СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Как зимой помочь птицам? Зимующие и перелетные птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Как зимой помочь птицам? Зимующие и перелетные птицы." можно использовать при подготовке к уроку окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова (программа "Школа России")

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Как зимой помочь птицам? Зимующие и перелетные птицы"»

Конспект урока окружающего мира «Как зимой помочь птицам. Зимующие и перелетные птицы»

Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ СОШ № 40

Учитель: Чертыковцева Ю.М.

Класс: 1-В

Предмет: Окружающий мир

Тема учебного занятия: Как зимой помочь птицам. Зимующие и перелетные птицы

Продолжительность учебного занятия: _35_ мин.

Тип учебного занятия: урок - викторина


Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1.Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных.

2.Расширять кругозор.

3.Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.


Ход учебного занятия:

1. Организация начала урока .

Цель этапа: Подготовка учащихся к работе

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Организация внимания и внутренней готовности…

Умение организоваться

словесный

фронтальный


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

Подготовка к работе


2.Викторина.

Цель этапа: Расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях и перелётных..

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОР

знания

умения

Знание отличительных особенностей птиц от других животных.

Умение отличать птиц от других животных..

Наглядный, практический

Фронтальн.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Вступительное слово учителя

Учитель пересказывает рассказ Ю.Дмитриева:

Какие бывают птицы


Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9000 видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, а есть «вегетарианцы».

- Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Отгадайте загадки, о ком идет речь?


В деревне есть часы такие,

Не мертвые, а живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода

(Петух.)

Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей)

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

-Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна «лишняя»? Какая?









-Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе. Для этого надо разделиться на две команды.


II Конкурс загадок.

За правильно отгаданную загадку команды получают по одному очку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(воробей)

(На слайде появляется изображение воробья и звучит запись голоса)


















Трещала с самого утра:

«Пор-р-а! Пор-р-а! А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…(сорока)

(На слайде появляется изображение сороки)










В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись…(дятел)

(На слайде появляется изображение дятла и звучит запись голоса)




























И в лесу, заметьте, дети

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и…(совы)

(На слайде появляется изображение совы и звучит запись голоса)






































- Итак, на экране вы видите дятла, воробья, сороку, сову. Что является общим для всех этих птиц?

- Этих птиц называют оседлыми или зимующими.










- А каких птиц, зимующих у нас, вы еще знаете?.

Конкурс «Узнай птицу»

Заранее подготовленный ученик или учитель читает описание птицы. Задача детей как можно быстрее узнать её. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание птицы дочитывается до конца. Птица появляется на экране, звучит запись голоса этой птицы.





























































- Теперь откроем учебник на странице 76 и посмотрим на птиц, зимующих у нас. Давайте раскрасим кружки возле тех птиц, которых вы видели зимой.

- Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна - две доживают до весны.

- Как можно помочь птицам зимой?










- Итак, конкурс загадок продолжается! Кто отгадает следующие загадки про птиц?


Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста

(Ласточка)

(Читаю все загадки : о ласточке, скворце, граче, соловье Дети отгадывают. Разбиваю класс на группы и даю задание подготовить сообщение об одной из птиц.

Представитель от каждой группы выходит к доске рассказывать, а остальные члены группы дополняют его сообщение. На экране в это время появляются птицы: ласточка, скворец, грач, соловей, свиристель; звучит запись голосов птиц.)























Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

деревянный свой дворец

Долгожданный наш ...

(Скворец)





























Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

(Грач)


























Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

(Соловей)
























































- Что общего у этих птиц, о которых вам рассказали ребята?

-Почему их так называют?


- На экране вы видите перелетных птиц о которых вам только что рассказали ребята. Кто запомнил названия птиц? (Ученики, глядя на картинки, называют птиц)


- Как вы думаете, почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас?

- Почему журавль улетает в теплые края, сова зимует в наших краях?

Для ответа на первую часть вопроса ученики должны воспользоваться рисунком на стр. 77 учебника.

Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

- Как же это удалось сделать ученым? (Возможно, кто-то из детей даст верный ответ.)

- Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Рассматриваются карты на стр. 77 учебника, показывающие, где проводят лето и зиму ласточки, журавли.


На экране появляются картинки с зимующими и перелетными птицами. Задание:

- Окольцевать перелетных птиц. (Ученики называют перелетных птиц, к ним на лапки прилетают колечки.)






