Тема урока:
«Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность».
Цели урока:
- Познакомить учащихся с химико-лесным комплексом России; с особенностями размещения предприятий химической промышленности России.
- Научить детей, пользуясь планом-характеристикой отрасли и картами атласа характеризовать географию химической промышленности России.
- Продолжать развитие у учащихся навыков работы с картами атласа, заполнения таблиц, статистическими материалами.
Задачи:
образовательная: рассмотреть особенности химической промышленности России; показать ее значение в экономике России; раскрыть особенности размещения химической промышленности;
развивающая: продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи, работать со статистическим материалом, самостоятельно находить материал по теме и грамотно его оформлять; заполнить таблицу «Химическая промышленность»; находить отрасли, выпускаемую продукцию, центры, факторы размещения химической промышленности;
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа, опережение
Требования согласно программе:
иметь представление об особенностях химической промышленности;
знать: основные районы размещения химической промышленности, факторы размещения основных производств, роль и значение отрасли.
уметь: самостоятельно работать с текстом учебника и с картой.
Оборудование: статистические материала (таблицы, диаграммы), презентация «Химическая промышленность России», мультимедийное оборудование, рабочие тетради, тестовые материалы, карта химической промышленности России; карты атласа, ПК, мультимедиапроектор, учебник для 9-го класса В.Я.Ром, В.П. Дронов « География России. Население и хозяйство»
Ход урока.
Организационный момент.
- Добрый день уважаемые ребята. (упомянуть о гостях) В этот пасмурный день для настроя на плодотворную работу повернитесь друг к другу и широко улыбнитесь. Садитесь
Актуализация знаний предыдущего урока.
-Какие комплексы мы изучаем? (комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества) Какой комплекс мы уже знаем? (металлургический, чёрная, цветная металлургия) Давайте проверим, что мы знаем об этом комплексе.
Тест (комплексы по производству конструкционных материалов) слайд№1,№2 (взаимопроверка)
3. Изучение нового материала.
-Ребята, сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового комплекса, а какого попробуйте определить сами. У вас на партах находятся предметы, произведенные или добытые на предприятиях этого комплекса (предметы химико-лесного комплекса).Без этих предметов мы уже не представляем нашу жизнь. Какая отрасль промышленности занимается производством таких предметов? (химическая)
- Да, молодцы это действительно химическая промышленность.
Тема урока, постановка цели ознакомление с планом урока.
-И так запишите сегодняшнее число и тему нашего урока.
Слайд№3 (тема, цель)
-Изучение темы пойдёт по следующему плану слайд №4(план урока)
Слайд №5 (химико-лесной комплекс)
-Комплекс состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной.
Сегодня нам с вами предстоит изучить особенности химической промышленности, ее состав и значение в экономике России.
Слайд №6 -Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства. Слайд№7 (запись определения химизация в тетрадь)
Определение-химизация-широкое применение химических технологий и материалов во всех хозяйственных отраслях.
Слайд№8 (Николя Леблан)
Человек в своей жизнедеятельности чрезвычайно тесно связан с химией путем применения продуктов, получаемых в конечном результате. В 1791 году француз Николя Леблан из имеющегося в наличии сырья – каменной соли, угля и известняка – выработал способ получения соды, что и послужило отсчетом рождения химической промышленности.
Химическая отрасль начала выделяться в отдельное специфическое направление производства вместе с началом промышленного переворота. Именно в этот период начали появляться первые заводы по производству серной кислоты, которая является одной из важнейшей минеральных кислот, применяемых человеком. С середины 18 века начали строиться первые химические заводы в Великобритании, Франции, России и Германии. Кроме производства серной кислоты, эти фабрики занимались выработкой кальцинированной соды, необходимой для обеспечения потребностей развивающихся текстильной и стекольной промышленности. В середине 19 века появились заводы искусственных удобрений для сельского хозяйства.
Великобритания, имевшая необходимые сырьевые связи и высокий уровень развития промышленности, была мировым лидером в химическом производстве до конца столетия. На рубеже 19-20 вв. пальму первенства захватила Германия, но уже в 20-е годы окончательным фаворитом химической индустрии стали США. Богатые запасы полезных ископаемых, развитая транспортная сеть и мощный внутренний рынок до сих позволяет американцам успешно конкурировать со странами ЕС, Азии и Россией.
