СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Князь Владимир и Крещение Руси.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России к учебнику Пчёлова, Е. В. 6 класс. С использованием информационных технологий. ИКС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Князь Владимир и Крещение Руси.»

Конспект к уроку по истории России. 6 класс. ФГОС.

Тема урока: Князь Владимир и Крещение Руси.

Цель: формирование представлений о внутренней и внешней политике князя Владимира Святославича, о причинах и значении принятия христианства на Руси.

Задачи: сформировать представления у детей о деятельности князя Владимира, показать его значение деятельности для укрепления государства на Руси, выяснить сущность и причины возникновения христианства у восточных славян, выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Развивать умения соотносить личность и события в истории, развивать познавательные интересы, логическое мышление, потребности самостоятельного приобретения знаний.

Способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории православия

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные УУД:

Умение воспроизводить информацию по памяти, анализировать текст, проводить сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, аргументировать свою точку зрения, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

Владение монологической контекстной речью, умение слушать и отвечать на вопросы учителя, вступать в диалог, работать в парах, высказывать своё мнение.

Регулятивные:

Владение основами целеполагания, самоконтроля и самооценки, умение представлять результат своей работы.

Личностные УУД:

Уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемым ими мнениям. Познавательный интерес к истории России. Понимание значения христианизации Руси, нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Понимание роли личности в истории. Принятие общечеловеческих ценностей, постулируемых христианской религией

Оборудование:

учебник, карта «Древняя Русь» для 6 класса, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку «Древнерусское государство при Владимире», фрагменты видео, раздаточный материал в виде заданий, дополнительная информация по данной теме в электронном и печатном варианте.

Форма урока: урок с использованием информационных технологий

Тип урока: комбинированный

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

  3. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

  4. Изложение нового материала. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

  5. Закрепление изученного материала. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель. Как говорили древние греки, учить историю нужно, потому что тогда перед нами откроется не только прошлое, но станет понятным и настоящее, и даже будущее.. Попробуем объяснить это изречение в конце урока.

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Учитель. Прежде чем начать нашу работу, прошу вас прослушать одну притчу.

«Жил на свете мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках – мертвая или живая?» А сам думает, скажет живая, я умерщвлю ее. Скажет мертвая, я выпущу бабочку. Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Я предлагаю эти слова мудреца сделать девизом нашего сегодняшнего урока.

На доске написан девиз урока «Все в твоих руках».

Ведь действительно в наших руках есть возможность получить крепкие знания и создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждый почувствовал себя личностью: творческой, одаренной и уверенной в завтрашнем дне.

Учитель. А сейчас прошу обратить внимание на экран

Просмотр видео «Открытие памятника в Москве Князю Владимиру». На основе увиденного детям предлагается определить тему урока. Ответы детей.

Учитель. У вас на столах находятся лучики от нашего солнышка (макет солнца без лучиков прикреплен к доске). Вам необходимо написать на лучиках, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке. По данным записям мы и определим цель нашего урока. Дети записывают свои ожидания и опасения, озвучивают и прикрепляют лучи и тучи к солнцу. (Метод ожиданий и опасений)

Примерные ответы детей.

Лучики.

  • Узнать о личности князя Владимира

  • Узнать о деятельности Владимира

  • Определить какаю политику вел князь внутри государства

  • Узнать вел ли князь завоевательную политику

  • Стало ли сильнее государство Древняя Русь сильнее за время правления Владимира

  • Зачем князь ввел христианство на Руси

  • Действительно ли введение христианства имело такое большое значение

Тучки.

  • Боюсь ошибиться

  • Слишком объемный материал

  • Неправильно сделаю выводы

  • Не пойму новый материал

  • Будет скучно


Учитель формирует цель урока.

  1. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Учитель. Мы с вами изучаем большую тему «Древнерусское государство. Русь в IX – XIIвеках.». Древняя Русь – время легендарное. Не так много известно об этом периоде нашей истории. Только самые яркие личности остаются в народной памяти, только о них писали летописи. Мы познакомились с деятельностью первых русских князей, оценили их роль в становлении Древнерусского государства. Сейчас мы быстро прошагаем ступеньками их деятельности, используя блокноты цветного сигнала. (Метод «Блокнот цветного сигнала»).

Вопросы:

  1. Укажите имя князя, который всегда предупреждал своего противника о наступлении фразой «Иду на Вы» (Святослав)

  2. Укажите имя князя, чей щит был прибит на воротах Константинополя (Олег)

  3. Кто стал править в Киеве после смерти Рюрика, объединив новгородские и киевские земли (Олег)

  4. Какой князь был убит древлянами во время сбора дани в 945 году (Игорь)

  5. Назовите имя первого русского князя, основавшего Новгород. (Рюрик)

  6. Кто из правителей провел первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов (Ольга)

  7. Кто первым из русских князей совершил военный поход на Константинополь в в 860 г. (Дир и Аскольд)

  8. Назовите автора первой летописи «Повесть временных лет» (Нестор)

  9. Кто из правителей Древней Руси принял крещение в 957 г. (Ольга)

  10. Как к новой религии относились разные слои древнерусского общества?

