СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Будущее время

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель:

Школа:

Класс:

Предмет: русский язык

Тема: «Будущее время»

Тип урока: комбинированный

Цели:        1) Формировать навык различия форм времен глагола, форм будущего времени от                         других форм глагола.

                   2) Развивать умение находить глаголы будущего времени и использовать их в речи, развивать способность обобщать, анализировать, систематизировать, развивать культуру речи, познавательные способности учащихся и орфографическую зоркость.

                   3) воспитывать в детях чувство любви к труду и чувство ответственности за птиц.

Методы: слово учителя, частично – поисковый, метод проблемной беседы, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: ТСО (магнитофон), плакат с птицами, таблицы, учебник.

 

План  урока.

1.Организационный момент.

                                                                  2.Повторение.

                                                                  3. Словарная работа.

                                                                  4. Объяснение новой темы.

                                                                  5. Закрепление.

                                                                  6. Итог.

Ход урока.

Орг. Момент. – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке русского языка мы повторим все о глаголе и познакомимся с темой «Будущее время», эта тема для вас не новая, т. к вы изучали ее в начальных классах. Вы уже изучили прошедшее и настоящее время, а сегодня мы расширим и углубим  знания по этой теме.

Мотивация.  – А для чего мы будем изучать тему «Будущее время»? (ответы учащихся)

Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, тему урока, обратите внимание на числительное  (комментирование орфограмм)

- Пишите красиво, быстро  и аккуратно. Следите за осанкой, сидите ровно.

Повторение. Республика Казахстан занимает 9 место в мире по территории, площадь ее границ составляет 2724, 9 тыс. км. На такой огромной территории разместились моря и реки. Наша страна населена множеством животных и птиц, которые встречаются только в Казахстане. Все вы прекрасно знаете, что животные не покидают зимой среду обитания, а птицы улетают в теплые края. Но дальний перелёт отнимает у них много сил, вы можете им помочь.  Для того чтобы птицы вернулись в родные края вам нужно ответить на вопрос, помещенный на обратной стороне нарисованных  птиц. Если вы ответили на вопрос, птица возвращается в свое родное гнездо. Но если вы не ответили, ей придется ждать следующей весны.

1.Почему глагол является самостоятельной частью речи?

2.Что вы можете сказать о виде глагола настоящего времени?

3.Назовите три формы времени?

4.Какие глаголы указывают на постоянное действие?

5.Какая форма глагола называется неопределенной?

6.От чего зависит правописание гласных  Е - И в корнях глагола?

7.От каких глаголов образуется глагол несовершенного вида при помощи приставки, суффикса, чередования звуков, ударения?

Вывод:  Молодцы!  Мы с вами ответили на вопросы, повторили всё о глаголе, и помогли птицам вернуться в родные края…

Словарная работа.

Эти птицы совьют гнезда, и вскоре мы услышим щебет птенцов. (ТСО)

– Ребята, а можно ли разбивать гнезда птиц? (ответы учащихся).

- А почему?

- А что мы с вами можем сделать, чтобы помочь птицам, которые остаются зимовать? (ответы учащихся).

- Ребята, а кто-нибудь из вас  делал скворечники? (ответы)

-А кто живет в скворечнике? (скворец)

А что это за птица – скворец? (ответы)

Запишите слово скворец в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную «О», и поставьте ударение на последний слог.

-А сейчас я познакомлю вас со значением этого слова по словарю Ожегова.

Скворец – небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением.

-А что за птица жаворонок?

Запишем слово жаворонок, подчеркнем орфограммы и поставим ударение на первый слог.

-Ребята, жаворонок – певчая птица, отряда воробьиных.

-А теперь, придумайте предложения с этими словами. К доске пойдет и запишет ________. Запишем следующее предложение и сделаем синтаксический разбор.

Жаворонки, скворцы прилетают ранней весной. (повест, невоскл, двусост, прост), (задаю дополнительные вопросы и оцениваю)

Вывод:  Молодцы, ребята! Я думаю, вы запомнили правописание  слов жаворонок и скворец.

Объяснение нового материала. Мы обогатили свой словарный запас, а теперь расширим знания по теме «Будущее время». Но это чуть позже, для начала мы выполним следующее задание, к доске пойдет ________, _________, ________. (3 человека).

__________  выписывает глаголы прошедшего времени, _________ настоящего времени,  __________ будущего времени.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Строил скворечник

Кормлю птиц

Буду ждать

Искал гнездо

Слушаю пение

Куплю корм

Приносил пользу

Нашел птенцов

Прилетят птицы

Радовали пением

Делаю кормушку

Совершит перелёт

Заботилась о птицах

Щебечет воробей

Наступит зима

 

Объясните, почему вы выписали эти слова (каждый ученик объясняет) обратим внимание  на орфограммы. (1 объясняет – оцениваю, 2 – оцениваю, 3 - пусть просто ответит, но не требуйте ответа у него).