Наша страна по объёму производства химической продукции до революции стояла на 8 месте в мире. В 30-е годы началось массовое строительство предприятий по выпуску синтетических смол и пластмасс, аммиака, азотных и фосфорных удобрений, химических волокон и нитей. Потери, понесенные в первые годы Великой Отечественной войны сказались и на объёме выпуска химической продукции в нашей стране.
По окончании войны она стала перестраиваться на удовлетворение потребностей мирного времени. Проведенная в послевоенные годы огромная работа по восстановлению разрушенных предприятий обеспечила быстрый рост выпуска химической продукции.
В последующие годы увеличивались затраты на научно-исследовательские работы, что привело к значительному росту объёма производства химической промышленности в нашей стране и вывело её на первое место по производству материалов химико-лесного комплекса.
Самостоятельно работая с текстом учебника (параграф 24, стр.106) выявить особенности химической промышленности (кратко записать в тетради).
Особенности химической промышленности
Создание новых материалов с заданными свойствами, превосходящих по многим качествам натуральные продукты.
Ресурсосбережение: экономия труда людей и природного сырья
Обширная сырьевая база, комплексное использование сырья и продуктов переработки (отходов производства), что позволяет повсеместно размещать химические предприятия
Возможность КОМБИНИРОВАНИЯ – создание химических комбинатов, в которых тесно взаимодействуют отрасли химической промышленности с другими отраслями: лесохимия, коксохимия, нефтехимия и т.д. Слайд№9 (проверка уникальности хим. промышленности)
- Несомненно, с продукцией химической промышленности вы встречаетесь гораздо чаще, чем можете предположить. Подумайте, где? Для ответа на этот вопрос нам нужно знать отраслевой состав химической промышленности. Слайд №10(отраслевой состав запись в тетрадь основной схемы)
(ответы учащихся на вопрос где встречаются продукты химической промышленности) Слайды №11-15 (по ходу ответов учащихся)
- Конечно! Как можно забыть о предметах гигиены, о косметике, о лекарствах, одежде и обуви! Постирать, вычистить вещи тоже помогает продукция химической промышленности.
Снабжая хозяйство сырьем и материалами, перерабатывая отходы других производств, химическая промышленность сама нуждается в энергии, оборудовании, транспорте. Она, также как и энергетика и машиностроение, непосредственно связана почти со всеми отраслями народного хозяйства и оказывает влияние на их развитие и размещение.слайд№16 (каучук)
-А кто знает почему наш посёлок называется Каучук? (ответы учащихся)
-Работа с картой "Химическая промышленность".
-Также, как и другие отрасли хозяйства, химическая промышленность имеет свои основные базы на территории нашей страны это слайд №17:·
Северо - Европейская
· Центральная
· Урало – Поволжская или Волго-Уральская
· Сибирская
-Пользуясь картой, атласами перенесите основные базы в контурные карты (по названию основных экономических районов)
Слайд№18 –Вы наверное устали, сделаем небольшую разминку.
Самостоятельная работа в таблицах
У вас на партах разложены таблицы, пользуясь картой (на доске), атласами выполните задание слайд№19 (работа по 2 человека) по окончанию работы характеристика базы, показ её на карте
Вы охарактеризовали основные химические базы нашей страны, а на территории нашей области или района есть хим. промышленность? (ответы учащихся) слайды №20-21
-А сейчас посмотрите видеоролик и ответе на вопрос «какая главная проблема сдерживает развитие химической промышленности»?(экологическая)
Видеоролик (кислотные дожди)
Слайд№22, №23(читаю я)
4.Закрепление изученного материала
Слайд №24 (задача) ответы: доступное сырьё, в Кемерово проходит трасса газопровода; близость потребителя, Западная Сибирь сельскохозяйственный район.
Слайд №25(кластер)
5.Обобщение и подведение итогов урока.
-На основе изученного сегодня, какой вывод о химической промышленности можем сделать?(после ответов учащихся слайд№21)
Выставление отметок.
6.Домашнее задание. Слайд №27
Рефлексия Приём «Кластер»
1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
2. Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.
3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.