  11. Почему Святослав не принимал православие?

  1. Изложение нового материала. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Учитель Мы продолжаем шаг за шагом открывать историю Древнерусского государства. Работа по новой теме урока будет проходить в нашей классной творческой лаборатории в группах (парах)– так удобнее проводить исследования. Каждая группа (пара) будет решать одну из поставленных задач, таким образом, мы придем к общей цели. Каждая группа, поработав совместно, должна представить информацию, которую она изучила и исследовала.

1 группа будет работать с историческим источником и представить результат своего исследования о внутренней и внешней политики князя Владимира.

2 группа поработает с обработанным материалом учебника с 51-54 и представит отчет о проделанной работе о введении христианства на Руси (значении).

Учитель. И так, начинаем изучать, исследовать, действовать.

1 группе даётся таблица, которую заполняют обучающиеся по мере работы с материалом. Мы работаем над проблемой «Внутренняя и внешняя политика князя» и по результатам исследования составим таблицу.

Внутренняя политика

Внешняя политика

Провел ряд реформ:

  1. Административная реформа. 

_________________________________________

  1. Военная реформа.

_______________

  1. Судебная реформа.

__________________

  1. Религиозная реформа. 

__________________________

  1. Финансовая реформа. 

______________________



на рубеже 981-991 годов:

_________________________________________________________________________________________________________________


2 группе даётся задание определить причины и последствия крещения и по результатам исследования составить таблицу.

Причины крещения

Последствия крещения

- _______________________

_____________________________



-__________________________

_________________________________________________________________________________________________________________







Учитель. И так, группы готовы, поработали и уже готовы отвечать. Но прежде, чем продолжить работу я предлагаю немного размяться.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

пальцы сжать, потом разжать,

руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И беремся вновь за дело.

Учитель. Этого князя называли Красным Солнышком, святым воителем, защитником земли Русской, которому служили богатыри. Как сказал Карамзин: «Он с помощью злодеяний овладел государством, но скоро доказал, что родился быть государем великим».

Владимир Святославович – великий князь киевский с 980 г. Внебрачный сын Святослава Игоревича и ключницы великой княгини Ольги – Малуши.

Князь Владимир завершил объединение всех восточнославянских земель в составе Древней Руси. Ввел христианство на Руси – как государственную религию, приблизительно в 988-989 гг., начал строить христианские храмы и монастыри, основал школы и библиотеки. За время его правления Древняя Русь достигла наибольшего могущества. Это была централизованная христианская империя с устоявшимся местом в европейской политике.

Итак, для своего творческого отчета приглашаем представителей 1 группы. (По мере заполнения таблиц, ответы появляютя на слайде и записываются в рабочие тетради обучающимися)

Представители 1 группы. Мы работами над проблемой «Внутренняя и внешняя политика князя» и по результатам исследования составили таблицу.

Работа с картой (Под руководством учителя показ присоединённых территорий и походов Владимира)


Внутренняя политика

Внешняя политика

присоединил к Руси земли восставших вятичей и радимичей

Провел ряд реформ:

  1. Административная реформа.  ликвидировал «племенные» княжения, разделил территорию Древнерусского государства на 8 административных земель, которые назывались волостями, во главе которых, поставил доверенных лиц.

  2. Военная реформа. Вместо наёмников-варягов князю служат «мужи лучшие» из славян, Владимир укрепил южные границы системой.

  3. Судебная реформа. Создание и последующее разделение судов на светские(градские) и церковные (епископские). Принят « Устав земляной», свод норм устного обычного права.

  4. Религиозная реформа. Крещение Руси, становление христианства как официальной государственной религии.

  5. Финансовая реформа. Владимир чеканил собственные деньги – златники и серебряники.

 



на рубеже 981-991 годов:

– завоевал Перемышль и Червень.

- воевал с волжскими булгарами

- обложил данью хазар.

– завоевание Херсонеса в Крыму.

– включение в состав Руси территории белых хорватов



присоединил к Руси земли восставших вятичей и радимичей

Провел ряд реформ:

Административная реформа. Владимир ликвидировал «племенные» княжения, разделил территорию Древнерусского государства на 8 административных земель, которые назывались волостями, во главе которых, поставил доверенных лиц.

Военная реформа. Вместо наёмников-варягов князю служат «мужи лучшие» из славян, Владимир укрепил южные границы системой «Змиевы Валы» — это сплошная стена из земляной насыпи, земляные окопы, сторожевые заставы..

Судебная реформа. Создание и последующее разделение судов на светские(градские) и церковные (епископские). Принят « Устав земляной», свод норм устного обычного права.

Религиозная реформа. Крещение Руси, становление христианства как официальной государственной религии.

Финансовая реформа. Владимир чеканил собственные деньги – златники и серебряники.

 

Вывод: Владимир Великий вел активную внутреннюю и внешнюю политику. Он начал свое княжение с наведения порядка в государстве, провел ряд реформ и значительно расширил территорию Руси.

