СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Электролиты и неэлекторолиты. Электролитическая диссоциация"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 9 классе по теме "Электролиты и неэлекторолиты. Электролитическая диссоциация"»



Тема 1. ТЕОРИЯ

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ

Урок 4

ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ.

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

Цели: познакомить с понятиями электролит, неэлектро­лит, электролитическая диссоциация, гидратация, кристалло­гидраты, с практическим применением кристаллогидратов в бы­ту, промышленности.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Выучить химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей по таблице, составленной в классе.

  2. Актуализация знаний.

Вопрос:

- Знакомы ли вам понятия, записанные в названии темы? Сформулируйте цель урока.

Примерный ответ учащихся: «Цель: узнать, что такое элек­тролитическая диссоциация, почему она происходит, как влияет на свойства веществ».

  1. Изучение нового материала.

Инструктаж по технике безопасности.

Демонстрационный эксперимент.

С помощью самодельного прибора демонстрируется элек­тропроводность различных веществ.

Задания для учащихся:

  1. Пронаблюдайте за тем, какие вещества проводят ток, а ка­кие не проводят.

  2. Запишите в тетради в две колонки формулы этих веществ, указывая буквами агрегатное состояние и тип химической связи.

  3. Озаглавьте каждую колонку, используя слова «электро­лит», «неэлектролит».

Выдвижение проблемы:

- В чем причина электропроводности одних веществ и от­сутствие её у других?

Наблюдение, обсуждение, выдвижение гипотез, объясняю­щих результат опыта.

а) Сначала исследуете на электропроводность кристалличе­ский NaCl. Если поднести сухие электроды прибора к сухой со­ли, то мы увидим, что кристаллический NaCl не проводит элек­трический ток (лампочка не загорится). Формулируем вывод: кристаллический NaCl не проводит электрический ток.

б) Далее проверяете электропроводность дистиллированной воды. Экспериментально доказано, что химически чистая вода не проводит электрический ток (лампочка не загорается).

в) Растворяете кристаллик соли в дистиллированной воде и вносите в полученный раствор электроды прибора. Лампочка ярко загорается.

Вывод: водный раствор NaCl проводит электрический ток.

Учитель подводит итог выполненных экспериментов.

Электрический ток проводят только те вещества, ко­торые содержат свободные ионы (растворы или расплавы).

Дистиллированная вода практически не содержит ионы, а в твердом NaCl все ионы связаны, поэтому кристаллический хлорид натрия и вода ток не проводят. В растворе же соли со­держатся свободные ионы, поэтому раствор проводит электри­ческий ток, то есть является электролитом.

Демонстрационный эксперимент.

- Наливаете в три стакана растворы CuSO4, NaOH, НСl, ис­пытываете их проводимость. Лампочка загорается во всех трех растворах. Данные растворы являются электролитами.

Вывод: в растворах солей, кислот и щелочей содержатся свободные ионы, способные проводить электрический ток. Зна­чит, эти вещества являются электролитами. В кристаллическом состоянии соли и щелочи электрической проводимостью не об­ладают. Только при растворении или расплавлении этих ве­ществ, когда появляются свободные ионы, эти вещества стано­вятся электролитами.

Объяснение учителя с элементами беседы.

  1. Что такое электрический ток?

Ответ: электрический ток - это движение электронов (электронная проводимость); электрический ток - эго движение ионов (ионная проводимость).

Вещества, растворы или расплавы которых способны прово­дить электрический ток, называются электролитами. Электроли­ты - вещества, обладающие электропроводностью ионного типа.

Соответственно вещества, растворы или расплавы которых не проводят электрического тока, называются неэлектролитами.

  1. Какова главная причина диссоциации?

Ответ: гидратация ионов.

В растворе или расплаве электролиты распадаются на ионы - диссоциируют. Распад электролитов на ионы при растворении их в воде называется электролитической диссоциацией. Элек­тролитическая диссоциация происходит вследствие взаимодействия полярных молекул растворителя с молекулами или кри­сталлической решеткой растворяемого вещества. Молекулы растворителя разрушают кристаллическую решетку и переводят ионы в раствор в форме сольватированных заряженных частиц. Растворенное вещество и растворитель оказывают обоюдное влияние: полярные молекулы растворителя разрушают кристал­лическую решетку, а высвобождающиеся ионы, переходя в рас­твор, вызывают упорядочивание молекул растворителя. В то же время полярные молекулы растворителя ориентированы в соот­ветствии с зарядом ионов.

  1. Классификация ионов.


Заряд иона

Положительный

(катион)

Отрицательный

(анион)

Простые

Н+; К+; А13+

Сl-; F-; S2-

Сложные

NH4+

SO42-; РO43-



  1. Основоположники теории: С. Аррениус (1859-1927 гг.), И. А. Каблуков (1857-1942 гг.)

