СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии с использованием лаборатории Releon в 8 классе "Электролитическая диссоциация"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данный урок  предназначен для учеников  8 класса с базовым изучением химии с использованием цифрового  датчика электропроводности лаборатории Releon .Это второй  урок в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Тип урока – урок открытия новых знаний .

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии с использованием лаборатории Releon в 8 классе "Электролитическая диссоциация"»

Тема урока: «Электролитическая диссоциация»

Цель урока: сформировать понятие об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать формированию понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.

  • Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.

Воспитательные

  • Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.

  • Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.

  • Развивать у учащихся интерес к химии.

Планируемые образовательные результаты урока:

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать факты и явления

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Предметные

Базовый уровень: знать основные понятия электролитической диссоциации.

Повышенный уровень: уметь использовать при характеристике превращений понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация; устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и описывать реакции, проводить опыты с использованием датчиков цифровой лаборатории Releon.

Высокий уровень: уметь делать выводы на основании полученных результатов.

Личностные: овладение навыками для практической деятельности.

Оборудование: компьютер, видеопроектор; растворы хлорида натрия, сахарозы, поваренной соли, соляной кислоты; кристаллические вещества - хлорид натрия, щелочь, сахароза;  дистиллированная вода, водопроводная вода; ноутбук, датчики электропроводности Releon, карточки с заданиями.

УМК: Габриелян О.С

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная работы.

Технологическая карта урока

Этап урока, продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые универсальные учебные действия

1. Организационный момент – 1 мин

Создает психологический настрой урока

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, записывают тему урока

Личностные УУД: смыслообразование

2. Создание проблемной ситуации – 3-5 минут













Проблемная ситуация

Организует беседу

- С каким достижением цивилизации созвучна тема урока?

- Вспомните, так что же такое электрический ток?

- А как попадает электрический ток в наши дома?

- Из какого материала они изготовлены?

Общеизвестно, что растворы веществ в воде имеют более высокую температуру кипения и более низкую температуру замерзания по сравнению с чистой водой . Известно, что температура замерзания раствора зависит от концентрации растворённого вещества . Если в 1 кг воды растворить 1 моль вещества, например глюкозы, то температура замерзания этого раствора понизится на 1,86 . То есть раствор будет замерзать при ‒1,86 . Понижение температуры на такую же величину можно наблюдать при растворении 1 моль глицерина, 1 моль этилового спирта в 1 кг воды . Однако если в 1 кг (литре) воды растворить 1 моль хлорида натрия, то температура замерзания раствора станет ниже ‒1,86 . А температура замерзания раствора, состоящего из 1 кг воды и 1 моль хлорида бария, еще ниже температуры замерзания раствора хлорида натрия . Как объяснить эти явления?

- Как называются вещества, проводящие электрический ток?

- А знаете вы какие-либо ещё проводники электричества?

- вода проводит эл. ток? (на этот вопрос ответ мы получим чуть позже)
































- Как вы думаете, что мы будем с вами изучать?

Тема нашего сегодняшнего занятия «Электролитическая диссоциация».

   - Что хотите узнать об электролитической диссоциации сегодня? А для чего вам может быть полезна эта информация?

устно отвечают на поставленные вопросы



















































Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, предлагают и согласовывают с учителем тему и цель урока; обсуждают способы и средства достижения цели . Предполагаемое объяснение проблемной ситуации. Если раствор замерзает при более низкой температуре, то концентрация вещества повышается . Повышение концентрации вещества происходит за счёт образования новых частиц — ионов . При этом концентрация частиц в растворе повышается . Другие вещества не распадаются на ионы, концентрация вещества остается постоянной, поэтому температура замерзания этих растворов будет одинакова . Способ решения. Ионы ‒ заряженные частицы . Раствор, содержащий ионы, будет проводить электрический ток . Растворы, содержащие молекулы, не электропроводны





(варианты ответов).

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, предлагать варианты целеполаганий.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности – 20-25 мин


1) предлагает провести исследование по следующему плану (приложение 1). Замерить электропроводность следующих веществ:

1 группа.

дистиллированная вода, твердая поваренная соль, раствор соли в воде (готовят сами)

2 группа.

