Тема урока: «Электролитическая диссоциация»
Цель урока: сформировать понятие об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах.
Задачи:
Образовательные:
-
Способствовать формированию понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.
-
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
Воспитательные:
Развивающие:
-
Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.
-
Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
-
Развивать у учащихся интерес к химии.
Планируемые образовательные результаты урока:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
-
анализировать, сравнивать факты и явления
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Предметные:
Базовый уровень: знать основные понятия электролитической диссоциации.
Повышенный уровень: уметь использовать при характеристике превращений понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация; устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и описывать реакции, проводить опыты с использованием датчиков цифровой лаборатории Releon.
Высокий уровень: уметь делать выводы на основании полученных результатов.
Личностные: овладение навыками для практической деятельности.
Оборудование: компьютер, видеопроектор; растворы хлорида натрия, сахарозы, поваренной соли, соляной кислоты; кристаллические вещества - хлорид натрия, щелочь, сахароза; дистиллированная вода, водопроводная вода; ноутбук, датчики электропроводности Releon, карточки с заданиями.
УМК: Габриелян О.С
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная работы.
Технологическая карта урока
Этап урока, продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые универсальные учебные действия |
1. Организационный момент – 1 мин | Создает психологический настрой урока | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, записывают тему урока | Личностные УУД: смыслообразование |
2. Создание проблемной ситуации – 3-5 минут Проблемная ситуация | Организует беседу - С каким достижением цивилизации созвучна тема урока? - Вспомните, так что же такое электрический ток? - А как попадает электрический ток в наши дома? - Из какого материала они изготовлены? Общеизвестно, что растворы веществ в воде имеют более высокую температуру кипения и более низкую температуру замерзания по сравнению с чистой водой . Известно, что температура замерзания раствора зависит от концентрации растворённого вещества . Если в 1 кг воды растворить 1 моль вещества, например глюкозы, то температура замерзания этого раствора понизится на 1,86 . То есть раствор будет замерзать при ‒1,86 . Понижение температуры на такую же величину можно наблюдать при растворении 1 моль глицерина, 1 моль этилового спирта в 1 кг воды . Однако если в 1 кг (литре) воды растворить 1 моль хлорида натрия, то температура замерзания раствора станет ниже ‒1,86 . А температура замерзания раствора, состоящего из 1 кг воды и 1 моль хлорида бария, еще ниже температуры замерзания раствора хлорида натрия . Как объяснить эти явления? - Как называются вещества, проводящие электрический ток? - А знаете вы какие-либо ещё проводники электричества? - вода проводит эл. ток? (на этот вопрос ответ мы получим чуть позже) - Как вы думаете, что мы будем с вами изучать? Тема нашего сегодняшнего занятия «Электролитическая диссоциация». - Что хотите узнать об электролитической диссоциации сегодня? А для чего вам может быть полезна эта информация? | устно отвечают на поставленные вопросы Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, предлагают и согласовывают с учителем тему и цель урока; обсуждают способы и средства достижения цели . Предполагаемое объяснение проблемной ситуации. Если раствор замерзает при более низкой температуре, то концентрация вещества повышается . Повышение концентрации вещества происходит за счёт образования новых частиц — ионов . При этом концентрация частиц в растворе повышается . Другие вещества не распадаются на ионы, концентрация вещества остается постоянной, поэтому температура замерзания этих растворов будет одинакова . Способ решения. Ионы ‒ заряженные частицы . Раствор, содержащий ионы, будет проводить электрический ток . Растворы, содержащие молекулы, не электропроводны (варианты ответов). | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, предлагать варианты целеполаганий. Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы |
