Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тема: Как живут растения?
Цель:
- познакомить с условиями необходимыми для жизни растений;расширить представление о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями
- развивать наблюдательность, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок-исследование
Оборудование:
мультимедиа
стаканчики с результатами опытной работы (6 штук)
памятки «Как ухаживать за комнатными растениями»
комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)
Подготовка к уроку:
За неделю до проведения урока класс делиться на 5 групп. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за результатами.
Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.
Группа № 1:
В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, а в стакане без воды семена не изменились.
Группа № 2:
В два стакана поместили семена фасоли. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.
Группа № 3:
Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод .На холоде семена не проросли.
Группа № 4:
Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли плёнкой, а другой нет. Семена без плёнки проросли быстрее. Для роста необходим воздух.
Группа № 5:
Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно одного стакана налили немного воды, а на дно другого насыпали почву. Семена в почве проросли быстрее.
Ход урока:
1.Организационный момент./дети сидят по группам на которые распределяются самостоятельно/
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2.Актуализация знаний.
В голове снег,
В животе снег,
Ив ногах снег,
И в руках снег.
Что за чудо- человек?
/снеговик/
- Наш гость принёс конверт. Что же в нём? Загадки. Отгадайте их.
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?/ Откуда берутся снег и лёд/
- Правильно, мы знакомились со свойствами снега и льда. Проверим свои знания.
Б) Графический диктант.
/Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак/
- Снег при таянии превращается в воду./да
Если вода замерзает, она превращается в лёд./да
Снег бесцветный./нет
Лёд прозрачный./да
У снежинки пять лучей./нет
Снег рыхлый./да
Лёд хрупкий./да
Снег прозрачный./нет
Все снежинки одинаковые./нет
Снег белый./да
- Оценить себя.
- Покажите мне результат. Молодцы! Все ответы зелёные и жёлтые.
- Командиры сдадут мне листочки.
3. Самоопределение к деятельности.
- Вы сработали очень хорошо. У всех положительный результат. А мы знаем, что в каждой работе важен положительный результат. И сегодня мы продолжим трудиться так, чтобы в конце урока получить положительный результат.
- Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория.
В кого мы превращаемся?
/учёных- исследователей, в открывателей ..
- Вы становитесь учёными – исследователями.
- Кто такой исследователь?
- Прежде чем приступить к исследованию, что должен сделать учёный?
/1.Учёный ставит перед собой задачу, что будет исследоваться в результате опыта.
2. Подбирает оборудование для опыта, продумывает ход своей работы.
3.Помнит о правилах безопасности во время эксперимента.
4. В конце исследования делает вывод.
-Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Вы должны в каждом ряду найти лишний предмет.
собака, кошка, ДЕРЕВО, корова
дождь, снег, ледоход, ЦВЕТОК
КУСТ, бабочка, жук, стрекоза
- Посмотрите, какие картинки остались? Как назвать одним словом?
/ Это – растения.
- Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?
/ответы детей
- Что общего у всех растений ?
/Все растения имеют корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
-Как вы считаете, растения относятся к живой или неживой природе? Докажите.
/пьют, дышат, растут, размножаются, умирают/
4. Сообщение темы и целей урока.
- Предположите, что будет сегодня предметом-объектом нашего исследования на уроке.
/ растения.
- Да, мы сегодня поговорим о растениях.
- Исходя из этого поставьте цели нашего исследования!
/1. Какие условия необходимы для роста растений?
2. Как ухаживать за растениями.
5. Работа по теме урока.
- В любом исследовании есть практическая и теоретическая часть. Приступаем к теоретической части.
- А для этого послушайте внимательно одну историю и запомните, как росло растение и при каких условиях.
“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором росла и цвела фасоль. Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.
Но вот однажды на сад короля налетел злой колдун. Он рвал и метал, сметая всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но злой колдун не унимался. Король упал на землю и заплакал. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко фасоли, подхваченное ураганом, случайно попало в землю у замка злого волшебника. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Лил сильный дождь. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Шло время, светило яркое солнце. Росток рос и окреп, на нём появлялись листики. И вот однажды растение зацвело.
Злой волшебник увидев это очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним.
Он взял свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.
И снова на всей земле зацвели прекрасные сады!”
- Какое растение упомянуто в сказке?/ фасоль
- Как росло единственное растение, выжившее после урагана? / семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды.
- Что с ним происходило?
/ответы детей
- Давайте наглядно проследим путь развития растения из семени.
- Найдите на вашем столе конверт с «Развитие растения из семени» и наклейте карточки в том порядке, как растёт растение. Не забывайте правила работы в группе.
/работа в группе/
- Проверим, правильно ли вы расположили карточки.
ФИЗМИНУТКА
- Приступаем к практической части нашего исследования.
- Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия.
- Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.
- Первое необходимое условие.
* Группа № 5:
Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно одного стакана налили немного воды, а на дно другого насыпали почву. Семена в почве проросли быстрее.
