План-конспект урока по чтению.
Тема урока: К.И. Чуковский «Путаница».
Цели урока:
Обучающие: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма).
Развивающие: развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание; продолжить развитие умений работать с текстом; работать над выразительностью, беглостью чтения, умением передавать настроение героев интонацией.
Воспитательные: привитие любви к чтению, расширение читательского кругозора.
Оборудование: использование презентации «Произведения К.И. Чуковского»,
I. Орг. момент.
Речевая разминка.
-Прочитайте на одном выдохе три раза: шепотом, тихо, громко:
ЛА-ЛЭ-ЛЫ-ЛУ-ЛО
АЛ-ЭЛ-ЫЛ-УЛ-ОЛ
КЛА-КЛЭ-КЛЫ-КЛУ-КЛО
-Прочитайте скороговорку три раза – медленно, быстрее, очень быстро.
Сшит колпак не по колпаковски,
Вылит колокол не по колоколовски.
II. Изучение нового материала.
1. Постановка цели урока.
-Сегодня мы отправляемся в путешествие. А поможет нам в этом путешествии известный детский писатель. Его знали не только взрослые, но и все дети нашей страны.
Я прочитаю вам отрывки из его произведений, а вы назовите его имя и название произведения.
1 )Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой….
2) Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!
3) Милый, милый людоед
Смилуйся над нами!
Мы дадим тебе конфет
Чаю с сухарями.
4 )Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица…
5)-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
- Так , кто автор этих строк?
1-ый слайд.
2. Актуализация знаний. Используется презентация «Произведения К.И. Чуковского».
1 слайд.
-Что вы знаете из жизни писателя? (Дети рассматривают портрет.)
- В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Корнеем», а еще Чукошей ещё при жизни. Его день рождения – 1 апреля 1882г. Всегда имел в запасе шутку, доброе слово.
Он казался добрым волшебником из сказки – высокий, громкоголосый, не похожий ни на кого. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федориного горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона»(видеоурок о Чуковском)
-Итак, мы отправляемся в путешествие.
1-я станция «ЗАГАДАЙКА» (2-й слайд)
- Чуковский писал не только стихи, но и загадки.
1) Вот иголки и булавки
Вылезают из под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят.(Ёж)
2) Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя увидел неряху лохматого.(Зеркало)
3) Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня!
- Молодцы, справились!
2-я станция «Чистюля»
- В каких произведениях К.И.Чуковский призывает быть чистоплотными?
(отрывки из мультфильмов)
- Почему Мойдодыр разозлился на мальчика?
- Почему взбунтовалась посуда у Федоры?
-Чему нас учат эти произведения?
3-я станция «Страшилка»
-Чуковский веселил детей и страшными историями.
-Какие страшные истории вы знаете? («Тараканище», «Бармалей», «Крокодил»).
-Почему страшилки вызывают улыбку? (Больше смешные, чем страшные)
- Так, какие же это истории – страшные или смешные?
4-я станция «Запоминайка»
-Кто помнит наизусть произведения Чуковского? (один ученик из каждой группы)
5-я станция «Шиворот – Навыворот»
-На этой станции мы познакомимся со стихотворением , где все наоборот.
Может, кто то знает это стихотворение? (ответы детей)
«ПУТАНИЦА»
1)Прочитать.
-Что такое «путаница»? (Ответы детей по группам)
(На экране целевой вопрос)
-ПРАВИЛЬНО ЛИ АВТОР НАЗВАЛ СВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
2)Прослушивание аудиозаписи (голос автора)
3)Работа с учебником.
а) чтение стихотворения по «цепочке»
Понравилось вам стихотворение?
-Что необычного в этой сказке?
-Какими строчками заканчивается сказка?
-Что показалось самым смешным?
-Что запомнилось сразу?
-Назови персонажей сказки?
-Кто из них самый серьезный?
-Как его называет автор?
-Чем «Путаница» похожа на небылицу
б) выборочное чтение:
-Кто стал: мяукать; хрюкать; квакать; крякать; мычать?
-Какие звуки на самом деле издают герои стихотворения? )
Словарная работа.
Ковш - округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего.
Ушат – небольшая кадка с ушами.
Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном
4) Работа над выразительным чтением.
-Нужно прочитать таким голосом, кого они изображают(выделить слова) по абзацам (часть хором)
5)Конкурс чтецов (1 ученик из группы)
7) Хоровое чтение
- Читаем выразительно, стараясь передать настроение каждого героя.
8) Работа над произведением «Путаница».
-Что случилось с героями произведения?
-Почему им надоело говорить своими голосами?
-Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?
-К чему привела их шалость?
-Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
-Смогли бы они потушить море? Почему?
-Кто потушил море? Зачитайте. Почему ей удалось затушить?
-Как веселились звери?
-Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?
-Прочитайте, как автор передал радость зверей
Физкультминутка.
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Вывод: В сказках К.И. Чуковского все касается всех. Уж если беда, то вселенская, вплоть до светопреставления («Краденое солнце»), а если радость, то всемирная, от неё на осинах зреют апельсины, а на березах вырастают розы.
Рефлексия.
Мне понравилось…
Я узнал…
Я понял …
Я думаю …
-Какое у вас после этого урока настроение?
Домашнее задание.
Выучить отрывок из стихотворения «Путаница», сочинить свою небылицу..