СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Как живут растения?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:   окружающий мир

Класс:        1

Тема:        Как живут растения?

 

Цель:

 

- познакомить с  условиями необходимыми для жизни растений;расширить представление о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями

 

- развивать наблюдательность, внимание;

 

- воспитывать бережное отношение к природе.

 

Тип урока: урок-исследование

 

Оборудование:

мультимедиа

стаканчики с результатами опытной работы (6 штук)

памятки «Как ухаживать за комнатными растениями»

комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Как живут растения?"»

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема: Как живут растения?


Цель:


- познакомить с условиями необходимыми для жизни растений;расширить представление о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями


- развивать наблюдательность, внимание;


- воспитывать бережное отношение к природе.


Тип урока: урок-исследование


Оборудование:

мультимедиа

стаканчики с результатами опытной работы (6 штук)

памятки «Как ухаживать за комнатными растениями»

комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)



Подготовка к уроку:


За неделю до проведения урока класс делиться на 5 групп. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за результатами.


Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.


Группа № 1:


В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, а в стакане без воды семена не изменились.


Группа № 2:


В два стакана поместили семена фасоли. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.


Группа № 3:


Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод .На холоде семена не проросли.


Группа № 4:


Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли плёнкой, а другой нет. Семена без плёнки проросли быстрее. Для роста необходим воздух.


Группа № 5:

Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно одного стакана налили немного воды, а на дно другого насыпали почву. Семена в почве проросли быстрее.





Ход урока:


1.Организационный момент./дети сидят по группам на которые распределяются самостоятельно/

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!


2.Актуализация знаний.

  • У нас на уроке сказочный гость. Отгадайте, кто он.

В голове снег,

В животе снег,

Ив ногах снег,

И в руках снег.

Что за чудо- человек?

/снеговик/

- Наш гость принёс конверт. Что же в нём? Загадки. Отгадайте их.

- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?/ Откуда берутся снег и лёд/

- Правильно, мы знакомились со свойствами снега и льда. Проверим свои знания.





Б) Графический диктант.

/Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак/

- Снег при таянии превращается в воду./да

Если вода замерзает, она превращается в лёд./да

Снег бесцветный./нет

Лёд прозрачный./да

У снежинки пять лучей./нет

Снег рыхлый./да

Лёд хрупкий./да

Снег прозрачный./нет

Все снежинки одинаковые./нет

Снег белый./да

- Оценить себя.

- Покажите мне результат. Молодцы! Все ответы зелёные и жёлтые.

- Командиры сдадут мне листочки.






3. Самоопределение к деятельности.

- Вы сработали очень хорошо. У всех положительный результат. А мы знаем, что в каждой работе важен положительный результат. И сегодня мы продолжим трудиться так, чтобы в конце урока получить положительный результат.


- Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория.

В кого мы превращаемся?

/учёных- исследователей, в открывателей ..

- Вы становитесь учёными – исследователями.

- Кто такой исследователь?

- Прежде чем приступить к исследованию, что должен сделать учёный?


/1.Учёный ставит перед собой задачу, что будет исследоваться в результате опыта.

2. Подбирает оборудование для опыта, продумывает ход своей работы.

3.Помнит о правилах безопасности во время эксперимента.

4. В конце исследования делает вывод.


-Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Вы должны в каждом ряду найти лишний предмет.

собака, кошка, ДЕРЕВО, корова

дождь, снег, ледоход, ЦВЕТОК

КУСТ, бабочка, жук, стрекоза





- Посмотрите, какие картинки остались? Как назвать одним словом?


/ Это – растения.


- Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?


/ответы детей


- Что общего у всех растений ?

/Все растения имеют корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

-Как вы считаете, растения относятся к живой или неживой природе? Докажите.

/пьют, дышат, растут, размножаются, умирают/



4. Сообщение темы и целей урока.


- Предположите, что будет сегодня предметом-объектом нашего исследования на уроке.

/ растения.

- Да, мы сегодня поговорим о растениях.

- Исходя из этого поставьте цели нашего исследования!

/1. Какие условия необходимы для роста растений?

2. Как ухаживать за растениями.


5. Работа по теме урока.

- В любом исследовании есть практическая и теоретическая часть. Приступаем к теоретической части.


- А для этого послушайте внимательно одну историю и запомните, как росло растение и при каких условиях.

“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором росла и цвела фасоль. Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.

Но вот однажды на сад короля налетел злой колдун. Он рвал и метал, сметая всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но злой колдун не унимался. Король упал на землю и заплакал. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко фасоли, подхваченное ураганом, случайно попало в землю у замка злого волшебника. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Лил сильный дождь. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Шло время, светило яркое солнце. Росток рос и окреп, на нём появлялись листики. И вот однажды растение зацвело.

Злой волшебник увидев это очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним.

Он взял свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.

И снова на всей земле зацвели прекрасные сады!”





- Какое растение упомянуто в сказке?/ фасоль

- Как росло единственное растение, выжившее после урагана? / семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды.

- Что с ним происходило?

/ответы детей


- Давайте наглядно проследим путь развития растения из семени.

- Найдите на вашем столе конверт с «Развитие растения из семени» и наклейте карточки в том порядке, как растёт растение. Не забывайте правила работы в группе.

/работа в группе/


- Проверим, правильно ли вы расположили карточки.


ФИЗМИНУТКА

- Приступаем к практической части нашего исследования.

- Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия.

- Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.




- Первое необходимое условие.


