СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока изобразительного искусства Тема: «Пейзаж – настроение. Природа и художник» В 6 классе

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобретение необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, которые позволят учащимся грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства Тема: «Пейзаж – настроение. Природа и художник» В 6 классе»

ГАПОУ МО «Губернский колледж»











Конспект

урока изобразительного искусства

Тема: «Пейзаж – настроение. Природа и художник»

В 6 классе

МОУ СОШ №17

у учителя

Бальчевой Ольги Викторовны

студентки ХГ – 41 группы

Назаровой Юлии Игоревны







Подпись учителя:

Подпись методиста:

Оценка за подготовку:

Оценка за проведение:















г. Серпухов

План урока:

  1. Актуализация темы урока.

  2. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

  3. Организация восприятия учебного материала.

  4. Организация осмысления.

  5. Практическая работа.

  6. Анализ детских работ.

  7. Подведение итогов.



























Дата: 14.05.18

Класс: 6

Урок проводит: Назарова Юлия Игоревна

Тема: «Пейзаж настроения. Природа и художник»

Урок продолжение знакомства с жанром пейзажа.

Цель: приобретение необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, которые позволят учащимся грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.

Задачи: 

  1. Расширить знания учащихся о работе над пейзажем. Обучать передавать через цвет состояние природы.

  2. Использовать новые средства выразительности  в работе цветом над пейзажем.

  3. Воспитывать эстетическую отзывчивость  на красоту окружающего мира, любовь к природе.

  4. Укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство, литература)

  5. Характеристика видов деятельности учащихся:

  6. Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.

  7. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.

  8. Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию  природы.

  9. Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека

  10. Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.

  11. Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.

Результаты освоения:

Личностные: 

- воспитание любви к природе родного края;

- развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

Метапредметные:

-умение самостоятельно определять цель урока;

-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

Предметные:

- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления.

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Планируемые результаты:

 Образовательные умения: - научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.

Информационные умения: - работать с информацией;

- делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.

Коммуникативные умения:

- уметь работать  в группе;

- выработка собственного мнения, умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю.

Оборудование:

Учитель: - компьютер, проектор, экран, презентация.

Учащиеся: альбом, краски, кисти, баночка, тряпочка, клеенка







Список литературы:

1.Программа О.В. Бальчевой

2. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/11/26/konspekt-uroka-peyzazh-nastroeniya-6-klass















































Ход урока

Этапы

Содержание работы

Примечания

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, нам понадобятся: альбомный- лист, краски (акварель либо гуашь) баночка, кисти, карандаши, ластик.

Проверяю готовность учащихся к уроку, наличие всех необходимых материалов к работе.

2.Сообщение темы. Актуализация знаний.

  — Ребята, на прошлых уроках вы изучали виды искусств, жанры изобразительного искусства, а также знакомились с понятиями «воздушная и линейная перспектива».


Начать урок я предлагаю с вопросов по пройденным темам.

Что такое пейзаж?

(Рисунок, картина, изображающие природу)

Это вид искусства или жанр искусства?

(Жанр искусства)

С какими жанрами, кроме пейзажа вы уже знакомы?

(Портрет, натюрморт)

Что такое воздушная и линейная перспектива?

(Линейная перспектива — это закономерное изменение масштабов изображения объектов, расположенных на разном расстоянии. Линейную перспективу подробно изучают архитекторы.

Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.)

— Ребята, сегодня я пришла на урок в хорошем настроении. Думаю, что его можно окрасить в оранжево-желтый цвет.

А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?

(Учащиеся размышляют о «цвете» своего настроения)

А что же такое настроение? (Это внутреннее душевное состояние человека.)

— Мы говорим: «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».

Почему так говорят?

(Передают настроение природы)


А разве природа одушевленное существо?

(Нет)

Тогда почему так говорят?

(Это образ, созданный человеком, то есть человек присваивает природе свое настроение.)

— Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока:

«Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.»

(И.А.Бунин)

— Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников – пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях.

— Тема нашего урока «Пейзаж-настроение. Природа и художник».




Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы.







- Осень




































3.Беседа


Ребята, какое может быть настроение?

(Плохое, хорошее)(Рисунок 1)


Рисунок 1

— Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в VII веке появились пейзажи — картины, в которых природа стала их главным содержанием. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката — зыбкие и тонкие изменения в природе — приходят в искусство пейзажной живописи. 

Понятие «пейзаж настроения» в XIX веке ввели импрессионисты. Название этого движения возникло от французского слова «впечатление». Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать картины на воздухе — на пленэре. Он создавал целые живописные циклы — серии картин, в которых один и тот вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток. 

Импрессионисты первые начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгое время (месяца, годы) писали свои картины, то импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа.

Художники открыли, что когда мы наблюдаем природу на открытом воздухе, мы не видим отдельных предметов, обладающих каждый своим собственным цветом, а скорее мы видим некую красочную смесь, рождающуюся в нашем глазу или, вернее, в нашем сознании.

На открытом воздухе мы не замечаем тех тонкостей светотени, которые стали уже привычными, при изображении предметов. Четкие контуры предметов исчезают. На солнце контрасты становятся резкими, а в сумерках предметы сливаются в общее цветовое пятно.

У художника, стремящегося уловить изменчивые состояния в природе, нет времени разводить краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления.

