СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Класс Паукообразные. Паук- крестовик, особенности внешнего строения в связи с образом жизни и средой обитания ".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Класс Паукообразные. Паук- крестовик, особен­ности внешнего строения в связи с образом жизни и средой обитания ". Разработан по линии учебников Л.Н. Сухоруковой

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Класс Паукообразные. Паук- крестовик, особенности внешнего строения в связи с образом жизни и средой обитания ".»

Урок №47

Тема: Класс Паукообразные. Паук- крестовик, особен­ности внешнего строения в связи с образом жизни и средой обитания.

Цели:

  • образовательные: раскрыть особенности строения паукообразных в связи со средой обитания; расширить знания о признаках класса; рассказать о многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека;

  • развивающие: развивать самостоятельную деятельность; умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию; совершенствовать умение работать с учебником;

  • воспитательные: воспитание уважительного отношения к природе, всему живому, что нас окружает; развивать уважительное отношение к живым организмам.

УУД:

  • ЛичностныеУУД:формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире

  • Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя

  • Коммуникативные УУД:сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

  • Познавательные УУД: извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять ре­зультаты работы классу.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

знать:

- особенности строения, жизнедеятельностипаукообразныхв связи с образом жизни и средой обитания.;

- классификацию типа Паукообразные;

уметь:

- выделять существенные признаки типа Паукообразные,

-различать паукообразных на рисунках и таблицах;

-объяснять роль паукообразных в природных сообществах, жизни человека;

  • Метапредметные:развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;

  • Личностные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации.

Основные понятия урока: паукообразные, клещи, скорпионы, клещи, паутина, паутинные бородавки, хелицеры, педипальпы, ногощупальца, ходильные ноги, головогрудь, брюшко

Оборудование:учебник, электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., презентация «Класс Паукообразные», лист самооценки «Мое продвижение на уроке», информационные листы, видео «Паутина»

Технологии:ИКТ, системно- деятельностный подход

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.Организационный момент.

Мотивация обучающихся к учению

Сегодня мы посвятим урок изучению еще одного загадочного обитателя нашей планеты. Я очень рассчитываю на вашу помощь и поддержку в ходе работы, что позволит нам сделать урок интересным и познавательным.

Я думаю, что каждый человек желает за свою работу получить отметки, оценки. Чтобы вам было легко оценивать свою деятельность на уроке, объективно поставить оценку за урок, посмотреть на ход урока со стороны, предлагаю по ходу урока, заполнять лист самооценки «Мое продвижение на уроке»(приложение 1). На каждом этапе уроке оценивать свою работу по критериям. Используя шкалу, полученные баллы перевести в отметку.

2. Проверка д/з.

Беседа

-Для начала давайте вспомним какой тип животных мы сейчас изучаем.

- Какие черты характерны типу Членистоногие?

-На какие классы делится тип Членистоногие?

- О каком животном мы говорили на прошлом уроке?

- Насколько хорошо вы знаете строение ракообразных, мы сейчас проверим.

Выполните задания: (слайда 1-3)

Установите соответствие определений и терминов.

I вариант

  1. Органы выделения рака речного

  2. Место обитания рака речного.

  3. Органы чувств речного рака.

  4. Отделы тела ракообразных.

  5. Представители ракообразных.

  6. Пищеварительная система рака.

А -креветка, Б -водоемы, В - рот, Г - желудок, Д - головогрудь, Е - брюшко, Ж - зеленые железы, З - усики, И -  глаза.

II вариант

  1. Органы защиты речного рака.

  2. Смена наружных покровов речного рака.

  3. Представители ракообразных.

  4. Покровы тела речного рака.

  5. Органы дыхания речного рака.

  6. Органы, расположенные на брюшке речного рака.

А-линька, Б- клешни, В - мокрица, Г- жабры, Д - хитин, Е - циклоп, Ж - хвостовой плавник, З - брюшные ножки.

Взаимопроверка работы обучающихся с помощью образца правильных ответов, выставление баллов в лист «Мое продвижение на уроке»

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

I вариант

Ж

Б

З, И

Д, Е

А

В, Г

II вариант

Б

А

В

Д

Г

Ж, З



3.Актуализация, мотивация(на формулировку темы и задачи урока) (слайды 4-5)

Легенда –загадка

--Наш сегодняшний урок я хочу начать с одной древнегреческой легенды.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам.

Эй, Паллада, ….
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина.

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинства и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть останется тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.


Подведение к формулированию темы урока

В кого Афина превратила гордуюАрахну?

4.Формулировка темы урока, постановка целей (слайд 6)

- Какова тема урока?

- А что вы знаете о пауках и где с ними встречались?

- Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель урока. Что сегодня предстоит нам изучить?

- Где и как узнать!

1. Учебник – с.94-95

2.Информационные листы

3. Учебная презентация «Класс Паукообразные»

4. Сообщения обучающихся

Поставьте себе баллы за этот этап урока





5.Изучение нового материала (слайды 7-30)

1. Особен­ности внешнего строения в связи с образом жизни и средой обитания.

Наука о пауках – арахнология.Пауки - одно из чудес живой природы. Их разнообразие поражает воображение. Науке известно около 70 000 видов пауков. Размеры сильно варьируют: от самых маленьких (0,8 мм) до самых крупных (11 см). Пауки — одни из самых распространенных животных. Наиболее богаты пауками области с обильным растительным покровом, но встречаются они во всех ландшафтных и климатических зонах, от полярных областей и высоких гор до сухих степей и раскаленных пустынь. Пауки найдены в Гренландии близ ледников и на антарктических островах, многие виды обычны в горах на высоте 2—3 тыс. м, а один вид скакунов найден на Эвересте на высоте 7 тыс. м. Места обитания пауков чрезвычайно разнообразны. Они живут в почве и на ее поверхности, в лесной подстилке, во мху, на травянистой и древесной растительности, под корой, в дуплах, под камнями, в трещинах скал, в пещерах, в норах и гнездах других животных, в жилище человека. Это сухопутные животные, лишь отдельные виды обитают под водой

Ключевой вопрос:

- Какие особенности внешнего строения позволили паукам расселиться по всему земному шару?

- Чтобы ответ на этот вопрос рассмотрим внешнее строение паукообразных на примере паука-крестовика.

-Почему его так назвали? (Брюшко сверху на тёмном фоне имеет крестообразный узор.)

Проанализируйте материал в информационных листах и используя рисунок в учебнике 4.41 на с. 94 и вставьте пропущенные слова в предложениях

1.Тело паука –крестовика покрыто________________________, которая предохраняет организм от__________________________________.

2. Имеются ______отдела тела:________________ и ______________________.

3. У паука__________________ конечностей, которые прикреплены к______________________

4. Ходильных ног ________________, которые необходимы для___________________________

5. Первая пара конечностей - _________________, в которых есть__________________.

6. Вторая пара конечностей - ________________ или _____________________. Это орган ____________

7.На головогруди имеются____________________.

Проверка ответов на вопросы, опираясь на ответы, делаем вывод, что паукам позволили расселиться по всему земному шару такие особенности строения:

1.Наличие хитинового покрова (предохраняет организм от потери влаги при испарении, поэтому паукообразные заселили самые засушливые районы земного шара)

2.Имеют два отдела: слитое брюшко и головогрудь

3.Шесть пар конечностей, которые прикреплены к головогруди

4.Ходильных ног у паука четыре пары, которые необходимы для передвижения.

5.Первая пара конечностей – хелицеры, которые заканчиваются когтем, куда стекает яд при укусе добычи. Вторая пара – ногощупальцы или педипальпы (орган осязания). Для ориентации в пространстве. Пауки ощупывают все вокруг, используя их как руки – трогают ими добычу, умываются.

6. Органы зрения – глаза, 4 пары.

- Какой же образ жизни ведут пауки и какие у них есть еще в связи с этим особенности строения? Послушайте историю

-Ранним утром 27 августа 1883 года четыре чудовищных взрыва потрясли небо над планетой. Кракатау, маленький островок в проливе между Явой и Суматрой подпрыгнул, выкинул в воздух четыре с половиной кубические мили земли и лавы. А затем осел в море. Две трети его залили волны.

Страшная была катастрофа! После извержения на Кракатау не осталось ничего живого. Он был спален огнем, расколот на части, залит лавой, посыпан пеплом.

Корабли, которые пытались пристать к Кракатау, с трудом пробирались через «пенку» плавающей на поверхности моря пемзы. Тысячи мертвых черепах качались на волнах. Но… через полгода биолог Котто нашел на Кракатау первое живое существо…

- Кто же это? Кто первый рискнул поселится на сожжённой земле?(Обыкновенный паук).

- Как проник он на остров? ( Прилетел на паутинке.)

Жизнь паука связана с паутиной.

- посмотрите на рис.4.41 в учебнике и скажите какой орган выделяет паутину?

- где находятся паутинные бородавки?

Это еще одна особенность строения паука, связанная с жизнью на суше и образом жизни.

- Для чего нужна паутина?

- Кто может стать добычей паука?

-На каждую ли муху охотник обращает внимание? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте решим задачку.

Задача: паук выскакивает из своего укрытия и стремительно направляется к мухе, попавшей в паутину, только в том случае если муха средней величины. На мелких мошек он не обращает внимания и даже не выходит из укрытия. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?(рассуждение)

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

- Как паук узнает о том, что попалась добыча?

