Слайд №1 Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - О чём стихотворение? | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Оставьте на парте только учебник и ручку. Садитесь. Спины выпрямили. Читаю стихотворение - О чём стихотворение? - Почему доброта, приветливость так ценятся людьми? - Можем ли мы на уроке создать такую атмосферу приветливости и доброты? - Для чего это нужно? - Давайте постараемся создать и сохранить на протяжении всего урока атмосферу приветливости, вежливости, доброты. Для этого подарим друг другу улыбки, что на уроке было приятнее работать. | - О приветливости, которая выражается в улыбке - Делают жизнь счастливее, человек чувствует поддержку другого - Да, можем - Чтобы было приятнее и легче работать |
II. Подготовка к восприятию нового текста 1.Совершенствовать аналитические умения (П.) 2. Совершенствовать умение ориентироваться в учебнике (Пр.) 3. Развивать умение создавать образ личности через его портрет и факты из жизни (Пр.) 4. Развивать память, внимать (П.) 5. Совершенствовать умение строить связное высказывание в процессе ответа на поставленный вопрос (К.) 6. Совершенствовать умение прогнозировать по иллюстрации (П.) | Портрет К. И. Чуковского | 1. Работа с новым разделом. - Откройте учебник на странице 3. Мы приступаем к изучению нового раздела. Прочитайте название раздела. О ком будем узнавать? - Возьмите карандаш и положите его на эту страницу как закладку. А теперь аккуратно откройте содержание учебника и найдите в нём этот раздел. - С какими писателями познакомимся в этом разделе? - Есть ли среди них уже знакомые вам? - А какая фамилия ещё незнакома? - Что будем читать в этом разделе? - Посмотрите, какого писателя будем изучать первым? Какое произведение? 2. Работа с портретом К.И. Чуковского - Ребята, рассмотрите портрет К.И. Чуковского. - Какое выражение лица у Чуковского? - Говорят, что глаза – это зеркало души. А какие глаза у человека на картине? - Какая улыбка? - Как вы думаете, какой по характеру этот человек? 3. Рассказ о биографии Корнея Чуковского Да, Корней Иванович Чуковский на самом деле был очень добрым и отзывчивым человеком. «Чукоша» - так любовно называли дети этого высокого, седого доброго детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. А знаете ли вы, что Корней Иванович Чуковский – это не настоящее имя писателя, а придуманное. Писатель создал себе псевдоним и собственной фамилии. А настоящее имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков. Маленький Николай около 200 лет назад в городе Санкт – Петербурге. Все детство Николай провел на Украине. Там он поступил в гимназию, но доучился только до пятого класса. Его исключили, так как он был ребенком «низкого» происхождения. С детства он вел трудовую жизнь, много читал и самостоятельно изучил французский и английский языки. Писать он начал в возрасте 16 лет, а в 19 лет его произведения уже начали печатать. Писать для детей Чуковский начал не сразу. Все началось с того, что писатель наблюдал за детьми, которые только учатся говорить, и записывал их забавные слова и фразы. Так появилась его первая детская книга «От двух до пяти». Затем вышло в свет еще много детских произведений таких как «Крокодил», «Тараканище», «Мойдодыр» «Путаница» и другие. По его произведениям снято много детских кинофильмов и мультфильмов. Сейчас во многих городах именем Корнея Чуковского названы улицы и парки, а в доме, где раньше жил писатель, организован музей. 4. Викторина по биографии К. Чуковского - А теперь проверим, как вы запомнили биографию Корнея Ивановича и кто был самым внимательным. Проведем мини-викторину. Только давайте договоримся: отвечать на вопросы не просто двумя словами, а красивым, полным предложением -Итак, первый вопрос: 1. Где родился Корней Иванович Чуковский? 2. Какое настоящее имя и фамилия писателя? 3. Где провел свое детство Корней Иванович? 4. Какие языки Чуковский изучил самостоятельно? 5. Какие еще произведения Корней Иванович написал для детей? *после того, как дети называют ответ, прикрепляю слова опоры к доске - Молодцы, вы были очень внимательны! - Посмотрите на доску. Здесь представлены слова-опоры, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о биографии писателя. Кто попробует? 4. Актуализация знаний. Работа с учебником. - Вы уже знакомы с некоторыми произведениями К.И. Чуковского. Откройте в учебнике страницу 5. Посмотрите на иллюстрации. Какие произведения К.И. Чуковского вы здесь узнали? - Все ли в порядке с этими иллюстрациями? Что перепутал художник? 