Тема урока: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи урока:
предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;
метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: усвоение новых знаний
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Дата:
Оборудование: Учебник Обществознание 6 кл., под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2016. – 111 с.
План:
Понятие «конфликт»
Основные стадии (этапы) конфликта
Виды конфликтов
Способы поведения в конфликтной ситуации.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.
II. Мотивация
Предлагаю вам посмотреть фрагмент выпуска киножурнала Ералаш и определить, о чем мы будем говорить на уроке.
Демонстрируется фрагмент выпуска №4 киножурнала «Ералаш»
Вопросы:
Какая ситуация возникла между ребятами? (драка, ссора, конфликт)
О чем пойдет речь на уроке? (Конфликты)
Тема нашего урока – Конфликты в межличностных отношениях. Запишите ее в тетради
Какие вопросы мы должны обсудить в рамках темы урока?( Записывают тему урока в тетради
Формулируют план урока: - понятие, причины, основные этапы конфликта, правила поведения в конфликте)
Актуализация знаний
При каком виде деятельности могут возникать конфликты? (при общении). Повторим ДЗ.
В бланке ответов на вопросы поставьте +, если согласны с утверждением и - , если нет.
Вопросы:
1. Общением называют деловые или дружеские отношения людей. (да)
2. Особо ценится в общении качество – умение слушать собеседника. (да)
3. Целью и результатом общения можно считать развитие человека. (да)
4. Главным средством общения является речь. (да)
5. Рукопожатие при встрече является примером вербального общения. (нет)
6. Письмо бабушке – это пример невербального общения. (нет)
7. Общение без помощи речи называют невербальным (неречевым общением). (да)
К чему приводят неправильно выбранные средства общения? (конфликт)
III. Изучение нового материала
1. Понятие «конфликта»
Давайте определим лексическое значение слова «конфликт». Какие ассоциации вызывает это слово?
Примерный ответ: Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.
Какое справочное пособие может нам помочь в формулировке определения термина «Конфликт» (словарь)
Предлагаю познакомиться с термином в словаре Ожегова и в словаре по психологии.
Дети читают определение в словаре.
В словаре Ожегова С.И. конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
В словарике на странице 108 нашего учебника есть определение этого термина. Прочитаем. Перепишем в тетрадь.
Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
В переводе с латинского это слово означает «столкновение».
Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.
Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.
2. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
Для нашего класса конфликт – обычное дело. Предлагаю вам сформулировать одну-две причины конфликта. Можно обсудить с соседом по парте.
Ответы детей.
Итак, причиной конфликта может стать какое-либо высказывание, и оно может показаться несправедливым, обидным; нечаянно или специально брошенное слово; противоположные желания и интересы.
Предлагаю совершить путешествие в Древнюю Грецию и послушать притчу.
Видеофрагмент «Притча о языке»
Вопрос: Каким образом данная притча связана с темой урока? О чем притча? Чему она учит?
3. Основные стадии (этапы) конфликта. Работа в группах. 5 минут
В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.
У вас на партах таблица «Этапы конфликтной ситуации». Она поможет нам дать характеристику каждому из пяти этапов.
Таблица «Этапы конфликтной ситуации»
Этап конфликта | Варианты поведения и характеристика |
1. Возникновение конфликтной ситуации | Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, различия в положении в обществе, смысловые барьеры, эмоциональный барьер, моральный барьер в общении. Смысловые барьеры в общении - одно и то же слово имеет разный смысл для разных людей. Эмоциональный барьер – разные чувства и вызванные ими состояния, ведущие к непониманию. Моральные барьеры – из-за различного представления о правилах или нормах поведения. |
2. Осознание конфликта | Осознание ситуации как конфликта. На этой ступени осуществляется переход к конфликтному поведению или наблюдается стремление предотвратить конфликт, то происходит поиск решения до возникновения конфликта. Существует 4 основных варианта поведения: сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание. Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого. Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание. Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении. Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой. |
3. Проявление конфликтного поведения | Переход к конфликтному поведению. Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте. В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра. Конфликт обостряется эмоциональным поведением, а эмоции, в свою очередь, стимулируют конфликтное поведение. При этом возможны следующее варианты поведения: 1) открытая борьба, столкновение сторон; 2) отказ от конфликтного взаимодействия, уход из конфликтной ситуации (осознание недостатка своей силы, возможностей, изменение отношения к предмету разногласий, временное отступление для дальнейшего решения конфликта, когда это возможно); 3) компромиссное направление, переговоры (взаимные уступки, уменьшение своих притязаний) |
4. Углубление конфликта | Кризис и разрыв отношений между оппонентами. Эта стадия состоит из направлений: конструктивного и неконструктивного. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. |
5. Разрешение конфликта | Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. На заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция. Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш. Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния. Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу). Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. |
Результаты работы в группе.