III Итоги викторины

-Наш урок подошел к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного из жизни птиц. Каких перелетных птиц вы запомнили?

- Где зимуют перелетные птицы? Как об этом узнали ученые?

- Каких зимующих птиц вы запомнили? Как можно помочь зимой этим птицам?






















-Воробей, потому что петух и гусь – это домашние птицы.



Выходит подготовленный ученик с докладом об этой птице:


Воробьи – очень прожорливые птички. Они истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. «Вора бей!» - кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут с тех пор.

Различают две разновидности воробьев: городские и полевые. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное, серенькое.




Выходит подготовленный ученик с докладом об этой птице:


Дятел – лесной санитар. Он долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из-под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий.

Каждый дятел выводит свои барабанные трели. Длина каждой барабанной дроби имеет свое значение: так может сердиться на соперника, который прилетел на его территорию, или звать подругу в гнездо.



Выходит подготовленный ученик с докладом об этой птице:


Окраска оперения у сов, как правило, «защитная», то есть оно сливается с окружающей средой, помогая птице оставаться незамеченной во время дневного отдыха.

Сова – это хищница. Охотится преимущественно по ночам на грызунов и небольших змей. Обладает острым зрение и слухом. Некоторые совы место нахождения своей добычи умеют определять даже под слоем снега. Благодаря особому оперению летает тихо, почти бесшумно.


- Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.




Птичка ростом с воробья. У неё белые щечки, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. Название свое получила за песенку: «сии-сии» или «ции-ции».

Питается синица жучками и мушками. Зимой, когда корма становится меньше, она часто голодает. Так из 10 синиц зимой выживает только 2. Поэтому птиц повсеместно подкармливают.


Свое название птица клест получила за форму клюва. Клюв у нее с перекрещенными концами, крестообразный – «клестный».

Питаются клесты семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы выводят своих птенцов зимой.


Обитатель лесной зоны, иногда встречается в садах и парках. При посадке на дерево он садится не на ветку, как это делают другие птицы, а на отвесный вертикальный ствол дерева и сразу же начинает по нему очень быстро ползать вверх и вниз (отсюда название).

Насекомоядная птица. Пойманных насекомых поползень расклёвывает, прижав лапой, а крупные семена вставляет в трещины коры и разбивает ударом клюва.








- Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки. Можно подкармливать птиц раздавленными семенами подсолнечника, арбуза, тыквы. Для синиц очень хороши кусочки несолёного сала. Есть у птиц и природные столовые. Например, деревья рябины. Берегите рябину!



Выходит ученик с докладом об этой птице:


Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки.

Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом.







Выходит ученик с докладом об этой птице:


При выборе мест обитания скворец предпочитает лесные опушки, парки, сады, берега рек. Заселяет и скворечники, если сочтет их удобными для проживания.

Скворец искусный певец и имитатор звуков.

Питается жуками, личинками, гусеницами, дождевыми червями, ягодами.

Если скворца приручить, то он начинает узнавать хозяев и отличать их от посторонних.



Выходит ученик с докладом об этой птице:


Весной грач прилетает очень рано с появлением первых проталин.

Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой. Используется оно в течение ряда лет, ежегодно ремонтируется.

Питается главным образом насекомыми, в том числе такими вредными, как майский жук, свекловичный долгоносик и другие. Этим грач приносит большую пользу сельскому хозяйству.



Выходит ученик с докладом об этой птице:


Обитает в светлых лесах, поймах рек, садах и парках. Обычно по сырым местам. Питается насекомыми. Гнездо устраивает обычно на земле у корней кустарника.

Песня – набор повторяющихся свистов и щелканий. Каждый элемент песни (колено), число которых может достигать 12, повторяется несколько раз. Крик – низкое «фюить-трр»


Выходит ученик с докладом об этой птице:


Свое название получила благодаря нежной журчащей трели «свиририри».

Перелетно - кочующая птица. Гнездится в смешанных и хвойных лесах, состоящих из сосны, березы и ели. Гнездо помещается на высоте от 2 до 16 метров от земли.

Питается насекомыми, личинками, различными ягодами.

В жизни леса свиристель играет большую роль, т.к. широко разносит семена рябины и других растений, которые, пройдя через её кишечник, не теряют всхожести.


-Это перелетные птицы.

-Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс