Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение Тепловская школа»
Симферопольского района Республики Крым
Урок 8 Конспект занятия по литературному чтению
Класс:4
Дата: 19.09.2023
Тема: Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки "Волшебное кольцо"
Цель: знакомство с произведением Волшебное кольцо; формирование навыка чтения, работа над выразительным чтением; расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса; закрепить умение работать с текстом.
Планируемые результаты Личностные Гражданско-патриотического воспитания:
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
Духовно-нравственного воспитания:признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;Эстетического воспитания: — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
Трудового воспитания:осознание ценности труда в жизни человека и общества(в том числе благодаря примерам из художественных произведений),Экологического воспитания : бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
не приятие действий, приносящих ей вред;
Ценности научного познания: — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫБазовые логические действия: сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов; Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией; Работа с информацией:выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения; Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем .
Самоорганизация:Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
Выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫвоспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка через чтение сказок.
Предметные: научиться понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста
Выразительное-коррегировать мелкую и общую моторику, развивать зрительное восприятие;
Тип урока. Решение учебной задачи
Оборудование: учебное пособие В.Г. Горецкий Литературное чтение, мультимедийная установка, экран, тетради иллюстрации к сюжету.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы?
Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
А теперь улыбнемся друг другу и будем работать.
II. Актуализация опорных знаний
III. Мотивация познавательной деятельности
— Прочитайте скогоговорку.
– Теперь я буду читать вам отрывок из сказки, а вы должны узнать, из какой сказки отрывок:
1. Если миску уронить,
Разобьется миска.
Если близко лисий хвост
Значит, рядом лиска…(«Братец Лис и Братец Кролик»)
2. Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…(«Петушок – золотой гребешок»)
3. Не бойся, как-нибудь переберемся на тот берег, я ведь умею плавать. («Как собака с кошкой враждовать начали»)
-Вспомните, на какие группы мы можем разделить все сказки. (Авторские и народные. Народные бывают волшебные, бытовые и о животных. )
Итак, сказки народные.
-Как вы думаете, что это за сказки такие? Почему они так называются? (Народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение.)
Постановка целей урока Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам литературного чтения. Прочитайте название сказки. Какая это сказка, авторская или народная? (Авторская т.к. у неё есть автор)
Работа по теме урока
https://yandex.ru/video/preview
Прослушивание аудиосказки
Работа с пословицами по группам (коллективное обсуждение)
1. Друг познается в беде.
2. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
3. Верный друг лучше сотни слуг.
Вам встретится словосочетание «ударившись оземь». Что это означает (Удариться об землю)
– Кто же герой этой сказки? (Мартынка)
– Какой Мартынка по характеру? (справедливый, умный, честный, добрый)
– Какой волшебный предмет получил Мартынка? (кольцо)
– От кого он получил волшебное кольцо? (от царя)
– Как Мартынка попал в тюрьму? (Когда король узнал, что его дочь пропала, он приказывает заточить Мартынку в каменный столб и морит его голодом).
Физкультминутка
-А теперь… Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, | Поднимите, опустите.Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, | И на месте побежали. Учится с тобою молодёжь Развивать и волю, и смекалку. |
Продолжение работы по теме урока
Работа с незнакомыми словами, которые встретятся в сказке.
–Что значит «я плавать не мастак»? (плавать не мастер, то есть очень плохо плавает)
– Что значит «бью челом вам»? (Бить челом – кланяться, отдавать низкий поклон.)
– Слово «сгинет»? (исчезнет, скроется, пропадет)
– Прочитаем предложение сказки и узнаем, как дальше разворачивались события (Чтение продолжения сказки сначала учителем, затем учащимися по цепочке)
– Кто вызвался помочь Мартынке? (собака Журка и кот Васька)
– В какой сказке нам уже встречалась подобная история с такими же героями?
– Какое препятствие должны были преодолеть Журка и Васька? (Синее море)
– А похоже ли это на то, как преодолевали препятствие кошка с собакой из китайской сказки? (да, таким же способом)
– Только Журка и Васька преодолевали Синее море, а кошка с собакой из китайской сказки преодолевали …( реку)
– Какую хитрость придумали Васька и Журка, чтобы выманить мышиного царя из норы?
