Учитель:
Школа:
Класс:
Предмет: русский язык
Тема: «Будущее время»
Тип урока: комбинированный
Цели: 1) Формировать навык различия форм времен глагола, форм будущего времени от других форм глагола.
2) Развивать умение находить глаголы будущего времени и использовать их в речи, развивать способность обобщать, анализировать, систематизировать, развивать культуру речи, познавательные способности учащихся и орфографическую зоркость.
3) воспитывать в детях чувство любви к труду и чувство ответственности за птиц.
Методы: слово учителя, частично – поисковый, метод проблемной беседы, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: ТСО (магнитофон), плакат с птицами, таблицы, учебник.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Повторение.
3. Словарная работа.
4. Объяснение новой темы.
5. Закрепление.
6. Итог.
Ход урока.
Орг. Момент. – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке русского языка мы повторим все о глаголе и познакомимся с темой «Будущее время», эта тема для вас не новая, т. к вы изучали ее в начальных классах. Вы уже изучили прошедшее и настоящее время, а сегодня мы расширим и углубим знания по этой теме.
Мотивация. – А для чего мы будем изучать тему «Будущее время»? (ответы учащихся)
Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, тему урока, обратите внимание на числительное (комментирование орфограмм)
- Пишите красиво, быстро и аккуратно. Следите за осанкой, сидите ровно.
Повторение. Республика Казахстан занимает 9 место в мире по территории, площадь ее границ составляет 2724, 9 тыс. км. На такой огромной территории разместились моря и реки. Наша страна населена множеством животных и птиц, которые встречаются только в Казахстане. Все вы прекрасно знаете, что животные не покидают зимой среду обитания, а птицы улетают в теплые края. Но дальний перелёт отнимает у них много сил, вы можете им помочь. Для того чтобы птицы вернулись в родные края вам нужно ответить на вопрос, помещенный на обратной стороне нарисованных птиц. Если вы ответили на вопрос, птица возвращается в свое родное гнездо. Но если вы не ответили, ей придется ждать следующей весны.
1.Почему глагол является самостоятельной частью речи?
2.Что вы можете сказать о виде глагола настоящего времени?
3.Назовите три формы времени?
4.Какие глаголы указывают на постоянное действие?
5.Какая форма глагола называется неопределенной?
6.От чего зависит правописание гласных Е - И в корнях глагола?
7.От каких глаголов образуется глагол несовершенного вида при помощи приставки, суффикса, чередования звуков, ударения?
Вывод: Молодцы! Мы с вами ответили на вопросы, повторили всё о глаголе, и помогли птицам вернуться в родные края…
Словарная работа.
Эти птицы совьют гнезда, и вскоре мы услышим щебет птенцов. (ТСО)
– Ребята, а можно ли разбивать гнезда птиц? (ответы учащихся).
- А почему?
- А что мы с вами можем сделать, чтобы помочь птицам, которые остаются зимовать? (ответы учащихся).
- Ребята, а кто-нибудь из вас делал скворечники? (ответы)
-А кто живет в скворечнике? (скворец)
А что это за птица – скворец? (ответы)
Запишите слово скворец в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную «О», и поставьте ударение на последний слог.
-А сейчас я познакомлю вас со значением этого слова по словарю Ожегова.
Скворец – небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением.
-А что за птица жаворонок?
Запишем слово жаворонок, подчеркнем орфограммы и поставим ударение на первый слог.
-Ребята, жаворонок – певчая птица, отряда воробьиных.
-А теперь, придумайте предложения с этими словами. К доске пойдет и запишет ________. Запишем следующее предложение и сделаем синтаксический разбор.
Жаворонки, скворцы прилетают ранней весной. (повест, невоскл, двусост, прост), (задаю дополнительные вопросы и оцениваю)
Вывод: Молодцы, ребята! Я думаю, вы запомнили правописание слов жаворонок и скворец.
Объяснение нового материала. Мы обогатили свой словарный запас, а теперь расширим знания по теме «Будущее время». Но это чуть позже, для начала мы выполним следующее задание, к доске пойдет ________, _________, ________. (3 человека).
__________ выписывает глаголы прошедшего времени, _________ настоящего времени, __________ будущего времени.
Прошедшее время
|
Настоящее время
|
Будущее время
|
Строил скворечник
|
Кормлю птиц
|
Буду ждать
|
Искал гнездо
|
Слушаю пение
|
Куплю корм
|
Приносил пользу
|
Нашел птенцов
|
Прилетят птицы
|
Радовали пением
|
Делаю кормушку
|
Совершит перелёт
|
Заботилась о птицах
|
Щебечет воробей
|
Наступит зима
|
Объясните, почему вы выписали эти слова (каждый ученик объясняет) обратим внимание на орфограммы. (1 объясняет – оцениваю, 2 – оцениваю, 3 - пусть просто ответит, но не требуйте ответа у него).