- Для чего нужна паутина пауку?

- Паутина необходима не только для охоты. А вот для чего еще, вы узнаете из информационных листов (приложение 3)

Заполните схему «Значение паутины»

-охота,

- построение убежищ

- расселение

- размножение

- защита кладки

Поставьте себе баллы за этап урока – изучение нового материала

2. Разнообразие Паукообразных

- Какие животные, кроме пауков, относятся к паукообразным? (Пауки, Сенокосцы, Скорпионы, Клещи.)

С некоторыми представителями мы познакомимся, так как они обитают в нашей местности и очень опасны.

- Послушаем сообщение

Отряд Пауки

1.Каракурт – ядовитый паук

2. Тарантул – самый крупный паук Крыма

3.Сальпуга – занесен в красную книгу Крыма

Отряд Сенокосцы

Отряд Скорпионы

1.Скорпион крымский

Отряд Клещи

К некоторым паукообразным проявляют интерес ученые – биологи, врачи, агрономы, ветеринары. Это клещи.

6. Электронная физминтка для глаз 7.Обобщение, закрепление знаний

1) Флипчарт «Внешнее строение паука»

2) Флипчарт «Разнообразие паукообразных»

Взаимопроверка, выставление баллов

8. Рефлексия учебной деятельности

- Оцените свою деятельность на уроке:

-Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал….

Я научился….

Было сложно….

Было легко….

Мне понравилось….

Не понравилось….


Переведите баллы в оценку

15-13 баллов – «5»

12-10 баллов – «4»

9-6 баллов – «3»

9.Домашнее задание: проработать §36, с.95 №1 (письменно); творческое задание: «Мои биологические исследования», с.95.

























Приложение 1


Лист самооценки «Моё продвижение на уроке» _______________________________________

Этапы урока

Отметка

в баллах

Критерии

1.Проверка д/з

Соответствие определений и терминов: вариант –

1_____2______3____

4_____5______6____




Без ошибок – 3балл;

1 ошибка – 2 балла;

2 -3ошибки –1балл

2.Формулировка темы и цели урока


Самостоятельно сформулировал(а)-1балл

С помощью учителя, одноклассников0,5баллов

Не сформулировал – 0 баллов


3.Изучение нового материала.

1) Работа с текстом «Внешнее строение паука»


2) Составление схемы «Значение паутины»


Все правильно – 3балла;

    1. слова пропустил(а) – 2 балла

3-5 слов пропустил(а) – 1 балл


Правильно составлена схема 2 балла,

С ошибками 1 балл

4.Обобщение знаний

1) Подпишите внешнее строение паука:

1._________________

2.__________________

3.__________________

4.__________________

5.__________________

6.__________________

2) Определите представителя типа Паукообразные:

1)__________________

2)__________________

3)__________________

4)_________________


Без ошибок – 3балла

1-2 ошибка – 2 балла

3 ошибки – 1 балл













Без ошибок – 2балла

1-2 ошибка – 1 балла






5. Активность на уроке


1 балл

6.Итог урока


Баллы:___

Отметка за урок_____

  • Тема урока важная.

  • Испытывал затруднения на уроке.

  • На уроке мне было интересно.

  • Было скучно.



15-13 баллов – «5»

12-10 баллов – «4»

9-6 баллов – «3»


Приложение 2

Внешнее строение паука-крестовика.

Паук-крестовик – типичный представитель паукообразных. Его тело покрыто хитиновой кутикулой, которая предохраняет организм от потери влаги при испарении, поэтому паукообразные заселили самые засушливые районы земного шара.

Тело паука ясно разделено на головогрудь и брюшко. Брюшко крупнее головогруди.

На головогруди расположены 6 пар конечностей, 4 пары из которых – ходильные ноги.

Первая пара конечностей – хелицеры, которые заканчиваются когтем, куда стекает яд при укусе добычи. Вторая пара – ногощупальцы или педипальпы (орган осязания). Для ориентации в пространстве. Пауки ощупывают все вокруг, используя их как руки – трогают ими добычу, умываются.

На переднем краю головогруди находится четыре пары выпуклых блестящих простых глазков.



Приложение 3

Значение паутины в жизни пауков

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины.

Паутина нужна им для охоты: паутиной захватывают жертву и опутывают жертву.

Паутина необходима для построения убежищ, пауки паутиной выстилают норки, плетут надводные и подводные убежища.

Важную роль паутина играет при размножении. Самец находит самку по запаху ее паутины. А потом паутина нужна для защиты кладки, из паутины строят коконы.

Молодым паучатам паутина служит парусом при расселении.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!