– Кто помогает Ваське и Журке добыть волшебное кольцо? (Мышонок)
– Что случилось с волшебным кольцом, когда Васька и Журка переплывали море?
– Как Васька его уронил?
–Чем закончилась эта часть сказки? ( Герои уронили кольцо в воду.)
Пересказ по плану
План пересказа
1. Мартынка с матерью остаются без кормильца.
2. Юноша выкупает собаку и кота из жалости.
3. Работа у попа и вознаграждение за нее.
4. Встреча в лесу с волшебной змеей. Награда за спасение змеи - волшебное кольцо.
5. Сватанье у короля. Условия свадьбы - построить дворец, хрустальный мост и пятиглавый собор.
6. Желание короля исполнено. Женитьба на королевне.
7. Жена хитростью узнает тайну волшебного кольца и крадет его у Мартынки.
8. Дворец с мостом исчезают, Мыртынка снова живет с матерью в старой избушке.
9. Юноша в заключении без еды и воды. Журка и Васька помогают хозяину.
10. В мышином царстве. Мышонок крадет у королевны волшебное кольцо. Кольцо оказывается на дне синего моря.
11. Царь-рак помогает достать кольцо. Васька достает кольцо из брюха рыбы-белужины.
12. Двенадцать молодцев вернули мост, дворец и жену Мартынки на место.
13. Наказание королевны.
V. Итог урока
- Что можете сказать о героях сказки? (Они действовали сообща: помогали и советовались друг с другом. В нужный момент проявляли смекалку и хитрость.)
Сказка учит нас тому, что иногда можно и последним пожертвовать для спасения чьей-то жизни, даже если это кошка или собака. А еще тому, что не всем можно доверять, не все поступают по совести, как главный герой сказки, и только верные друзья не бросают в беде.
Что вам понравилось? Мнение обучающихся(Мне понравилось, что в конце сказки справедливость была восстановлена).
VI. Рефлекси
Дарц
Ребята, вот и подошёл урок к концу, мы сегодня с вами отлично поработали. -Мне было с вами очень приятно работать, я вами довольна. Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.
Оценивание
Домашняя работа
Дополнительный материал
Краткое содержание сказки «Волшебное кольцо» рассказывает историю добродушного деревенского парня Мартынки. Он последние деньги потратил на спасение кота с собакой. Потом спас змею, за что получил награду – волшебное кольцо. С помощью него Мартынка мог осуществлять любые свои желания. Решил он жениться на королевне, выполнил для этого все условия короля: построил дворец, хрустальный мост, пятиглавый собор. А молодая жена его обманула, выкрав кольцо и сделав так, чтоб дворец с мостом исчезли, а сама она спряталась в мышином царстве. Король как увидел, что дочь его пропала, а муж ее снова живет в бедности, наказал его и отправил в заточение. Тут Журка и Васька пришли на помощь хозяину, спасли его от голода и кольцо ему вернули. Тогда Мартынка вернул на место и хрустальный мост, и дворец, и рассказал королю, что с ним его дочь сделала. Король, не задумываясь, ее казнил, а Мартынка еще долго жил, не тужил.
Характеристики героев
Мартынка – добрый, отзывчивый юноша, спас кошку и собаку, потом еще змею.
Мать Мартынки – практичная женщина, заботится о сыне и о хозяйстве.
Журка – охотничья собака. Она стащила на рынке мясную тушу, за что ее били палками, когда Мартынка ее выкупил и спас.
Васька – хитроватый кот, стащил кусок пирога со стола, за что мальчишка утопить его хотел, а Мартынка пожалел и купил на последние сто рублей.
Змея – волшебный персонаж, дочь царя подземельного царства. Она умеет превращаться в красивую дувушку.
Царь подземного царства – щедрый государь подземной стороны, отец красной девицы-змеи, которую Мартынка спас. Отблагодарил спасителя своей дочери волшебным кольцом, как тот пожелал.