дистиллированная вода, сахар, раствор сахара в воде (готовят сами)

2) организует обсуждение полученных результатов

3) подводит к классификации веществ

4) предлагает составить схему в тетради «Классификация веществ»

5) проводит демонстрационный опыт по электропроводности твердой щелочи и раствора щелочи и задает вопрос: почему твердые соль и щелочь не проводили ток, а растворы электропроводны?

6) предлагает найти ответ в учебнике

7) организует обсуждение, при обсуждении обращается к портретам Аррениуса и Каблукова, когда речь заходит об их роли в развитии представлений об электролитической диссоциации

8) Показывает опыт с соляной кислотой, задает вопросы:

-тип связи в молекуле?

- почему проводит ток, откуда берутся ионы?

- организует обсуждение

8) показывает примеры записи электролитической диссоциации веществ

9) вводит понятие сильные и слабые электролиты

1) Проводят исследование по плану, оформляют результат в виде таблицы в тетради , представляют результаты работы










2) формулирую вопросы по выявленной проблеме

3) предлагают классификацию веществ

4) составляют схему на основании текста учебника



5) выдвигают гипотезы






6) работа с текстом учебника в поисках ответа

7) и 8) обсуждение в парах и затем фронтально

















8) и 9) слушают и делают записи

Познавательные:

постановка и решение проблемы,

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные:

формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Личностные:

смыслообразование

Применение знаний 5 минут

Организует игру «Верю – не верю» в парах. На партах у Вас имеются карточки с утверждениями. (Приложение 2). Если «верю» - ставите плюс, «не верю» - ставится минус. Теперь Вы должны поменяться карточками и проверить ответы друг у друга в соответствии с критериями. Затем дать оценку и вернуть карточки соседу.

Учащиеся отвечают, дают друг другу оценки, комментируют ответы

Регулятивные:

 оценка, саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия

Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия – 5 мин

На доске выводятся через проектор начала фраз, учащимся предлагается закончить одну из них.

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я почувствовал, что…

  • я понял, что…

  • я узнал, что

  • теперь я могу…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…


Продолжают высказывания

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия

Домашнее задание – 1 минута

Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору,

1 уровень (для всех): параграф 36 упр.1-5. стр. 222-223

2 уровень: приготовить слайд презентацию (3-5 слайдов) о применении электролитов в жизни человека

3 уровень: проектная работа







Приложение1.

Инструкция к выполнению:

1.Запустите на регистраторе данных программное обеспечение

Releon Lite . Подключите датчик электропроводности из комплекта

цифровой лаборатории Releon к регистратору данных .

2 . В стакан поместите поваренную соль и опустите в стакан датчик

электропроводности . Проводит ли соль электрический ток?

3 . Аналогичные действия проведите с сахарозой .

4 . В стакан налейте 20 мл исследуемого раствора .

5 . Опустите в него датчик электропроводности, закреплённый в лапке штатива .

Наблюдайте за изменением значения электропроводности . Когда показания датчика перестанут изменяться, запишите его значение в таблицу .

6 . Обратите внимание! Датчик после каждого опыта тщательно промывается водой и просушивается .

7 . Затем датчик опустите в следующий раствор .

Аналогичные действия проделайте со всеми растворами .

8.Результаты измерений занесите в таблицу:

Электропроводность веществ и их растворов.

Название вещества, его агрегатное состояние

формула

Значение электропро-водности

мкСм/см

Электролит

Неэлектролит

Дистиллированная вода, жидкая





Поваренная соль, твердая





Поваренная соль, раствор





Сахар, твёрдый





Сахар, раствор







Приложение 2.

«Верю – не верю» (все ответы верны – «5», один неверен – «4», два неверны «3», если больше неверных ответов – предположите причину неудачи, и при выполнении домашнего задания будьте внимательны)

Все соли электролиты


Сухой хлорид натрия проводит электрический ток


Все вещества с ковалентной связью - электролиты


Вещества с ионной связью в растворах электролиты


Соли относятся к электролитам


Катион – отрицательно заряженный ион


Анион при пропускании электрического тока через раствор или расплав электролита направляется к катоду


Серная кислота – сильный электролит








Контрольные вопросы:

1 . Обращают внимание, что ни дистиллированная вода, ни твёрдая соль не проводят электрического тока . Тем не менее раствор соли в воде проводит электрический ток . Это значит, что в растворе откуда-то появляются подвижные заряды . Под это наблюдение вводят определение электролита и механизм электролитической диссоциации .

