Конспект урока литературы, 1 курс СПО
«Художественный мир М.Ю.Лермонтова»
Цели урока: - помочь обучающимся раскрыть богатство и глубину поэтического
мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и её влияние на
человеческие судьбы
В словах его было столько истины, глубины и простоты!
Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я
всегда желал его видеть… Боже мой! Сколько
эстетического чутья в этом человеке!
Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!..
Недаром же меня так тянуло к нему.
В.Г.Белинский
Ход урока
Вступительное слово о М.Ю.Лермонтове.
Вам уже знакомо имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Современников поражали сила «демонического» таланта молодого офицера, его желчный характер и могучий поэтический дар. Лермонтов прожил очень короткую жизнь, всего 27 лет, и никогда не имел желания издавать книги, печататься в модных журналах. О нём как о замечательном поэте широкая масса читателей узнала только в 1837 году, за четыре года до смерти.
Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова.
- Где и когда родился М.Лермонтов?
- Как звали домашнего учителя Лермонтова?
(Алексей Зиновьевич Зиновьев – педагог, учёный, литератор)
- Как звали русских писателей, которые учились вместе с М.Лермонтовым в Московском
университете?
(В.Белинский, А.Герцен, Н.Огарёв)
- Кому посвящены ранние юношеские стихи поэта?
Я не достоин, может быть,
Твоей любви, не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила
(Наташе Ивановой, девушке удивительной красоты, дочери драматурга Ф.Ф.Иванова)
Мы случайно сведены судьбой,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душой,
Хоть пути не кончить им вдвоём!
(Варваре Александровне Лопухиной, она не была красавицей, но Лермонтов полюбил её)
- Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?
(Был арестован и переведён служить в Нижегородский драгунский полк, который находился в Закавказье и принимал участие в войне с горцами).
- Назовите первое опубликованное стихотворение. Каким псевдонимом оно было
подписано?
(Стихотворение «Весна», напечатанное в 1830 году в журнале «Антеней», за подписью «L»)
- Как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим
именем?
(Стихотворение «Бородино», напечатано в журнале «Современник» в 1830 году).
- Кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова на дуэли?
( В 1881 году специальная комиссия определила примерное место дуэли поэта с
Мартыновым в городе Пятигорске, на склоне горы Машук. В 1915 году здесь был
установлен памятник-обелиск, автор – скульптор Б.Микешин)
- Из каких произведений эти строки?
Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни гордый часовой!
(«Ветка Палестины»)
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
(«Когда волнуется желтеющая нива»)
Кода порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю
(«Нет, не тебя та пылко я люблю…»)
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз
(«Родина»)
- Кто сказал о Лермонтове: «Вот в ком было это вечное, сильное искание истины! Вот кого жаль, что рано так умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу, как власть имеющий. У него нет шуточек... шуточки не трудно писать, но каждое слово его было словом человека, власть имеющего.
Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский.»
( Л.Н.Толстой)
Оформление тетрадей. План урока.
Особенности лермонтовской эпохи.
Своеобразие лирики Лермонтова
Слово преподавателя.
Стихотворение «Смерть поэта», - писал один из современников Лермонтова, - возвестило русской литературе о рождении нового поэта, достойного наследника Пушкина».
К людям этого большого гражданского мужества, лучшим представителям своего поколения и принадлежал Лермонтов. Эти люди были очень юными, но на их долю выпала тяжёлая судьба, и они стали взрослыми раньше времени.
В основе лермонтовского творчества лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности существования. Отсюда трагизм произведений Лермонтова: ноты бесконечной тоски, тема одиночества, вечного скитальчества, но с другой стороны – презрение к современности, дерзкий вызов, стремление высказать «едкие истины». «В стихах Лермонтова, - писал Горький, - начинают звучать ноты, почти неизвестные у Пушкина, - это жадное желанье дела, активности, вмешательства в жизнь».
В русской литературе Лермонтов продолжил дело Пушкина и в то же время явился поэтом новым, поэтом другой эпохи, с иным, чем у Пушкина, складом творческой личности. Из огромного круга тем и образов, волновавших Пушкина, Лермонтов остановился только на некоторых. Белинский считал, что всё творчество Лермонтова посвящено разрешению одного вопроса: «нравственного вопроса о судьбах и нравах человеческой личности» И герой у Лермонтова, собственно один: один и тот же образ проходит в стихах, драмах, романах, воплощаясь то в лирического героя, то в Демона, то в Печорина… но этот «лермонтовский человек» - личность могучая, трагически прекрасная, словно вбирающая в себя все «думы» эпохи. Лермонтовскому герою доступно всё: трезвый анализ собственной души и окружающего, понимание истины, умение иронизировать и негодовать. Лермонтов – поэт очень субъективный. Он постоянно присутствует в своих произведениях, раскрывает часто не саму действительность, а своё страстное, оценочное отношение к ней, и в этом его величайшая сила. По словам Белинского, он имел право быть субъективным, ибо, как все великие поэты, «в своем сердце, в своей крови он носил жизнь общества, болел его недругами, мучился его страданиями, блаженствовал его счастьем…»
Задание.
Составить тезисный план по теме: «В чём сходство и различие поэзии Пушкина и Лермонтова»
Домашнее задание.
- Используя материалы учебника и материалы урока составить связный рассказ на тему: «Художественный мир Лермонтова».
- выучить наизусть стихотворение «Поэт».