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности – 20-25 мин | | 1) предлагает провести исследование по следующему плану (приложение 1). Замерить электропроводность следующих веществ: 1 группа. дистиллированная вода, твердая поваренная соль, раствор соли в воде (готовят сами) 2 группа. дистиллированная вода, сахар, раствор сахара в воде (готовят сами) 2) организует обсуждение полученных результатов 3) подводит к классификации веществ 4) предлагает составить схему в тетради «Классификация веществ» 5) проводит демонстрационный опыт по электропроводности твердой щелочи и раствора щелочи и задает вопрос: почему твердые соль и щелочь не проводили ток, а растворы электропроводны? 6) предлагает найти ответ в учебнике 7) организует обсуждение, при обсуждении обращается к портретам Аррениуса и Каблукова, когда речь заходит об их роли в развитии представлений об электролитической диссоциации 8) Показывает опыт с соляной кислотой, задает вопросы: -тип связи в молекуле? - почему проводит ток, откуда берутся ионы? - организует обсуждение 8) показывает примеры записи электролитической диссоциации веществ 9) вводит понятие сильные и слабые электролиты | 1) Проводят исследование по плану, оформляют результат в виде таблицы в тетради , представляют результаты работы 2) формулирую вопросы по выявленной проблеме 3) предлагают классификацию веществ 4) составляют схему на основании текста учебника 5) выдвигают гипотезы 6) работа с текстом учебника в поисках ответа 7) и 8) обсуждение в парах и затем фронтально 8) и 9) слушают и делают записи | Познавательные: постановка и решение проблемы, Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Личностные: смыслообразование |
Применение знаний 5 минут | Организует игру «Верю – не верю» в парах. На партах у Вас имеются карточки с утверждениями. (Приложение 2). Если «верю» - ставите плюс, «не верю» - ставится минус. Теперь Вы должны поменяться карточками и проверить ответы друг у друга в соответствии с критериями. Затем дать оценку и вернуть карточки соседу. | Учащиеся отвечают, дают друг другу оценки, комментируют ответы | Регулятивные: оценка, саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия |
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия – 5 мин | На доске выводятся через проектор начала фраз, учащимся предлагается закончить одну из них. -
сегодня я узнал… -
было интересно… -
было трудно… -
я почувствовал, что… -
я понял, что… -
я узнал, что -
теперь я могу… -
я приобрел… -
я научился… -
у меня получилось … -
я смог… -
меня удивило… -
урок дал мне для жизни… | Продолжают высказывания | Регулятивные (оценка, саморегуляция) Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия |
Домашнее задание – 1 минута | Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, 1 уровень (для всех): параграф 36 упр.1-5. стр. 222-223 2 уровень: приготовить слайд презентацию (3-5 слайдов) о применении электролитов в жизни человека 3 уровень: проектная работа | | |
Приложение1.
Инструкция к выполнению:
1.Запустите на регистраторе данных программное обеспечение
Releon Lite . Подключите датчик электропроводности из комплекта
цифровой лаборатории Releon к регистратору данных .
2 . В стакан поместите поваренную соль и опустите в стакан датчик
электропроводности . Проводит ли соль электрический ток?
3 . Аналогичные действия проведите с сахарозой .
4 . В стакан налейте 20 мл исследуемого раствора .
5 . Опустите в него датчик электропроводности, закреплённый в лапке штатива .
Наблюдайте за изменением значения электропроводности . Когда показания датчика перестанут изменяться, запишите его значение в таблицу .
6 . Обратите внимание! Датчик после каждого опыта тщательно промывается водой и просушивается .
7 . Затем датчик опустите в следующий раствор .
Аналогичные действия проделайте со всеми растворами .
8.Результаты измерений занесите в таблицу:
Электропроводность веществ и их растворов.
Название вещества, его агрегатное состояние | формула | Значение электропро-водности мкСм/см | Электролит | Неэлектролит |
Дистиллированная вода, жидкая | | | | |
Поваренная соль, твердая | | | | |
Поваренная соль, раствор | | | | |
Сахар, твёрдый | | | | |
Сахар, раствор | | | | |
Приложение 2.
«Верю – не верю» (все ответы верны – «5», один неверен – «4», два неверны «3», если больше неверных ответов – предположите причину неудачи, и при выполнении домашнего задания будьте внимательны)
Все соли электролиты | |
Сухой хлорид натрия проводит электрический ток | |
Все вещества с ковалентной связью - электролиты | |
Вещества с ионной связью в растворах электролиты | |
Соли относятся к электролитам | |
Катион – отрицательно заряженный ион | |
Анион при пропускании электрического тока через раствор или расплав электролита направляется к катоду | |
Серная кислота – сильный электролит | |
| |
Контрольные вопросы:
1 . Обращают внимание, что ни дистиллированная вода, ни твёрдая соль не проводят электрического тока . Тем не менее раствор соли в воде проводит электрический ток . Это значит, что в растворе откуда-то появляются подвижные заряды . Под это наблюдение вводят определение электролита и механизм электролитической диссоциации .