- Какое ещё условие необходимо для роста растения?
/ Растениям для лучшего роста необходима почва.
Второе необходимое условие это то, чьё название спрятано за точками в этом стихотворении:
Не умыться, не напиться без …
Листику не распуститься без …
Без …прожить не могут птица. зверь и человек
И поэтому всегда всем везде нужна….
/вода
*Группа № 1: «В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»
-Итак, что необходимо для жизни и развития растений?
/ Растениям необходима вода.
- Чтобы выяснить, какое третье условие, надо отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него прожить не можем.
/ воздух
*Группа №2: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.
- Какое третье необходимое условие для роста растений?
/ Растениям необходим воздух.
-Название следующего условия в новом четверостишии:
Выше леса, выше туч
Пробивался ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, луч.
Он всему живому нужен
И в тепло, и в злую стужу.
/ солнце
*Группа №3: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.
- Итак, какое ещё условие необходимы для жизни и роста растений?
/Растениям необходимо тепло.
- О своих наблюдениях нам расскажет следующая группа.
*Группа №4: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Один стакан поместили на свет, а другой поставили в темноту .Семена на свету проросли быстрее, а в темном месте не проросли.
-Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?
/ Растениям необходим солнечный свет.
-Назовите, какие условия необходимы для роста и жизни растений.
/ Для жизни растений необходимы солнце, воздух, вода, почва. В земле, где есть вода, воздух и тепло, семена обязательно прорастут.
-Чтобы подтвердить достоверность наших исследований, обратимся к учебнику, который как мы знаем написали для нас настоящие учёные.
Учебник с.71-вывод./последнее предложение прочитать отдельно и хором/
-Одни растения любят много света, а другие могут пережить холод. Одни растения любят много воды, другие нет. Мы с вам , как добрые волшебники, можем подарить растениям воду, тепло, воздух, но только тем растениям, которые растут в комнате.
- А к какой группе растений мы отнесём те, которые растут в комнате?
/Комнатные растения/
- А какие вы знаете комнатные растения?
/
- А теперь практически мы попробуем применить свои знания.
- Всё живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда за ними ухаживают. Прочитайте памятку «Правила ухода за комнатными растениями».
/один ученик зачитывает вслух/
- Я предлагаю вам воспользоваться этой памяткой и поучиться ухаживать за комнатными растениями. Но сначала ответьте на вопросы которые для вас приготовили растения.
- Зачем поливают комнатные растения?
/ Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.
- Почему комнатные растения ставят близко к окну?
/ Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.
- Почему с листьев нужно удалять пыль?
/Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать или обрызгивать.
- Почему нужно рыхлить растения?
/Через рыхлую почву вода, воздух легче поступает к корешкам растения/
- Почему проветривая окно, растение нужно убирать с подоконника?
/ Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может быть для них смертельным.
Практическая часть.
/протереть тряпочкой листья, прорыхлить, полить
- Растение — живое.
- Какие условия необходимы для роста растения?/ Для жизни растений необходимы солнце, воздух, вода, почва.
6.Рефлексия.
- На доске у меня солнце. Какие ещё условия необходимы для роста и жизни растения?/вода, почва, тепло, воздух/
Выберите лепесток, которым бы вы обозначили воду- воздух-тепло-почву/
- А теперь цветом покажите какое у вас настроение в конце урока.
7.Итог урока.
- Научная лаборатория на сегодня закрывается. Какие выводы сделали мои учёные.
- Итак, что нужно растениям для жизни?
/почва, вода, воздух, свет и тепло.
- Назовите этапы жизни растения.
/ семечка, росток, листики, цветы, плоды.
8. Домашнее задание.
Вклеить в тетрадь карточки – этапы развития растений.
Приложение.
Памятка
“Правила ухода за комнатными растениями”.
Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Литература
Интернет-ресурсы.
Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:1 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»,Е.М.Тихомирова. - М. Издательство «Экзамен»,2012. – 335.
Окружающий мир: занимательные материалы /авт. – сост. Г. Н. Решетникова, Н.И. Стрельников. - Волгоград: Учитель, 2008, - 264 с.:ил.
Самоанализ урока окружающий мир в 1 «А» классе по ФГОС
Учитель Матанцева Е.В.
Тема урока: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто?
Цели урока: Создать условия для ознакомления учащихся с условиями жизни растений, расширить представления о жизни и росте растений, показать основные приёмы ухода за комнатными растениями.
Задачи:
Образовательные:
Формировать первоначальные понятия об общих частях растений.
Учить находить, показывать и называть части растений.
Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
Развивающие:
Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
Воспитательные:
Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ресурсы: Компьютер, презентация. Учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс (авторы Плешаков)
Тип урока: урок - исследование
Свой урок я строила в соответствии с требованиями ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.
- Зачем поливают комнатные растения?
- Почему комнатные растения ставят близко к окну?
- Почему с листьев нужно удалять пыль?
- Почему нужно рыхлить растения?
- Почему проветривая окно, растение нужно убирать с подоконника?