Учебная дисциплина «Химия» Урок № 30
Дата: ________ Учитель химии: Евдокимова Н.В.
План урока
Тема урока: Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.
Цели:
Образовательные:
Сформировать у учащихся знания: о положении азота и фосфора в ПСМ; строении молекулы азота; о физических и химических свойствах азота в связи со строением молекулы; об условиях протекания химических реакций с участием азота; применении азота.
Развивающие:
Продолжить работу над формированием у учащихся:
- умения давать сравнительную характеристику подгруппы, на основании положения её в ПСХЭ, делать выводы об изменении окислительных свойств по подгруппе;
- навыков частично – поисковой деятельности;
- умение находить взаимосвязь строения молекулы азота и физических и химических свойств простого вещества;
- умения рассматривать химические свойства с точки зрения ОВР;
- умения работать в должном темпе;
- умения пользоваться справочными материалами.
Воспитательные:
формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.
Задачи:
Обучающие.
1. Рассмотреть положение азота и фосфора в периодической системе; изучить строение атома азота. Изучить физические и химические свойства азота, его применение.
2. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
3. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.
Развивающие.
Развивать память и внимание учащихся.
Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
3. Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации
Воспитывающие.
Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся. Показать значимость химических знаний для современного человека.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения. Методы организации учебной деятельности:
словесные (эвристическая беседа),
наглядные (презентация, видеофрагмент)
на основе познавательной деятельности
Педагогические приемы:
учебно-организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий деятельности);
учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником);
учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных задач, мотивация деятельности)
Средства обучения: периодическая система Д. И. Менделеева, мультимедийное оборудование, карточки для самостоятельной работы, карточки с кроссвордом.
Ход урока.
1. Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос
Охарактеризуйте явление – аллотропия.
Назовите аллотропные модификации серы
Назовите аллотропные модификации кислорода
Атомы каких элементов мы называем окислителями? Восстановителями?
К какой из вышеперечисленных групп можно отнести атом кислорода и атом серы?
Какие средние соли может образовать серная кислота?
В состав каких кислот одновременно входят атомы кислорода и серы?
Как концентрированная серная кислота реагирует с металлами?
С чем связано то, что мы параллельно изучали кислород и серу?
Что по номеру группы ПС можно сказать об атоме элемента?
2. Мотивационно-целевой этап урока.
Показ слайдов:
Рассказ учителя: Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен.
В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал его «ядовитым воздухом».
В 1772 году английский химик Джозеф Пристли - «дефлогестированным воздухом».
В 1773 году шведский химик-аптекарь Карл Шееле - «испорченным воздухом».
В 1774 году английский химик Генри Кавендиш - «удушливым воздухом».
В 1776 году французский химик Антуан Лавуазье - «безжизненным воздухом».
Вопрос: Каково сейчас название этого неметалла? (Азот)
Формулировка учащимися целей урока. Исходя, что проговорено слово «Азот».
3. Изучение нового материала
Сообщение темы:
Работа с тетрадями: число, тема
Изложение нового материала:
Охарактеризуйте положение азота и фосфора в ПС.
В тетрадях запишите количество электронов, протонов, нейтронов в данных атомах.
Сколько е на внешнем слое?. Будут ли у азота и фосфора схожие химические свойства? Почему?
Рассматриваем слайд «Сравнение азота и фосфора».
В тетрадях запишите возможные степени окисления азота и фосфора.
Работа в группах: (приём «Круги Эйлера») - выводы к материалу о положении азота и фосфора в ПС, их сравнительная характеристика.
Физкультминутка
Переходим к изучению свойств азота и его применению.
Слайды: «Комикс азот», «нахождение азота в природе»;
видеофрагмент (1 мин)
Слайд: «Определение степеней окисления».
В тетрадях определить степень окисления азота в сложных веществах.
Строение молекулы азота «Слайд», видеофрагмент (30 сек)
Физические свойства азота . Слайды
Химические свойства азота. (В тетрадях решить уравнения взаимодействия азота с металлами. Из учебника выписать реакции взаимодействия азота с кислородом и водородом.)
Применение азота. Читаем учебник стр.82
4. Обобщение и систематизация знаний
Самостоятельная работа. Взаимопроверка. (5 мин) (карточки, слайд для взаимопроверки).
Работа в парах, группах: разгадывание кроссворда.
Вопрос к учащимся: Достигнули ли мы цели урока? Выводы.
Оценивание
5. Домашняя работа: выучить параграф 23, повторить окислительные свойства серной кислоты. Решить упр.1,2,3 стр.82 (3 задание, если претендует на «5»)