Молодец! ________ все рассказал о будущем времени, что знаешь с начальных классов. (Оцениваю)
Откройте учебники на странице _____ , прочтите правило. Кто сможет составить таблицу по новой теме?
Вывод: Я сейчас предложу свой вариант данной таблицы, а вы попробуете объяснить ее содержание.
- Ребята, правильно ли мы сделали вывод?
Закрепление: Для закрепления полученных знаний выполним упражнение ___________. Его прочтет ____________. Читай громко, выразительно, все остальные внимательно слушаем. К доске выйдет ____________ и выпишет из стихотворения глаголы, определит их время и вид.
Пиши красиво, иначе будет снижена оценка. Комментируй. Все пишут за _____________.
-А почему ты считаешь, что это глаголы будущего времени? (ответ учащегося оцениваю).
-Ребята, а все ли вы трудолюбивы? Все ли помогают родителям? Нужно любить труд и всегда помогать своим родителям, в помощи нуждаются все, что нас окружает.
Творческое задание. А сейчас проведем творческую работу. В течение 5 минут вы должны написать мини-сочинение на тему « Забота о птицах». (ТСО)
-Ребята, готовы. Кто хочет прочесть свое мини-сочинение? (чтение сочинений)
- Молодец! А глаголы, какого времени ты использовал ?
Вывод: Ребята, вы написали мини- сочинения, используя глаголы разных времен. Я надеюсь, вы запомнили и усвоили, что глаголы будущего времени обозначают действие, происходящее после момента речи.
Итог: А теперь давайте обобщим знания по этой теме.
1.На что показывают формы будущего времени? (действие происходит после момента речи)
2.Что общего у глаголов настоящего и будущего времени? (окончания)
3.Что образуют глаголы совершенного вида? (формы будущего и прошедшего времени)
4.Что образуют глаголы несовершенного вида? (формы будущего сложного времени)
Вывод: Я вижу, что тему вы усвоили и можете применять свои знания на практике. Вы должны запомнить, что глаголы будущего времени обозначают действие, которое будет происходить после момента речи.
Откройте дневники. Запишите домашнее задание, упражнение ___________ на странице __________, читать задание.
Комментирование оценок (кому за что)
Урок окончен. До свидания.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Будущее время»
Учитель:
Школа:
Класс:
Предмет: русский язык
Тема: «Будущее время»
Тип урока: комбинированный
Цели: 1) Формировать навык различия форм времен глагола, форм будущего времени от других форм глагола.
2) Развивать умение находить глаголы будущего времени и использовать их в речи, развивать способность обобщать, анализировать, систематизировать, развивать культуру речи, познавательные способности учащихся и орфографическую зоркость.
3) воспитывать в детях чувство любви к труду и чувство ответственности за птиц.
Методы: слово учителя, частично – поисковый, метод проблемной беседы, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: ТСО (магнитофон), плакат с птицами, таблицы, учебник.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Повторение.
3. Словарная работа.
4. Объяснение новой темы.
5. Закрепление.
6. Итог.
Ход урока.
Орг. Момент. – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке русского языка мы повторим все о глаголе и познакомимся с темой «Будущее время», эта тема для вас не новая, т. к вы изучали ее в начальных классах. Вы уже изучили прошедшее и настоящее время, а сегодня мы расширим и углубим знания по этой теме.
Мотивация. – А для чего мы будем изучать тему «Будущее время»? (ответы учащихся)
Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, тему урока, обратите внимание на числительное (комментирование орфограмм)
- Пишите красиво, быстро и аккуратно. Следите за осанкой, сидите ровно.
Повторение. Республика Казахстан занимает 9 место в мире по территории, площадь ее границ составляет 2724, 9 тыс. км. На такой огромной территории разместились моря и реки. Наша страна населена множеством животных и птиц, которые встречаются только в Казахстане. Все вы прекрасно знаете, что животные не покидают зимой среду обитания, а птицы улетают в теплые края. Но дальний перелёт отнимает у них много сил, вы можете им помочь. Для того чтобы птицы вернулись в родные края вам нужно ответить на вопрос, помещенный на обратной стороне нарисованных птиц. Если вы ответили на вопрос, птица возвращается в свое родное гнездо. Но если вы не ответили, ей придется ждать следующей весны.
Почему глагол является самостоятельной частью речи?
Что вы можете сказать о виде глагола настоящего времени?
Назовите три формы времени?
Какие глаголы указывают на постоянное действие?
Какая форма глагола называется неопределенной?
