Конспект урока музыки
Класс: 2.
Тема: Музыкальный К.В.Н.
Тип урока: урок-конкурс.
Цель: организовать деятельность учащихся по проверке имеющихся знаний с помощью нетрадиционного типа урока.
Задачи:
Обучающая: выявить уровень музыкальных знаний.
Развивающая: способствовать развитию музыкального слуха, положительной мотивации к изучению музыки.
Воспитывающая: воспитание интереса к музыкальной культуре, расширение кругозора.
Оборудование: конверты с заданиями, плакаты с высказываниями о музыке, рисунки с изображением скрипичного и басового ключей, отдельных нот, рисунки музыкальных инструментов, фонограммы песен.
Ход урока
I. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное и полезное путешествие в мир музыки, музыкальных инструментов, песни.
II. Основной этап
- Как вы думаете, когда люди начали петь? (Ответы учащихся)
- Правильно, давным-давно. Говорить и петь люди начали почти одновременно. Затем они научились извлекать звуки из разных предметов, которые были у них под руками. Как вы думаете, что это за предметы были? (Ответы учащихся)
- Первыми музыкальными инструментами были предметы - камни, палки. При ударе их друг о друга, получался звук. Такими звуками первые люди сообщали об опасности, победе, призывали богов. Так появились первые, ещё очень примитивные музыкальные предметы. Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.
- Почему мы говорим, что есть музыка дождя, ветра? (Ответы учащихся)
- Какая ещё есть музыка в природе? (Ответы учащихся)
- Действительно музыка живёт везде вокруг нас, мы слышим её в разных звуках. А вы умеете узнавать звуки природы? (Ответы учащихся) Давайте проверим.
- Добро пожаловать на нашу музыкальную олимпиаду, которая называется КВН. Сегодня у нас встреча дружеских команд. Давайте разделимся на две команды: 1 команда ваше название будет «Скрипочка» (1 ряд + половина 2-го ряда), 2 команда ваше название будет «Свирель» (вторая половина 2-го ряда + 3 ряд).
- Итак, начнём встречу с музыкального приветствия! Каждая команда споёт для другой команды 1 куплет или припев, в котором есть слова «привет, здравствуй, добрый день или какое-либо приветствие».
Конкурс: «Приветствие».
- Слушаем песню 1-ой команды. Молодцы! Теперь пришло время для песни 2 команды. Молодцы!
Конкурс: «Разминка».
- Командам поочерёдно я буду предлагать аудиозаписи различных звуков природы к прослушиванию. Каждая команда должна назвать звук чего она прослушала.
Звуки: шум прибоя, ветра, стук дятла, рёв зверей, трель птиц.
- Молодцы!
Конкурс: «Дополнительный балл».
- Ребята, посмотрите, на столе у меня расположены предметы, сделанные из различных материалов. Из дерева, стекла, металла, картона, пластмассы. Под каждым из предметов лежит скрипичный или басовый ключ, который даёт право получить дополнительный балл за правильный ответ. Игрок команды подходит к столу, встаёт спиной к нему. Я ударю палочкой по предмету. Игрок внимательно слушает, затем повернувшись, указывает и называет предмет, от которого шёл звук. Начали!
- Молодцы!
Конкурс: «Музыкальные слова».
- Ребята, отгадайте загадку: семь ребят на лесенке, заиграли песенку (ноты).
- Молодцы! Вам придётся вспомнить и назвать ноты. Я вам буду читать стихотворение, вы должны дружно называть ноты.
Раз в субботу семь енотов
Во дворе учили ноты.
Дотянув насилу «До»,
Вытер пот один енот.
А второй дошёл до «Ре»
Очень жарко во дворе.
Третий взять пытался «Ми»,
Да попробуй-ка, возьми.
А четвёртый: «Что мне «Фа!»-
С двойкой может быть графа».
Пятый взять пытался «Соль»
И вздохнул – не «Соль», а боль.
А шестой засел на «Ля»,
И без «Ля» стоит земля.
Лишь седьмой дошёл до «Си»,
Да и тот совсем осип.
- Назовите дружно ноты по - порядку. (Ответы учащихся)
- Сейчас капитаны команд получат конверты с заданием. За 1 минуту нужно придумать как можно больше слов, в которых есть название нот.
-Продолжим нашу игру. Чтобы узнать, как называется следующий конкурс, вы должны отгадать загадку:
Я - ваша подруга, я – ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну, конечно же …песня.
Конкурс: «Вспомним песню».
- Внимание, капитаны команд возьмите по одному конверту. В конвертах находятся листочки с написанной на них темой: «Животные» «Птицы», «Школьная жизнь», «Путешествия». Каждой команде нужно поочерёдно петь по несколько строк из песен на доставшуюся тему.
-Молодцы, много песен вы знаете!
Конкурс: «Помоги животным вспомнить свою песенку» (картинки : львёнка, собаки, кошки, медведя)
- Звери, услышав от сороки о нашем конкурсе – сбежали из своих песен. Посмотрите на эти картинки животных, помогите им вернуться в свою песенку.
- Молодцы!
-Я знаю, что вы умеете не только петь, но и рисовать. Наш конкурс называется «Музыкальная открытка» Команды должны сделать рисунок к одной из известных песен, предложить команде - сопернице назвать её и исполнить. Итак, даю вам на изготовление открытки 3 минуты.
Конкурс: «Заморочки из бочки»
- Я сейчас буду задавать вопросы, вы должны ответить на них.
1) песня о двух друзьях разного цвета (2 весёлых гуся)
2) песня предводительницы, гадающей на картах (атаманша, Бременские муз.)
3) песня о звере, который может укусить в трудной жизненной ситуации. (собака бывает кусачей)
4) песенка любителя ранних визитов ( песня Винни –пуха)
5) какую нотку кладут в суп? (соль)
6) какие нотки растут на грядке?
III. Заключительный этап.
- Если вы по – настоящему полюбите музыку, то нотки станут вашими друзьями. Они помогут вам узнать волшебный мир музыкальных звуков, научат понимать музыку и слышать её в окружающей природе. Именно музыка делает окружающий мир прекрасней и добрей.
- В музыкальном конкурсе КВН победила команда (название команды). Поздравляем! Ну а проигравшая команда не расстраивайтесь. У вас ещё будет шанс проверить свои силы в другом музыкальном состязании.
- Спасибо за урок!