоненьких хрупких стволов, их отражение в воде словно дает начало прозрачной легкой мелодии, заполняющей пространство картины. — Теперь рассмотрим пейзаж Ильи Семёновича Остроухова «Первая зелень». (Приложение 2) Какое настроение передает эта картина? Каковы ваши впечатления от этой картины? — В картине есть четкое ощущение тихого, но холодного весеннего утра, когда и вода, и деревья, и трава, и даже воздух застыли в ожидании первых лучей солнца. А солнце близко – оно уже зажигается и на дрожащих от утренней свежести листочках, и в траве, и на воде. Явные признаки ранней весны на картине – это островки темной земли, с которой, как будто бы только что сошел снег, в сочетании с яркой и сочной зеленью молодой травы, которая уже начала отвоевывать свое законное пространство. Как истинный художник, И.С. Остроухов показывает все многообразие и буйство зеленого цвета. Вдалеке, темными пятнами проглядывают вечнозеленые подмосковные ели, а на их фоне светится зеленым огоньком молодая листва берез. Тонкие деревца на переднем плане только выпустили свои первые листочки, а деревья на другом берегу реки отражаются в ней еще по-зимнему строгими силуэтами. И только гнезда на голых ветках говорят о том, что прилетели птицы и для них весна уже началась. В зеленой траве есть и свежесть первой зелени, и желтые воспоминания о прошедшей осени, и голубые отблески то ли еще не растаявшего после холодной ночи инея, то ли первых весенних цветов. Картина удивительна, в ней много воздуха, которым хочется дышать, и чем дольше смотришь на картину, тем больше ощущаешь его прозрачность и свежесть. |