5. Предугадывание содержания произведения. - Откройте учебник на странице 6. Прочитайте заглавие текста. - Как вы думаете, о чем будет этот текст? - А в чем может быть путаница? | - О детских писателях - К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, А.Л.Барто, Н.Н. Носов - Да, есть. К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, А. Л. Барто - Носов - Рассказы, стихи, сказки - К.И.Чуковский «Путаница» - Доброе, спокойное - Большие, как будто сияют. Смотрит он с нежностью, спокойствием и умиротворением - Улыбка у него безмятежная, приятная, понимающая - Видно, что это человек добрый, отзывчивый. Он любит детей, животных и хорошо относится ко всем людям - В Санкт – Петербурге - Николай Васильевич Корнейчуков - На Украине - Французский и английский - «Телефон», «Мойдодыр», «Таранище», «Путаница» и другие - Крокодил -Телефон - Мойдодыр - Нет. Все герои смешаны и перепутаны между собой Читают заглавие - О каком то запутанном истории, о чем то необычном - В делах, в вещах |
IV. Проверка первичного восприятия текста 1. Учить определять значимость выполняемой на уроке деятельности (Л.) 3. Совершенствовать умение выражать свои эмоции в устной форме (К.) 4. Мотивировать учащихся на поисковую деятельность (Л.) | | 1. Оценка качества предугадывания. - Ребята, если вы верно предположили, о чём будет произведение, поднимите руку. - Что помогло тебе догадаться? - Где вам пригодится умение предугадывать? 2. Проверка качества первичного восприятия. - Что особенно понравилось? - Какие чувства испытали при слушании? - Когда вам было особенно радостно, весело? - Когда вам было страшно, тревожно? | - Название - В библиотеке при выборе книги - Как животные говорили разными голосами - Как бабочка всех спасла - Радость, веселье - Когда котята хрюкали - Когда море загорелось и зверьки не могли его потушить |
V. Перечитывание текста с анализом фактического содержания 1. Совершенствовать навык чтения про себя (Пр.) 2. Совершенствовать умение сохранять учебную задачу (П.) 3. Учить толковать слова разными способами (П.) 4. Совершенствовать умение ориентироваться в тексте (П.) 5. Мотивировать учащихся на поисковую деятельность (Л.) 6. Совершенствовать аналитические умения (П.) 7. Совершенствовать навык чтения вслух по цепочке (Пр.) | | А) Задание, мотивирующее на чтение - Ребята, а какие жанры устного народного творчества вы знаете? - Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? - Наши мнения разошлись. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы определить, к какому жанру относится произведение? В)Перечитывание с анализом фактического содержания - Читаем по 4 строчки, по цепочке. Внимательно следите, чтобы ничего не пропустить. - Отлично. Вы все были внимательны. - Ребята, назовите героев этой небылицы - Чего хотели зверята? Чего хотели котята? А утята? - Как сказать это одним предложением? - А кто из зверят оказался самым разумным? - Прочитайте, что он сказал зверятам. Кому велено чирикать – Не мурлыкайте! Кому веселено мурлыкать – Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под облаком - Что случилось потом? - Как отреагировали звери на это? - Как они пытались потушить море? Прочитайте этот фрагмент Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушеными грибами Прибегали два курчонка, Поливали из бочонка. Приплывали два ерша, Поливали из ковша. Прибегали лягушата, Поливали из ушата - Кто потушил море? Прочитайте Тут бабочка прилетала, Крылышками помахала, Стало море потухать – И потухло. - Как отреагировали на это звери? - Как веселились звери? Прочитайте, как автор передает радость зверей Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, Ножками затопали. - Ребята, как я уже говорила, по многим из произведений Корнея Ивановича Чуковского сняты мультфильмы. И сейчас я хочу показать вам мультфильм «Путаница» снятый по этому произведению Обратите внимание на экран. - Ребята, вам понравился мультфильм? - А как вы думаете, может ли быть на самом деле то, что показано в мультфильме? - А раз это вымысел, значит какой это жанр литературы? -Верно, это небылица | - Сказка, загадка, небылица - Сказка, загадка, небылица -Перечитать его Читают по цепочке Называют героев - Котята хотели хрюкать, утята квакать и т.д - Зверята хотели поменяться голосами - Заинька Перечитывают фрагмент из текста - Лисички взяли спички и подожгли море - Они испугались Читают фрагмент Перечитывают фрагмент - Они обрадовались, развеселились Зверята потушили море Читают фрагмент Смотрят мультфильм «Путаница» - Да - Нет, такого быть в реальной жизни не может, это вымысел - Это небылица |