От чего зависит правописание гласных Е - И в корнях глагола?
От каких глаголов образуется глагол несовершенного вида при помощи приставки, суффикса, чередования звуков, ударения?
Вывод: Молодцы! Мы с вами ответили на вопросы, повторили всё о глаголе, и помогли птицам вернуться в родные края…
Словарная работа.
Эти птицы совьют гнезда, и вскоре мы услышим щебет птенцов. (ТСО)
– Ребята, а можно ли разбивать гнезда птиц? (ответы учащихся).
- А почему?
- А что мы с вами можем сделать, чтобы помочь птицам, которые остаются зимовать? (ответы учащихся).
- Ребята, а кто-нибудь из вас делал скворечники? (ответы)
-А кто живет в скворечнике? (скворец)
А что это за птица – скворец? (ответы)
Запишите слово скворец в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную «О», и поставьте ударение на последний слог.
-А сейчас я познакомлю вас со значением этого слова по словарю Ожегова.
Скворец – небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением.
-А что за птица жаворонок?
Запишем слово жаворонок, подчеркнем орфограммы и поставим ударение на первый слог.
-Ребята, жаворонок – певчая птица, отряда воробьиных.
-А теперь, придумайте предложения с этими словами. К доске пойдет и запишет ________. Запишем следующее предложение и сделаем синтаксический разбор.
Жаворонки, скворцы прилетают ранней весной. (повест, невоскл, двусост, прост), (задаю дополнительные вопросы и оцениваю)
Вывод: Молодцы, ребята! Я думаю, вы запомнили правописание слов жаворонок и скворец.
Объяснение нового материала. Мы обогатили свой словарный запас, а теперь расширим знания по теме «Будущее время». Но это чуть позже, для начала мы выполним следующее задание, к доске пойдет ________, _________, ________. (3 человека).
__________ выписывает глаголы прошедшего времени, _________ настоящего времени, __________ будущего времени.
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
Строил скворечник | Кормлю птиц | Буду ждать |
Искал гнездо | Слушаю пение | Куплю корм |
Приносил пользу | Нашел птенцов | Прилетят птицы |
Радовали пением | Делаю кормушку | Совершит перелёт |
Заботилась о птицах | Щебечет воробей | Наступит зима |
Объясните, почему вы выписали эти слова (каждый ученик объясняет) обратим внимание на орфограммы. (1 объясняет – оцениваю, 2 – оцениваю, 3 - пусть просто ответит, но не требуйте ответа у него).
Молодец! ________ все рассказал о будущем времени, что знаешь с начальных классов. (Оцениваю)
Откройте учебники на странице _____ , прочтите правило. Кто сможет составить таблицу по новой теме?
Вывод: Я сейчас предложу свой вариант данной таблицы, а вы попробуете объяснить ее содержание.
- Ребята, правильно ли мы сделали вывод?
Закрепление: Для закрепления полученных знаний выполним упражнение ___________. Его прочтет ____________. Читай громко, выразительно, все остальные внимательно слушаем. К доске выйдет ____________ и выпишет из стихотворения глаголы, определит их время и вид.
Пиши красиво, иначе будет снижена оценка. Комментируй. Все пишут за _____________.
-А почему ты считаешь, что это глаголы будущего времени? (ответ учащегося оцениваю).
-Ребята, а все ли вы трудолюбивы? Все ли помогают родителям? Нужно любить труд и всегда помогать своим родителям, в помощи нуждаются все, что нас окружает.
Творческое задание. А сейчас проведем творческую работу. В течение 5 минут вы должны написать мини-сочинение на тему « Забота о птицах». (ТСО)
-Ребята, готовы. Кто хочет прочесть свое мини-сочинение? (чтение сочинений)
- Молодец! А глаголы, какого времени ты использовал ?
Вывод: Ребята, вы написали мини- сочинения, используя глаголы разных времен. Я надеюсь, вы запомнили и усвоили, что глаголы будущего времени обозначают действие, происходящее после момента речи.
Итог: А теперь давайте обобщим знания по этой теме.
На что показывают формы будущего времени? (действие происходит после момента речи)
Что общего у глаголов настоящего и будущего времени? (окончания)
Что образуют глаголы совершенного вида? (формы будущего и прошедшего времени)
Что образуют глаголы несовершенного вида? (формы будущего сложного времени)
Вывод: Я вижу, что тему вы усвоили и можете применять свои знания на практике. Вы должны запомнить, что глаголы будущего времени обозначают действие, которое будет происходить после момента речи.
Откройте дневники. Запишите домашнее задание, упражнение ___________ на странице __________, читать задание.
Комментирование оценок (кому за что)
Урок окончен. До свидания.