Молодец! ________ все рассказал о будущем времени, что знаешь с начальных классов. (Оцениваю)

Откройте учебники на странице _____ , прочтите правило. Кто сможет составить таблицу по новой теме?

Вывод:   Я сейчас предложу свой вариант данной таблицы, а вы попробуете объяснить ее содержание.

- Ребята, правильно ли мы сделали вывод?

Закрепление:  Для закрепления полученных знаний выполним упражнение ___________. Его прочтет ____________. Читай громко, выразительно, все остальные внимательно слушаем.  К доске выйдет  ____________ и выпишет из  стихотворения глаголы, определит их время и вид.

Пиши красиво, иначе будет снижена оценка. Комментируй. Все пишут за _____________.

-А почему ты считаешь, что это глаголы будущего времени? (ответ учащегося оцениваю).

-Ребята, а все ли вы трудолюбивы? Все ли помогают родителям? Нужно любить труд и всегда помогать своим родителям, в помощи нуждаются все, что нас окружает.

Творческое задание.  А сейчас проведем творческую работу. В течение 5 минут вы должны написать мини-сочинение на тему « Забота о птицах». (ТСО)

-Ребята, готовы. Кто хочет прочесть свое мини-сочинение? (чтение сочинений)

- Молодец! А глаголы, какого времени ты использовал ?

Вывод:  Ребята, вы написали мини- сочинения, используя глаголы разных времен. Я надеюсь, вы запомнили и  усвоили, что глаголы будущего времени обозначают действие, происходящее после момента речи.

 Итог:  А теперь давайте обобщим знания по этой теме.

1.На что показывают формы будущего времени? (действие происходит после момента речи)

2.Что общего у глаголов настоящего и будущего времени? (окончания)

3.Что образуют глаголы совершенного вида? (формы будущего и прошедшего времени)

4.Что образуют глаголы несовершенного вида? (формы будущего сложного времени)

 

 

 

Вывод:  Я вижу, что тему вы усвоили и можете применять свои знания на практике. Вы должны запомнить, что глаголы будущего времени обозначают действие, которое будет происходить после момента речи.

 

 Откройте дневники. Запишите домашнее задание, упражнение ___________ на  странице __________, читать задание.

Комментирование оценок (кому за что)

Урок окончен. До свидания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Будущее время»

Учитель:

Школа:

Класс:

Предмет: русский язык

Тема: «Будущее время»

Тип урока: комбинированный

Цели: 1) Формировать навык различия форм времен глагола, форм будущего времени от других форм глагола.

2) Развивать умение находить глаголы будущего времени и использовать их в речи, развивать способность обобщать, анализировать, систематизировать, развивать культуру речи, познавательные способности учащихся и орфографическую зоркость.

3) воспитывать в детях чувство любви к труду и чувство ответственности за птиц.

Методы: слово учителя, частично – поисковый, метод проблемной беседы, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: ТСО (магнитофон), плакат с птицами, таблицы, учебник.



План урока.

1.Организационный момент.

2.Повторение.

3. Словарная работа.

4. Объяснение новой темы.

5. Закрепление.

6. Итог.

Ход урока.

Орг. Момент. – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке русского языка мы повторим все о глаголе и познакомимся с темой «Будущее время», эта тема для вас не новая, т. к вы изучали ее в начальных классах. Вы уже изучили прошедшее и настоящее время, а сегодня мы расширим и углубим знания по этой теме.

Мотивация. – А для чего мы будем изучать тему «Будущее время»? (ответы учащихся)

Итак, открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, тему урока, обратите внимание на числительное (комментирование орфограмм)

- Пишите красиво, быстро и аккуратно. Следите за осанкой, сидите ровно.

Повторение. Республика Казахстан занимает 9 место в мире по территории, площадь ее границ составляет 2724, 9 тыс. км. На такой огромной территории разместились моря и реки. Наша страна населена множеством животных и птиц, которые встречаются только в Казахстане. Все вы прекрасно знаете, что животные не покидают зимой среду обитания, а птицы улетают в теплые края. Но дальний перелёт отнимает у них много сил, вы можете им помочь. Для того чтобы птицы вернулись в родные края вам нужно ответить на вопрос, помещенный на обратной стороне нарисованных птиц. Если вы ответили на вопрос, птица возвращается в свое родное гнездо. Но если вы не ответили, ей придется ждать следующей весны.

  1. Почему глагол является самостоятельной частью речи?

  2. Что вы можете сказать о виде глагола настоящего времени?

  3. Назовите три формы времени?

  4. Какие глаголы указывают на постоянное действие?

