СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Художественный мир М.Ю.Лермонтова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Художественный мир М.Ю.Лермонтова"»

Конспект урока литературы, 1 курс СПО


«Художественный мир М.Ю.Лермонтова»


Цели урока: - помочь обучающимся раскрыть богатство и глубину поэтического

мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и её влияние на

человеческие судьбы



В словах его было столько истины, глубины и простоты!

Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я

всегда желал его видеть… Боже мой! Сколько

эстетического чутья в этом человеке!

Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!..

Недаром же меня так тянуло к нему.


В.Г.Белинский



Ход урока


  1. Вступительное слово о М.Ю.Лермонтове.


Вам уже знакомо имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Современников поражали сила «демонического» таланта молодого офицера, его желчный характер и могучий поэтический дар. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, всего 27 лет, и никогда не имел желания издавать книги, печататься в модных журналах. О нём как о замечательном поэте широкая масса читателей узнала только в 1837 году, за четыре года до смерти.


  1. Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова.


- Где и когда родился М.Лермонтов?

- Как звали домашнего учителя Лермонтова?

(Алексей Зиновьевич Зиновьев – педагог, учёный, литератор)

- Как звали русских писателей, которые учились вместе с М.Лермонтовым в Московском

университете?

(В.Белинский, А.Герцен, Н.Огарёв)

- Кому посвящены ранние юношеские стихи поэта?

Я не достоин, может быть,

Твоей любви, не мне судить;

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я всегда скажу, что ты

Несправедливо поступила

(Наташе Ивановой, девушке удивительной красоты, дочери драматурга Ф.Ф.Иванова)

Мы случайно сведены судьбой,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душой,

Хоть пути не кончить им вдвоём!

(Варваре Александровне Лопухиной, она не была красавицей, но Лермонтов полюбил её)

- Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?

(Был арестован и переведён служить в Нижегородский драгунский полк, который находился в Закавказье и принимал участие в войне с горцами).

- Назовите первое опубликованное стихотворение. Каким псевдонимом оно было

подписано?

(Стихотворение «Весна», напечатанное в 1830 году в журнале «Антеней», за подписью «L»)

- Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим

именем?

(Стихотворение «Бородино», напечатано в журнале «Современник» в 1830 году).

- Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова на дуэли?

( В 1881 году специальная комиссия определила примерное место дуэли поэта с

Мартыновым в городе Пятигорске, на склоне горы Машук. В 1915 году здесь был

установлен памятник-обелиск, автор – скульптор Б.Микешин)

- Из каких произведений эти строки?

Заботой тайною хранима

Перед иконой золотой

Стоишь ты, ветвь Ерусалима,

Святыни гордый часовой!

(«Ветка Палестины»)


Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.


(«Когда волнуется желтеющая нива»)


Кода порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю


(«Нет, не тебя та пылко я люблю…»)


Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз

(«Родина»)

- Кто сказал о Лермонтове: «Вот в ком было это вечное, сильное искание истины! Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. У него нет шуточек... шуточки не трудно писать, но каждое слово его было словом человека, власть имеющего.
Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский.»

( Л.Н.Толстой)


  1. Оформление тетрадей. План урока.


  1. Особенности лермонтовской эпохи.

  2. Своеобразие лирики Лермонтова


  1. Слово преподавателя.


Стихотворение «Смерть поэта», - писал один из современников Лермонтова, - возвестило русской литературе о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина».

К людям этого большого гражданского мужества, лучшим представителям своего поколения и принадлежал Лермонтов. Эти люди были очень юными, но на их долю выпала тяжёлая судьба, и они стали взрослыми раньше времени.

В основе лермонтовского творчества лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности существования. Отсюда трагизм произведений Лермонтова: ноты бесконечной тоски, тема одиночества, вечного скитальчества, но с другой стороны – презрение к современности, дерзкий вызов, стремление высказать «едкие истины». «В стихах Лермонтова, - писал Горький, - начинают звучать ноты, почти неизвестные у Пушкина, - это жадное желанье дела, активности, вмешательства в жизнь».

В русской литературе Лермонтов продолжил дело Пушкина и в то же время явился поэтом новым, поэтом другой эпохи, с иным, чем у Пушкина, складом творческой личности. Из огромного круга тем и образов, волновавших Пушкина, Лермонтов остановился только на некоторых. Белинский считал, что всё творчество Лермонтова посвящено разрешению одного вопроса: «нравственного вопроса о судьбах и нравах человеческой личности» И герой у Лермонтова, собственно один: один и тот же образ проходит в стихах, драмах, романах, воплощаясь то в лирического героя, то в Демона, то в Печорина… но этот «лермонтовский человек» - личность могучая, трагически прекрасная, словно вбирающая в себя все «думы» эпохи. Лермонтовскому герою доступно всё: трезвый анализ собственной души и окружающего, понимание истины, умение иронизировать и негодовать. Лермонтов – поэт очень субъективный. Он постоянно присутствует в своих произведениях, раскрывает часто не саму действительность, а своё страстное, оценочное отношение к ней, и в этом его величайшая сила. По словам Белинского, он имел право быть субъективным, ибо, как все великие поэты, «в своем сердце, в своей крови он носил жизнь общества, болел его недругами, мучился его страданиями, блаженствовал его счастьем…»

Задание.

Составить тезисный план по теме: «В чём сходство и различие поэзии Пушкина и Лермонтова»

Домашнее задание.

- Используя материалы учебника и материалы урока составить связный рассказ на тему: «Художественный мир Лермонтова».

- выучить наизусть стихотворение «Поэт».