Первичное закрепление после 2 группы.
1. Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта.
Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф - падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.(сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта, т.е. избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение – приспособление).
Задания после 5 группы:
О каком варианте исхода конфликта идет речи в пословице или поговорке.
“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)
“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)
“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)
«Лбом стены не прошибешь» (Подчинение)
Физкультминутка. Релаксация.
Давайте немного отдохнём и выполним упражнение, которое впоследствии вы сможете выполнять в любое время, когда почувствуете себя обиженными на кого-то. Оно даёт выход скопившейся негативной энергии. Поможет вам выходить из конфликтных ситуаций.
Инструкция: Стоя, напрягите все мышцы и сделай глубокий вдох. Задержите дыхание и мышцы в состоянии напряжения на несколько секунд. Выдохните! Почувствуйте, как напряжение покидает вас с головы до ног. Повторите свои действия несколько раз. Выполняя это упражнение, всё время думайте о том человеке, который вызвал у вас гнев и раздражение. Чувствуете, как отрицательные эмоции, обида, плохое настроение, агрессивность оставляют вас: достигают кончиков пальцев ваших ног и через подошву обуви выходят наружу. Сделайте шаг вперед, оставив «гнев» позади. Закройте глаза и вспомните всех, на кого вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.
- Проходят ли конфликты бесследно?
-Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказал: - "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо"
В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо-дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец наступил тот день, когда он не забил не единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.
Тогда отец сказал ему: "Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда ты не потеряешь терпение". И вот настал день, когда юноша смог сказать что вытащил все гвозди.
Отец отвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри, сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же, как раньше."
- Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
Вопросы классу
-В чем смысл притчи?
-Оставляют ли конфликты следы?(Ответы учеников)
Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.
Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне. Комфортно ли им рядом со мной?»
Конфликты могут возникать не только между отдельными людьми, но и между государствами. Послушайте обращение.
Чей голос мы слышим? О каком событии он говорит в сводке?
Юрий Борисович Левитан - диктор радио в годы ВОВ.
Самый значительный конфликт 20 века это ВОВ. Сегодня 2 февраля – день воинской славы, связанный с разгромом немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.
Продолжаем работу с бланком ответов.
8. Межличностный конфликт – это столкновение нескольких участников, при котором каждый отстаивает свои взгляды. (да)
9. Противоположные желания и интересы, различия в положении в обществе, смысловые барьеры, эмоциональный и моральный барьер в общении могут стать причиной межличностного конфликта.
(да)
10. В своем развитии конфликт обычно проходит семь последовательных ступеней. (нет)
11. Компромисс – это стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. (нет)
13. Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта «Проявление конфликтного поведения», необходим инцидент. (да)
14. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. (да)
15. Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию (да)
Соедините в бланке ответов плюсики. Оценки за работу на уроке.
Рефлексия
Тренинг. Представьте себе общество, в котором все хорошие люди окрашены в белый цвет. Какие люди считаются «хорошими»? А все плохие окрашены в черный цвет. Если бы вы оказались в таком обществе, в какой цвет вы окрасили себя? (Ответы детей)
Одна девочка ответила, что была бы полосатой. Мне хотелось вы видеть вас в белом цвете. И если будут на вас черные полоски, пусть они будут тоненькими и редкими.
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу.
Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!». (видеофрагмент)
А если уж и попадете в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из нее.
Д/з Параграф 9. Задание: Создать памятку: «Формула успешного решения школьных конфликтов»
Приложение №2
Формула успешного решения школьных конфликтов
Доброжелательность.
Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.
Тактичность.
Разговор по существу.
Поиск компромисса.
Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения.
Соблюдение чужого персонального пространства.
Правильный выбор роли.
Умение слушать и слышать друг друга.
10. Справедливость.