* Группа № 5:

Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно одного стакана налили немного воды, а на дно другого насыпали почву. Семена в почве проросли быстрее.

- Какое ещё условие необходимо для роста растения?


/ Растениям для лучшего роста необходима почва.


Второе необходимое условие это то, чьё название спрятано за точками в этом стихотворении:


Не умыться, не напиться без …


Листику не распуститься без …


Без …прожить не могут птица. зверь и человек


И поэтому всегда всем везде нужна….


/вода


*Группа № 1: «В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»


-Итак, что необходимо для жизни и развития растений?

/ Растениям необходима вода.




- Чтобы выяснить, какое третье условие, надо отгадать загадку:


Через нос проходит в грудь


И обратный держит путь.


Он невидимый, но всё же


Без него прожить не можем.


/ воздух



*Группа №2: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.


- Какое третье необходимое условие для роста растений?


/ Растениям необходим воздух.


-Название следующего условия в новом четверостишии:


Выше леса, выше туч


Пробивался ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, луч.


Он всему живому нужен


И в тепло, и в злую стужу.


/ солнце


*Группа №3: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.


- Итак, какое ещё условие необходимы для жизни и роста растений?

/Растениям необходимо тепло.


- О своих наблюдениях нам расскажет следующая группа.


*Группа №4: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Один стакан поместили на свет, а другой поставили в темноту .Семена на свету проросли быстрее, а в темном месте не проросли.






-Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?


/ Растениям необходим солнечный свет.

-Назовите, какие условия необходимы для роста и жизни растений.


/ Для жизни растений необходимы солнце, воздух, вода, почва. В земле, где есть вода, воздух и тепло, семена обязательно прорастут.

-Чтобы подтвердить достоверность наших исследований, обратимся к учебнику, который как мы знаем написали для нас настоящие учёные.

Учебник с.71-вывод./последнее предложение прочитать отдельно и хором/


-Одни растения любят много света, а другие могут пережить холод. Одни растения любят много воды, другие нет. Мы с вам , как добрые волшебники, можем подарить растениям воду, тепло, воздух, но только тем растениям, которые растут в комнате.

- А к какой группе растений мы отнесём те, которые растут в комнате?

/Комнатные растения/

- А какие вы знаете комнатные растения?

/

- А теперь практически мы попробуем применить свои знания.


- Всё живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда за ними ухаживают. Прочитайте памятку «Правила ухода за комнатными растениями».

/один ученик зачитывает вслух/

- Я предлагаю вам воспользоваться этой памяткой и поучиться ухаживать за комнатными растениями. Но сначала ответьте на вопросы которые для вас приготовили растения.


- Зачем поливают комнатные растения?

/ Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.

- Почему комнатные растения ставят близко к окну?

/ Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.

- Почему с листьев нужно удалять пыль?

/Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать или обрызгивать.

- Почему нужно рыхлить растения?

/Через рыхлую почву вода, воздух легче поступает к корешкам растения/

- Почему проветривая окно, растение нужно убирать с подоконника?

/ Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может быть для них смертельным.

Практическая часть.


/протереть тряпочкой листья, прорыхлить, полить




- Растение — живое.

- Какие условия необходимы для роста растения?/ Для жизни растений необходимы солнце, воздух, вода, почва.


6.Рефлексия.

- На доске у меня солнце. Какие ещё условия необходимы для роста и жизни растения?/вода, почва, тепло, воздух/

Выберите лепесток, которым бы вы обозначили воду- воздух-тепло-почву/

- А теперь цветом покажите какое у вас настроение в конце урока.

  • Понравился ли вам урок?

  • Какое задание понравилось больше всего?

  • Оцените себя. Как вы работали сегодня на уроке.

7.Итог урока.

- Научная лаборатория на сегодня закрывается. Какие выводы сделали мои учёные.


- Итак, что нужно растениям для жизни?


/почва, вода, воздух, свет и тепло.


- Назовите этапы жизни растения.


/ семечка, росток, листики, цветы, плоды.


8. Домашнее задание.

Вклеить в тетрадь карточки – этапы развития растений.








Приложение.


Памятка


“Правила ухода за комнатными растениями”.

Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.



Литература

Интернет-ресурсы.

Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:1 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»,Е.М.Тихомирова. - М. Издательство «Экзамен»,2012. – 335.

Окружающий мир: занимательные материалы /авт. – сост. Г. Н. Решетникова, Н.И. Стрельников. - Волгоград: Учитель, 2008, - 264 с.:ил.





























Самоанализ урока окружающий мир в 1 «А» классе по ФГОС

Учитель Матанцева Е.В.

Тема урока: Что общего у разных растений? Раздел: Что и кто? 
Цели урока: Создать условия для ознакомления учащихся с условиями жизни растений, расширить представления о жизни и росте растений, показать основные приёмы ухода за комнатными растениями.

Задачи:
Образовательные: 

Формировать первоначальные понятия об общих частях растений.

  • Учить находить, показывать и называть части растений.

  • Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.

  • Формирование реалистических представлений об окружающем мире.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.

  • Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать в коллективе, в паре.

  • Воспитание бережного отношения к природе.

  • Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ресурсы: Компьютер, презентация. Учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», 1 класс (авторы Плешаков)

Тип урока: урок - исследование





Свой урок я строила в соответствии с требованиями ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся.












- Зачем поливают комнатные растения?






- Почему комнатные растения ставят близко к окну?




- Почему с листьев нужно удалять пыль?





- Почему нужно рыхлить растения?





- Почему проветривая окно, растение нужно убирать с подоконника?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!