Король – жестокий, расчетливый, хотел отделаться от матери Мартынки, но не вышло. В конце не пощадил собственную дочь и казнил ее.
Королевна – хитрая красавица, обманула Мартынку, не хотела замуж за простого мужика.
Сюжет произведения
Сказка «Волшебное кольцо» рассказывает историю молодого парня, который остался без отца и без денег. На последние сбережения мать послала его купить запас хлеба на зиму. А он вместо этого выкупил собаку, которую забивали палками.
Мартынка был добрый и не такой хозяйственный, как его мать. Поэтому в следующий раз он потратил последние сто рублей, спасая кошку от неминуемой смерти.
Мать его за это выгнала из дома, и он пошел работать к попу. Три года проработал Мартынка бесплатно, пока поп не предложил ему выбрать награду: мешок с песком или мешок с серебром.
Мартынка был человек не практичный и не взял серебро. Что-то подсказывало ему, что мешок с песком будет нужнее. Так и произошло: встретилась ему девица в огне, он песком потушил пламя, спас ее. Она тут же обернулась змеей и пообещала награду за свое спасение от своего отца - короля подземного царства.
Наградой этой оказалось волшебное кольцо. С помощью него Мартынка мог осуществить любые свои желания. И вот решил он во что бы то ни стало жениться на дочери короля и отправил свою мать свататься.
Король разозлился такой дерзости и придумал несколько условий для юноши: построить богатый дворец, хрустальный мост и пятиглавый собор. С помощью волшебного кольца Мартынка все эти условия выполнил и ничего не оставалось королю, кроме как дочь свою за него замуж отдать.
А королевна не хотела быть замужем за простым мужиком и решила хитростью узнать, в чем его сила, а когда узнала про кольцо, тайком выкрала его.
Став хозяйкой кольца, дочь короля пожелала, чтоб и дворец, и мост исчезли, муж ее чтоб снова жил в бедности, а сама она спряталась в мышином королевстве.
Король, как увидел, что дочь куда-то пропала, а муж ее опять живет в старой избе, приказал отправить его в заточение без еды и воды. Тогда Журка и Васька пришли на помощь к своему хозяину. Они принести ему хлеба и отправились искать украденное кольцо.
Вернув кольцо, кошка с собакой отправились обратно к хозяину. По дороге кольцо они уронили в синее море. Но потом все же нашли с помощью раков в животе рыбы-белужины.
Получив назад свое кольцо, Мартынка приказал вернуть и мост, и дворец. Как царь это увидел и узнал, что натворила королевна, приказал ее казнить.
А Мартынка благополучно жил в своем дворце и горя не знал.
Основная мысль
Главная мысль сказки "Волшебное кольцо" заключается в том, что нужно быть добрым, помогать в беде слабым, доброта всегда возвращается, а подлость и коварство наказываются. Дружба оказывается важнее и богатства, и волшебства, ведь только преданные Журка и Васька помогают герою сказки в беде.
План пересказа
1. Мартынка с матерью остаются без кормильца.
2. Юноша выкупает собаку и кота из жалости.
3. Работа у попа и вознаграждение за нее.
4. Встреча в лесу с волшебной змеей. Награда за спасение змеи - волшебное кольцо.
5. Сватанье у короля. Условия свадьбы - построить дворец, хрустальный мост и пятиглавый собор.
6. Желание короля исполнено. Женитьба на королевне.
7. Жена хитростью узнает тайну волшебного кольца и крадет его у Мартынки.
8. Дворец с мостом исчезают, Мыртынка снова живет с матерью в старой избушке.
9. Юноша в заключении без еды и воды. Журка и Васька помогают хозяину.
10. В мышином царстве. Мышонок крадет у королевны волшебное кольцо. Кольцо оказывается на дне синего моря.
11. Царь-рак помогает достать кольцо. Васька достает кольцо из брюха рыбы-белужины.
12. Двенадцать молодцев вернули мост, дворец и жену Мартынки на место.
13. Наказание королевны.
Пословицы
1. Друг познается в беде.
2. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
3. Верный друг лучше сотни слуг.