СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии. «Знаки химических элементов»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии. «Знаки химических элементов»»

«Знаки химических элементов»

8 класс

Цель урока: формировать представление о знаках химических элементов, их обозначении и произношении.

Задачи:

Знать: имя основоположника химической символики, принцип обозначения химических элементов.

Уметь: называть химические элементы, их названия и произношение знаков элементов.

Развивать навыки систематизации информации.

Воспитывать культуру самостоятельной работы, проявления творческих способностей, владение химической терминологией.

Оборудование: карточки с алхимическими символами, листы бумаги, таблицы с названиями химических элементов и химическими знаками, портрет Й. Я. Берцелиуса.


1.Вступительное слово. Мы уже знаем, что вещества состоят из различных химических элементов. А химические элементы состоят из очень мелких частиц – атомов. Атомы разные, поэтому и химические элементы разные, обладают своими определёнными свойствами. И каждый химический элемент необходимо определённым образом обозначать. Сегодня мы должны выяснить:

1. Как обозначают химические элементы? 2. Кто ввёл химическую символику?

3. Зачем нужны знаки химических элементов? (Вопросы лучше записать на доске.)

2. Новый материал.

1.Слово учителя.

Сейчас я продемонстрирую рисунки, а вы попробуйте догадаться, что они означают?


2. Демонстрация алхимических символов.

3. Обсуждение, беседа, выслушивание мнений. 4.Выдвижение предположений, что означают данные знаки. 5.Демонстрация алхимических символов с подписями:


















Слово учителя. Итак, перед нами алхимические символы – старинные знаки химических элементов.

6. Предлагаю вам стать алхимиками, и самим придумать свои знаки химических элементов.

Задание.

1)На листах бумаги нарисовать свой знак (каждый листок предварительно подписан названием всем известных химических элементов).

2)Продемонстрировать свой знак одноклассникам. Те, чьи знаки будут «опознаны», получают «5».

7. Выполнение работы, демонстрация, обсуждение, выставление оценок.

8. Слово учителя. Делаем вывод. Лёгкая ли это работа – составление знаков, которые будут узнаваемы всеми? (Учтите, мы все говорим на одном языке, а если бы среди нас были иностранцы?)

Беседа, обсуждение.

9. Слово учителя. Конечно, это нелёгкий труд. Над задачей составления единой химической символики трудились многие учёные всего мира. Усложняло задачу ещё и то, что люди с течением времени открывали новые химические элементы. В конце восемнадцатого века было открыто 25 элементов, к середине девятнадцатого – еще 31, к 1870 году – были известны 63 элемента.

Сейчас в таблице Д.И. Менделеева более 100 элементов.



Разными учёными были предложены многие символики, но мировое признание получила химическая символика Й. Я.Берцелиуса.

10. Запись на доске: Йенс Яков Берцелиус (шведский химик). В 1814г. ввёл современное обозначение химических элементов.

11. Слово учителя. Как же стали обозначать химические элементы? Например: kalium (лат.) – К, hidrargirum – Hg. Откройте таблицы Менделеева и попробуйте прочесть латинские названия, русские названия и химические знаки. Работа с таблицами, несколько прочитать вслух.

12.Внимание, перед вами таблицы (раздаются таблицы).

Название химического элемента

Химический знак

Произношение химического знака

Азот

N

Эн

Алюминий

Al

Алюминий

Барий

Ba

Барий

Бор

B

Бор

Бром

Br

Бром

Водород

H

Аш

Железо

Fe

Феррум

Золото

Au

Аурум

Иод

I

Иод

Калий

K

Калий

Кальций

Ca

Кальций

Кислород

O

О

Кремний

Si

Силициум

Магний

Mg

Магний

Марганец

Mn

Марганец

Медь

Cu

Купрум

Натрий

Na

Натрий

Ртуть

Hg

Гидраргирум

Свинец

Pb

Плюмбум

Сера

S

Эс

Серебро

Ag

Аргентум

Углерод

C

Це

Фосфор

P

Пэ

Фтор

F

Фтор

Хлор

Cl

Хлор

Цинк

Zn

Цинк

























































Внимательно прочитайте первую строку (по столбикам, один из ребят – вслух).

Название – говорим русским словом.

Химический знак – одна большая латинская буква, либо одна большая, одна малая.

Произношение – может быть разным.

Объяснение у доски:

Азот – знак «N» и читаем «эн».

Фтор - знак «F», читаем «фтор».

Медь – знак «Cu», читаем «купрум».

12. Задание. В вашей таблице 26 элементов. Ваша задача, подсчитать, у скольких элементов название и произношение совпадают, и у скольких они разные. Привести примеры.

Выполнение задания.

3. Закрепление, тренаж.

1. На доске записаны химические формулы.

Попробуем применить полученные нами сегодня знания и умения на практике.

Прочитаем эти формулы, если затрудняемся – «подглядываем» в таблицу.

CuO, HCl, HNO3, AgSO4,

NaOH, SiO2, H2CO3, CaCl2,

PbO2, MnO4, H2O, CO2.

Чтение формул вслух (можно по очереди или по желанию).

2. Слово учителя. А теперь постарайтесь разгадать ребусы:

Ag,,ина - страна в Южной Америке.

C C - африканская муха.

B Mg,,,,шина - инструмент стоматолога.

,Br НК,,, полевой цветок.

Ответы: Аргентина, цеце, бормашина, ромашка.

4. Подведение итогов.

Слово учителя. Итак, вернёмся к нашим первоначальным вопросам:

1. Как обозначают химические элементы? 2. Кто ввёл химическую символику?

3. Зачем нужны знаки химических элементов? Знаем ли мы ответы на эти вопросы? Ученики отвечают на вопросы. За лучшие ответы выставляются оценки.

5. Домашнее задание.

1. По таблице выучить знаки и их произношение. 2. Составить ребус или загадку при помощи химических знаков (творческое задание – выполняется по желанию).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!