IX. Подготовка к выразительному чтению 1. Помочь детям поставить перед собой задачу чтеца (Пр.) 2. Учить читать выразительно (Пр.) 3. Совершенствовать аналитические умения (П.) 4. Совершенствовать умение выделять требования к выразительному чтению (Р.) | | - Ребята, как вы думаете, как читает действительно хороший чтец? - С чего нужно начинать чтение любого произведение, будь то сказка, рассказ или небылица? - Что нужно передать при чтении? - Как мы может это передать? - Для чего это нужно? - Как вы думаете, какое настроение у данного произведения? - Значит с какой интонацией мы будем его читать? -Какую строчку прочитаем с изумлением? А какие с радостью? Какие с насмешкой? - В каком темпе будем читать? -Почему? *все ответы детей вывожу на слайд, после обсуждения они остаются на экране | -Выразительно, красиво, чтобы деткам было интересно слушать, они представляли бы себе всех описанных автором сказочных персонажей и события. - С автора и заглавия - Характер героев, общее настроение - Голосом, интонацией - Чтобы слушать было интересно и увлекательно - Веселое, радостное, игривое - С радостью, иногда с насмешкой, иногда с удивлением - В быстром темпе - Потому что действия быстро сменяются друг друга |
X. Выразительное чтение 1. Совершенствовать навыки выразительного чтения (Пр.) 2. Совершенствовать умение ориентироваться в тексте (П.) | | -Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного пошалить и повеселиться. А именно – побыть в роли зверей из небылицы «Путаница». - Возьмите, пожалуйста карандашики и отметьте слова или звуки, которые говорят звери. - Какие слова вы отметили? -Посмотрите, у некоторых животных очень много слов, а у некоторых совсем мало. У каких животных много фраз? - Давайте их слова будут читать отдельные люди. Маша, ты будешь читать слова котят, Миша … и т.д. (выбираю тех ребят, которые при первичном чтении показали хорошую беглость и выразительность) - Остальные будут громко хором читать слова остальных зверят. Но помнитес какой интонацией и каким темпом нужно читать? Если что, подсказка для вас есть на экране. Чтение по ролям - Как вы считаете, получилось ли у нас передать голосом характер героев и создать веселую атмосферу этого стихотворения? Как вы думаете, за что нам можно похвалить Машу, которая играла роль заиньки? А какой совет мы можем дать Саше? - Хорошо, а теперь давайте поменяемся ролями и попробуем снова. Кто хочет попробовать почитать выразительно? *снова даются роли, на этот раз роль автора дается одному из учеников - Ребята, как вы оцениваете это чтение? Что получилось у ребят? Кто, по вашему мнению, прочитал наиболее выразительно. - Почему? - Отлично. Я считаю, что вы все старались и у вас довольно хорошо получилось. Я надеюсь в следующий раз вы учтете советы, которые вам дали товарищи | - У котят, у утят, у заиньки, у кукушки и у кита Читают по ролям Обсуждают выразительное чтение, оценивают своих товарищей Меняются ролями, читают снова Обсуждают выразительное чтение, оценивают своих товарищей |
XI. Итог урока. Рефлексия 1. Учить рефлексии содержания и деятельности (Р.) 2. Совершенствовать аналитические умения (П.) | | 1. Рефлексия по содержанию - Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? - На какой жанр устного народного творчества похоже это произведение? - Для чего оно было написано? -Кому Корней Иванович посвятил это произведение? - Чему мы сегодня учились на уроке? 2. Рефлексияработы на уроке - У вас на партах лежат три кружочка разных цветов. Вы должны поднять тот кружочек, который соответствовал вашей работе на уроке. - оранжевый-ты работал активно на занятии, у тебя все получалось. - зеленый - ты работал не очень активно, у тебя не все получилось. - красный – ты вообще не работал на занятии, у тебя ничего не получилось. -Ребята, кто поднял оранжевый кружочек. Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали. -Ребята, которые подняли зеленый, постарайтесь работать активнее на уроке. -А почему у тебя что-то не получалось? Ребята, кто поднял розовый кружочек, это хорошо, что вы видите свои ошибки и неудачи. -А почему? Что мешало? - Урок окончен. | - Мы познакомились с произведением К.И. Чуковского - Оно похоже на небылицу - Для развлечения, радости, веселья - Своей дочери Машеньке - Выразительно читать и голосом передавать характер и настроение героев |