2 . Всегда ли водные растворы веществ проводят электрический ток? Не всегда, т . е . некоторые вещества не дают ионов при растворении . Это – вещества с молекулярной кристаллической решёткой .













Задания к уроку

1. Задание на развитие функциональной грамотности

Вы часто замечали, что во время гололёда тротуары и дороги посыпают антигололёдным реагентом . В качестве реагента используют поваренную соль или хлористый кальций (CaCl2) .

Какой реагент будет более эффективным для уничтожения льда, если было потрачено одинаковое количество вещества поваренной соли и хлористого кальция (стоимость реагентов не учитывается)?

Ответ поясните .

Решение: При попадании на лёд вещество постепенно растворяется . При растворении в воде 1 моль хлорида натрия даёт по 1 моль ионов натрия (Na+) и хлора (Cl-) . При растворении 1 моль CaCl2 образуется 1 моль ионов кальция и 2 моль ионов хлора . Раствор хлорида кальция будет замерзать при более низкой температуре (при условии одинаковой концентрации моль/кг воды) по сравнению с раствором хлорида натрия . А значит, и эффективность его будет выше .

2 . Задание для подготовки к ГИА, ВПР 1

А) К хорошо растворимым электролитам относятся:

1) гидроксид бария;

2) фосфат магния;

3) сульфид меди(II);

4) карбонат кальция .

Ответ: 1 . 2

Б) Электрический ток проводит:

1) раствор этилового спирта;

2) раствор глицерина;

3) раствор глюкозы;

4) раствор гидроксида кальция.

Ответ: 4 . 3 .

В) Установите соответствие между веществом и образовавшимися ионами (с учётом коэффициентов) .

ЭЛЕКТРОЛИТ

А) H2SO4

Б) Na2SO4

В) NaOH

ИОНЫ

1) Na+ + SO4 2–

2) Na+ + OH–

3) 2Na+ + SO4 2–

4) 2H+ + SO4 2–

5) H+ + SO4 2–

Ответ: 4, 3, 2 .

А Б В

Темы проектных и исследовательских работ

1 . Гидратная теория растворов Д . И . Менделеева .

2 . Становление основных положений теории электролитической диссоциации С . Аррениуса и В . Оствальда .

3 . Определение электропроводности растворов веществ в неводной среде .

4 . Определение молярной массы неэлектролита криоскопическим методом .

5 . Выявление зависимости электропроводности от концентраций ионов в растворе .



Список информационных источников

  1. Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник-7-е изд.,испр. – М.: Дрофа,2018.-287,[1]с.: ил.-(Российский учебник).

  2. Габриелян, О.С, Воскобойникова И.П. Настольная книга для учителя. Химия 8 кл. – М.:   Дрофа, - 2003.

  3. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе/ П.И.Беспалов.-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Неорганическая химия: В 3 т ./ Под ред . Ю . Д . Третьякова . Т . 1: Физико-химические основы неорганической химии: Учебник для студ . высш . учеб . заведений/М . Е . Тамм, Ю . Д . Третьяков . — М .: Издательский центр «Академия», 2004 . — 240 с .









Описание урока

Данный урок предназначен для учеников 8 класса с базовым изучением химии с использованием цифрового датчика электропроводности лаборатории Releon .Это второй урок в разделе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов ». Тип урока – урок открытия новых знаний .В данном уроке предполагается использование исследовательского метода, то есть учащиеся сами добывают новые для себя знания путем выполнения эксперимента, выдвигают гипотезы и подтверждают либо опровергают их, с помощью лаборатории Releon изучают электропроводность различных веществ.

Урок разработан с применением технологий проблемного обучения и дифференцированного подхода с учетом требований ФГОС нового поколения. В ходе урока используются различные формы работы: индивидуальная, парная, а также можно использовать технологию смешанного обучения . В классе организуются несколько рабочих зон, в которых будут располагаться разные растворы и вещества . Группы учащихся поочерёдно выполняют исследования в одной зоне, затем переходят во вторую зону и т . д .

Разработка включает в себя конспект урока, инструкцию для учащихся по выполнению исследования «Электропроводность веществ и их растворов », карточки с заданиями игры «Верю – не верю», задание для развития функциональной грамотности, задание для подготовки к ГИА и ВПР, контрольные вопросы по теме урока , а так же темы проектных и исследовательских работ .











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!