  5. Какая форма глагола называется неопределенной?

  6. От чего зависит правописание гласных Е - И в корнях глагола?

  7. От каких глаголов образуется глагол несовершенного вида при помощи приставки, суффикса, чередования звуков, ударения?

Вывод: Молодцы! Мы с вами ответили на вопросы, повторили всё о глаголе, и помогли птицам вернуться в родные края…

Словарная работа.

Эти птицы совьют гнезда, и вскоре мы услышим щебет птенцов. (ТСО)

– Ребята, а можно ли разбивать гнезда птиц? (ответы учащихся).

- А почему?

- А что мы с вами можем сделать, чтобы помочь птицам, которые остаются зимовать? (ответы учащихся).

- Ребята, а кто-нибудь из вас делал скворечники? (ответы)

-А кто живет в скворечнике? (скворец)

А что это за птица – скворец? (ответы)

Запишите слово скворец в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную «О», и поставьте ударение на последний слог.

-А сейчас я познакомлю вас со значением этого слова по словарю Ожегова.

Скворец – небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением.

-А что за птица жаворонок?

Запишем слово жаворонок, подчеркнем орфограммы и поставим ударение на первый слог.

-Ребята, жаворонок – певчая птица, отряда воробьиных.

-А теперь, придумайте предложения с этими словами. К доске пойдет и запишет ________. Запишем следующее предложение и сделаем синтаксический разбор.

Жаворонки, скворцы прилетают ранней весной. (повест, невоскл, двусост, прост), (задаю дополнительные вопросы и оцениваю)

Вывод: Молодцы, ребята! Я думаю, вы запомнили правописание слов жаворонок и скворец.

Объяснение нового материала. Мы обогатили свой словарный запас, а теперь расширим знания по теме «Будущее время». Но это чуть позже, для начала мы выполним следующее задание, к доске пойдет ________, _________, ________. (3 человека).

__________ выписывает глаголы прошедшего времени, _________ настоящего времени, __________ будущего времени.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Строил скворечник

Кормлю птиц

Буду ждать

Искал гнездо

Слушаю пение

Куплю корм

Приносил пользу

Нашел птенцов

Прилетят птицы

Радовали пением

Делаю кормушку

Совершит перелёт

Заботилась о птицах

Щебечет воробей

Наступит зима



Объясните, почему вы выписали эти слова (каждый ученик объясняет) обратим внимание на орфограммы. (1 объясняет – оцениваю, 2 – оцениваю, 3 - пусть просто ответит, но не требуйте ответа у него).

Молодец! ________ все рассказал о будущем времени, что знаешь с начальных классов. (Оцениваю)

Откройте учебники на странице _____ , прочтите правило. Кто сможет составить таблицу по новой теме?

Вывод: Я сейчас предложу свой вариант данной таблицы, а вы попробуете объяснить ее содержание.

- Ребята, правильно ли мы сделали вывод?

Закрепление: Для закрепления полученных знаний выполним упражнение ___________. Его прочтет ____________. Читай громко, выразительно, все остальные внимательно слушаем. К доске выйдет ____________ и выпишет из стихотворения глаголы, определит их время и вид.

Пиши красиво, иначе будет снижена оценка. Комментируй. Все пишут за _____________.

-А почему ты считаешь, что это глаголы будущего времени? (ответ учащегося оцениваю).

-Ребята, а все ли вы трудолюбивы? Все ли помогают родителям? Нужно любить труд и всегда помогать своим родителям, в помощи нуждаются все, что нас окружает.

Творческое задание. А сейчас проведем творческую работу. В течение 5 минут вы должны написать мини-сочинение на тему « Забота о птицах». (ТСО)

-Ребята, готовы. Кто хочет прочесть свое мини-сочинение? (чтение сочинений)

- Молодец! А глаголы, какого времени ты использовал ?

Вывод: Ребята, вы написали мини- сочинения, используя глаголы разных времен. Я надеюсь, вы запомнили и усвоили, что глаголы будущего времени обозначают действие, происходящее после момента речи.

Итог: А теперь давайте обобщим знания по этой теме.

  1. На что показывают формы будущего времени? (действие происходит после момента речи)

  2. Что общего у глаголов настоящего и будущего времени? (окончания)

  3. Что образуют глаголы совершенного вида? (формы будущего и прошедшего времени)

  4. Что образуют глаголы несовершенного вида? (формы будущего сложного времени)







Вывод: Я вижу, что тему вы усвоили и можете применять свои знания на практике. Вы должны запомнить, что глаголы будущего времени обозначают действие, которое будет происходить после момента речи.



Откройте дневники. Запишите домашнее задание, упражнение ___________ на странице __________, читать задание.

Комментирование оценок (кому за что)

Урок окончен. До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!