Идеи С. Аррениуса, разработанные в 1887 г., составили ос­нову теории электролитической диссоциации. Согласно ей, при растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) па положительные и отрицательные частицы. Под действием постоянного электрического тока неупорядоченное движение ионов в растворе или расплаве переходит в упорядоченное: по­ложительно заряженные ионы (они называются катионами) движутся к катоду, отрицательно заряженные (называются анионами) - к аноду. Одновременно с распадом электролита на ионы происходит объединение ионов в молекулы. Поэтому электролитическая диссоциация является обратимым процессом и при написании уравнений диссоциации указывается, что реак­ция идет в обе стороны. В 1903 г. С. Аррениус был награжден Нобелевской премией.

III. Закрепление изученного.

Упражнение 1. Допишите незаконченные предложения.

  1. Причиной того, что растворы электролитов проводят электрический ток, являются... (ионы - катионы и анионы).

  2. Молекула воды имеет особое строение и является... (ди­полем).

  3. Процесс взаимодействия молекул воды с частицами веще­ства называется... (гидратацией).

  4. Лучше всего диссоциируют вещества с типом связи... (ионной и ковалентной полярной).

  5. Процесс распада электролита на ионы называется... (элек­тролитической диссоциацией).

Упражнение 2. Какие утверждения верны (запишите на полях номера верных утверждений):

  1. Электролиты проводят электрический ток.

  2. Если вещество находится в сухом виде, оно ток не про­водит.

  3. Источником тока в растворе электролита являются элек­троны.

  4. Катионы заряжены отрицательно, анионы - положительно.

  5. Растворы электролитов проводят ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов.

  6. Процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией.

  7. Дистиллированная вода проводит ток.

  8. Причиной диссоциации веществ в воде является осо­бое строение молекулы воды.

  9. Все растворимые кислоты - сильные электролиты.

  10. Все растворимые основания и соли – сильные электролиты.

Упражнение 3 . Напишите формулы электролитов, в вод­ном растворе которых имеются ионы:

a) Na+ и S2- б) Со3+ и NO2- в) К+ и ОН- г) Са2+ и НСО3- д) СuОН+ и Сl-.



Назовите эти электролиты.

4. Домашнее задание: § 1, упр. 1-5 (с. 13), задача 1 (с. 13); вы­писать в словарь и выучить термины (электролиты, неэлектро­литы, ионы, катионы, анионы, гидратация, электролитическая диссоциация); записать основные положения ТЭД.

5. Итог урока.

6. Рефлексия









































Упражнение 1. Допишите незаконченные предложения.

1. Причиной того, что растворы электролитов проводят электрический ток, являются...

2. Молекула воды имеет особое строение и является...

3. Процесс взаимодействия молекул воды с частицами веще­ства называется...

4. Лучше всего диссоциируют вещества с типом связи...

5. Процесс распада электролита на ионы называется...

Упражнение 2. Какие утверждения верны (запишите на полях номера верных утверждений):

1. Электролиты проводят электрический ток.

2. Если вещество находится в сухом виде, оно ток не про­водит.

3. Источником тока в растворе электролита являются элек­троны.

4. Катионы заряжены отрицательно, анионы - положительно.

5. Растворы электролитов проводят ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов.

6. Процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией.

7. Дистиллированная вода проводит ток.

8. Причиной диссоциации веществ в воде является осо­бое строение молекулы воды.

9. Все растворимые кислоты - сильные электролиты.

10. Все растворимые основания и соли – сильные электролиты.

Упражнение 3 . Напишите формулы электролитов, в вод­ном растворе которых имеются ионы:

a) Na+ и S2- б) Со3+ и NO2- в) К+ и ОН- г) Са2+ и НСО3- д) СuОН+ и Сl-.

Назовите эти электролиты.





Упражнение 1. Допишите незаконченные предложения.

1. Причиной того, что растворы электролитов проводят электрический ток, являются...

2. Молекула воды имеет особое строение и является...

3. Процесс взаимодействия молекул воды с частицами веще­ства называется...

4. Лучше всего диссоциируют вещества с типом связи...

5. Процесс распада электролита на ионы называется...

Упражнение 2. Какие утверждения верны (запишите на полях номера верных утверждений):

1. Электролиты проводят электрический ток.

2. Если вещество находится в сухом виде, оно ток не про­водит.

3. Источником тока в растворе электролита являются элек­троны.

4. Катионы заряжены отрицательно, анионы - положительно.

5. Растворы электролитов проводят ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов.

6. Процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией.

7. Дистиллированная вода проводит ток.

8. Причиной диссоциации веществ в воде является осо­бое строение молекулы воды.

9. Все растворимые кислоты - сильные электролиты.

10. Все растворимые основания и соли – сильные электролиты.

Упражнение 3 . Напишите формулы электролитов, в вод­ном растворе которых имеются ионы:

a) Na+ и S2- б) Со3+ и NO2- в) К+ и ОН- г) Са2+ и НСО3- д) СuОН+ и Сl-.

Назовите эти электролиты.