2 . Всегда ли водные растворы веществ проводят электрический ток? Не всегда, т . е . некоторые вещества не дают ионов при растворении . Это – вещества с молекулярной кристаллической решёткой .
Задания к уроку
1. Задание на развитие функциональной грамотности
Вы часто замечали, что во время гололёда тротуары и дороги посыпают антигололёдным реагентом . В качестве реагента используют поваренную соль или хлористый кальций (CaCl2) .
Какой реагент будет более эффективным для уничтожения льда, если было потрачено одинаковое количество вещества поваренной соли и хлористого кальция (стоимость реагентов не учитывается)?
Ответ поясните .
Решение: При попадании на лёд вещество постепенно растворяется . При растворении в воде 1 моль хлорида натрия даёт по 1 моль ионов натрия (Na+) и хлора (Cl-) . При растворении 1 моль CaCl2 образуется 1 моль ионов кальция и 2 моль ионов хлора . Раствор хлорида кальция будет замерзать при более низкой температуре (при условии одинаковой концентрации моль/кг воды) по сравнению с раствором хлорида натрия . А значит, и эффективность его будет выше .
2 . Задание для подготовки к ГИА, ВПР 1
А) К хорошо растворимым электролитам относятся:
1) гидроксид бария;
2) фосфат магния;
3) сульфид меди(II);
4) карбонат кальция .
Ответ: 1 . 2
Б) Электрический ток проводит:
1) раствор этилового спирта;
2) раствор глицерина;
3) раствор глюкозы;
4) раствор гидроксида кальция.
Ответ: 4 . 3 .
В) Установите соответствие между веществом и образовавшимися ионами (с учётом коэффициентов) .
ЭЛЕКТРОЛИТ
А) H2SO4
Б) Na2SO4
В) NaOH
ИОНЫ
1) Na+ + SO4 2–
2) Na+ + OH–
3) 2Na+ + SO4 2–
4) 2H+ + SO4 2–
5) H+ + SO4 2–
Ответ: 4, 3, 2 .
А Б В
Темы проектных и исследовательских работ
1 . Гидратная теория растворов Д . И . Менделеева .
2 . Становление основных положений теории электролитической диссоциации С . Аррениуса и В . Оствальда .
3 . Определение электропроводности растворов веществ в неводной среде .
4 . Определение молярной массы неэлектролита криоскопическим методом .
5 . Выявление зависимости электропроводности от концентраций ионов в растворе .
Список информационных источников
-
Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник-7-е изд.,испр. – М.: Дрофа,2018.-287,[1]с.: ил.-(Российский учебник).
-
Габриелян, О.С, Воскобойникова И.П. Настольная книга для учителя. Химия 8 кл. – М.: Дрофа, - 2003.
-
Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ П.И.Беспалов.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014.
-
Неорганическая химия: В 3 т ./ Под ред . Ю . Д . Третьякова . Т . 1: Физико-химические основы неорганической химии: Учебник для студ . высш . учеб . заведений/М . Е . Тамм, Ю . Д . Третьяков . — М .: Издательский центр «Академия», 2004 . — 240 с .
Описание урока
Данный урок предназначен для учеников 8 класса с базовым изучением химии с использованием цифрового датчика электропроводности лаборатории Releon .Это второй урок в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов ». Тип урока – урок открытия новых знаний .В данном уроке предполагается использование исследовательского метода, то есть учащиеся сами добывают новые для себя знания путем выполнения эксперимента, выдвигают гипотезы и подтверждают либо опровергают их, с помощью лаборатории Releon изучают электропроводность различных веществ.
Урок разработан с применением технологий проблемного обучения и дифференцированного подхода с учетом требований ФГОС нового поколения. В ходе урока используются различные формы работы: индивидуальная, парная, а также можно использовать технологию смешанного обучения . В классе организуются несколько рабочих зон, в которых будут располагаться разные растворы и вещества . Группы учащихся поочерёдно выполняют исследования в одной зоне, затем переходят во вторую зону и т . д .
Разработка включает в себя конспект урока, инструкцию для учащихся по выполнению исследования «Электропроводность веществ и их растворов », карточки с заданиями игры «Верю – не верю», задание для развития функциональной грамотности, задание для подготовки к ГИА и ВПР, контрольные вопросы по теме урока , а так же темы проектных и исследовательских работ .