Учитель

Для оглашения результатов своего исследования приглашаются представители от 2 группы, ребята постараются определить причины и последствия крещения.


Причины



проблема вывод



последствия


Выступление 2 группы.

В 988 году Владимир крестился по византийскому образцу, женился на византийской принцессе Анне и, вернувшись в Киев, устроил массовое крещение. К введению христианства на Руси Владимира подтолкнули ряд причин:

Причины крещения

Последствия крещения

  1. Объединение и укрепление государства.

  2. Отсутствие в язычестве духовности и нравственности.

  3. Укрепление международного авторитета.


  1. Развитие грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией

  2. Улучшению международного положения Руси.

  3. Повышение нравственности и просвещения народа.


Причины:

  1. Объединение и укрепление государства. Владимир пришёл к выводу, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила – единая религия.

  2. Отсутствие в язычестве духовности и нравственности. Владимир понимал, что язычество не будет соответствовать тем политическим и духовным стандартам государства, которые планировалось ввести в ближайшем будущем.

  3. Укрепление международного авторитета. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Русь получила статус «Цивилизованного государства», при язычестве это было невозможно.

Учитель Отличная работа, но прежде чем перейти к анализу значимости принятия христианства, предлагаю просмотреть фрагмент видео (видео).

Продолжение выступления 2 группы.

Последствия.

Выступление детей. Принятие христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие Русского государства. Прежде всего это:

  1. Развитие грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.)

  2. Улучшению международного положения Руси. Привлечение Древней Руси к европейской цивилизации, расширило экономические и культурные отношения с европейскими государствами

  3. Повышение нравственности и просвещения народа. Христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Христианство не только наладило связи между странами, но и сплотило русский народ. С приходом христианства начали потихоньку исчезать кровавые обряды и жертвоприношение. Народ стал более воспитанным и просвещенным, люди стали понимать, зачем ходить в церковь и как обращаться к Богу. Это стало главной задачей церкви.

Дополнение учеников учителем.

  1. Обращение в христианство в сильной степени повлияло и на самого Владимира. С этого времени уходит в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится более терпимым к людям, щедрым, милостивым. Известны его частые раздачи денег нищим, бесплатные пиры для народа на своем дворе. Если люди по болезни не могли прийти к нему за стол, он приказывал возить пищу по городу и предлагать ее всем нуждающимся. Такой же порядок он ввел и в других городах и землях Руси.

  2. Постепенно после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная иерархия.  Был принят церковный устав, появился церковный суд, преследовались все ереси и проступки нравственного характера.

Учитель. Молодцы, ребята. Вы проделали огромный труд, давайте подведём итоги вашим исследованиям

Вывод: при князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой.


5. Закрепление изученного материала. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель. Вот и подошла к концу наша работа в творческой лаборатории. Мы с вами славно потрудились и открыли еще одну страничку легендарной истории Древней Руси. Так кто же он Великий князь Владимир? В чем состоит его главное право на вечную память и благодарность потомков? Вернёмся к изречению. Как вы сейчас его объясните?(Ответы учеников). Давайте закрепим изученный материал, используя метод «Историческая перестрелка», а поможет нам в этом сам Князь Владимир Красное Солнышко.

«Я- Великий Князь Владимир. Я взошёл на трон во времена, когда Русь была разрознена междоусобицами. Спустя 35 лет правления я создал мощное государство, с которым считались как Византия, так и Европа. Современники говорили обо мне: «Он с помощью злодеяний овладел государством…», а потомки возводят памятники в мою честь, и хотя, не все мою фигуру воспринимают однозначно, народ называет меня - Владимир Ясное Солнышко».

Учитель. Ребята, что поражает вас в рассказе Владимира? Может он просто хвастается? Если нет, то давайте подтвердим слова князя, полученными знаниями, это и было целью нашего урока.

Примерные ответы детей.

  • Князь Владимир завершил объединение русских земель.

  • Провел ряд важных реформ для внутреннего укрепления государства.

  • Укрепил международные позиции Руси.

  • Объединил русский народ единой верой – христианством.

Учитель. Каждый человек в жизни руководствуется своими принципами, каждого манят свои огни – маяка, каждый строит свой пьедестал успеха. Сегодня на примере Великого князя Владимира Святославовича мы увидели, как много может сделать один человек для своей Родины, своего народа. Я желаю вам, чтобы вы строили свой пьедестал успеха, руководствуясь примерами лучших представителей человечества.

А сейчас, я думаю, настало время продолжить построение нашего генеалогического дерева правителей Древней Руси.

Дети поднимают руки, желая прикрепить портрет Владимира к дереву.

Ученик. Я считаю, что Владимир достойно занимает свое место на этом дереве рядом с великими правителями древности.

Прикрепляет портрет. Возвратимся к нашим лучикам. Ответили мы на наши вопросы?

Учитель. Наш урок подошел к концу, запишите д\з. §8. Обсуждение, выставление оценок. Урок окончен.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!