В природе все предметы имеют свой цвет. Этот цвет может меняться от воздействия цвета других предметов, освещения, расположения в пространстве, состояния воздуха. Все богатство красок окружающего мира и передают художники в живописных картинах красками. С помощью цвета, гармонии холодных и теплых цветов, цветового сочетания художник может передать разнообразные чувства и настроение (радость, грусть, тревогу, ожидание). Ярким примером передачи настроения могут служить красоты осенних пейзажей на картинах известных художников.

Как вы думаете, почему роль цвета в живописи важна?

Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?

От чего зависит подбор красок для работы над пейзажем?

Что же такое колорит?

Колорит — богатство и согласованность цветов. Важнейший компонент художественного образа. Колорит — это одно из средств художественной выразительности в живописи. Он помогает передать художнику настроение: грустное, тревожное, спокойное, радостное, веселое... Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Чувство колорита очень ценный дар.

— Непревзойденным мастером создания пейзажа настроения был художник Исаак Ильич Левитан.

На какой картине И.И. Левитана изображен следующий сюжет?

«По колено застыли в воде,

Как неловкие сестры-подростки,

И дрожат на весеннем ветру

Тонкоствольные эти березки»

— Правильно, это картина «Весна. Большая вода». (Приложение 1)

Какое настроение пробуждает в вас эта картина?

Какие цвета создают радостное настроение?

— В Тверском озерном крае нашел Исаак Ильич Левитан мотив, который превратился в картину «Весна. Большая вода». Лирическое настроение этого полотна рождает в нас чувство просветленной радости, оживления, всё наполнено жизнью. Это одно из самых музыкальных творений Левитана. Тончайшая гармония мягких цветовых отношений — неба, земли, воды, деревьев — рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Ритм тоненьких хрупких стволов, их отражение в воде словно дает начало прозрачной легкой мелодии, заполняющей пространство картины.

— Теперь рассмотрим пейзаж Ильи Семёновича Остроухова «Первая зелень». (Приложение 2)

Какое настроение передает эта картина?

Каковы ваши впечатления от этой картины?

— В картине есть четкое ощущение тихого, но холодного весеннего утра, когда и вода, и деревья, и трава, и даже воздух застыли в ожидании первых лучей солнца. А солнце близко – оно уже зажигается и на дрожащих от утренней свежести листочках, и в траве, и на воде. Явные признаки ранней весны на картине – это островки темной земли, с которой, как будто бы только что сошел снег, в сочетании с яркой и сочной зеленью молодой травы, которая уже начала отвоевывать свое законное пространство.

Как истинный художник, И.С. Остроухов показывает все многообразие и буйство зеленого цвета. Вдалеке, темными пятнами проглядывают вечнозеленые подмосковные ели, а на их фоне светится зеленым огоньком молодая листва берез. Тонкие деревца на переднем плане только выпустили свои первые листочки, а деревья на другом берегу реки отражаются в ней еще по-зимнему строгими силуэтами. И только гнезда на голых ветках говорят о том, что прилетели птицы и для них весна уже началась. В зеленой траве есть и свежесть первой зелени, и желтые воспоминания о прошедшей осени, и голубые отблески то ли еще не растаявшего после холодной ночи инея, то ли первых весенних цветов.


Картина удивительна, в ней много воздуха, которым хочется дышать, и чем дольше смотришь на картину, тем больше ощущаешь его прозрачность и свежесть.



Учащиеся рассматривают презентацию. Отвечают на вопросы.

































4.Практическое задание.


— Сегодня на уроке вам предстоит выполнить рисунок весеннего пейзажа. Создать пейзаж настроения. Для подготовки к выполнению этого задания, давайте послушаем описание весны под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Весна. Март».

«Наконец-то пришла весна! После долгой и снежной зимы приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Не успел сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень. Тоненькие росточки упорно тянутся к солнцу. Вскоре все покроется зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухли, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Еще день-два, и деревья покроются нежной зеленью. Вначале это чуть заметный налет, а потом листья начинают расти все смелее и смелее, увеличиваются почти на глазах. Еще мгновение — и деревья оденутся в пышные кроны. Зеленый цвет сменят бледность зимы. Весной по-особенному светит солнце: как-то ослепительно, радостно и празднично. Хочется ходить по улице и улыбаться всем подряд. Не только природа наряжается в яркие краски. Люди тоже скинули с себя теплые шубы и пальто. Вокруг все в красивых и веселых нарядах. Все рады приходу весны!»

— Теперь можно приступать к рисованию. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка, как всегда, начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Нарисуйте контуры деревьев и других предметов, обязательно проверьте пропорции. Не забывайте о перспективе, ближних и дальних планах. Выразите настроение.

(На уроке играют композиции из цикла «Времена года. Весна» П.И. Чайковского. Во время практической работы учащихся учителем оказывается индивидуальная помощь. При выявлении часто повторяющейся ошибки проводится фронтальная работа с классом. Наиболее удачные работы периодически демонстрируются классу с комментариями о достоинствах работы.)


Учащиеся выполняют практическое задание.

6. Анализ детских работ.

Вызываю к доске некоторых учеников. Вместе с классом и автором работы проводим анализ. Выявляем ошибки.
Делаем выставку детских работ.

Анализируем и осматриваем работы.

7.Итог.

Ребята, наш урок подходит к концу. В завершение я задам вам несколько вопросов по пройденной теме:


- С каким направлением в искусстве мы сегодня познакомились?


-Кто являлся основоположником этого направления?


- О чём мы говорили на сегодняшнем уроке?


- Что вам больше всего запомнилось?


- Напомните что такое колорит?


Д.з завершить пейзаж дома.

Д/З доделать работу дома.